Dipol FM | 105,6 fm

Страхование: что было и что будет. Экспертный опрос

«Вслух.ру» попросил экспертов высказать мнение об итогах и перспективах развития страхового рынка.

_В начале года еженедельник «Вслух о главном» и интернет-газета «Вслух.ру» по традиции попросил экспертов высказать мнение об итогах и перспективах развития страхового рынка_.

Екатерина Гехт, директор филиала компании РОСГОССТРАХ в Тюменской области:

— Можно сказать, что 2013-й — это год кризиса на рынке ОСАГО. Проблемы, накопившиеся за 10 лет существования закона, обострились в полной мере. Причины кризиса: безответственность ряда страховщиков, отсутствие единой методики расчета ущерба, действие всевозможных посреднических структур, паразитирующих на рынке ОСАГО, высокий уровень ДТП (в несколько раз выше, чем заявленный на момент расчета тарифов) и, самое главное, недостаточность базового тарифа, который принят в 2002 году и с тех пор ни разу не менялся.

Одна из проблем в сфере ОСАГО — отсутствие единой методики оценки ущерба. Документа, который должен был появиться еще 10 лет назад вместе с самим законом об ОСАГО, до сих пор нет. В настоящее время страховые компании при определении стоимости восстановительного ремонта руководствуются различными методиками и зачастую выплаченных средств автовладельцу не хватает. Как следствие, суды завалены исками от страхователей, а людей, желающих на этом заработать, становится все больше. Так у разных экспертов по одному и тому же поврежденному автомобилю можно получить разную восстановительную стоимость. Недобросовестные посредники стали выкупать у граждан право требовать возмещение по страховому случаю и обращаться с ним в суд. Причем зачастую они злоупотребляют нормами закона.

Псевдоюристы находят клиента, дают ему так называемые «отступные», а клиент, в свою очередь, подписывает доверенность на право представления его интересов в суде и получение денежных средств. Сумма, которую такой «юридический представитель» взыскивает со страховщика через суд, в разы превышает размер тех «отступных», которые получил страхователь. При этом сам автовладелец даже не в курсе, сколько на нем заработали, поскольку средства поступают на счет «юридического представителя». В результате эти псевдоюристы снимают все сливки, а остальные в проигрыше — и страхователи, поскольку от выигранных дел и штрафов им особо ничего не достается, и страховщики, поскольку убыточность ОСАГО еще больше возрастает за счет судебных издержек, и даже судьи, поскольку они завалены делами.

В 2013 году продолжился уход с рынка страховых компаний, были отозваны лицензии у 36 страховщиков. Пожалуй, самый известный из них — СК «Россия», которая входила в TOP-15 и активно работала, в том числе и в Тюменской области. Мы надеемся, что действия мегарегулятора, направленные на повышение прозрачности и финансовой устойчивости страховщиков, позволят, наконец, навести порядок в страховой отрасли.

Страховое сообщество, со своей стороны, делает все возможное, чтобы отсрочить катастрофу рынка ОСАГО. Так сообщество предложило государству помощь в создании единой методики расчета ущерба (изначально эта функция была возложена на Минтранс). При Российском союзе автостраховщиков создан экспертный совет из страховых компаний, независимых оценщиков, профессиональных сообществ, который уже работает над рядом нормативных документов. Однако эта мера не решит всех проблем. Ликвидация существующего уже несколько лет дисбаланса между обязательствами страховщика и полученной страховой премией возможна только путем повышения базового тарифа ОСАГО.

Весной Госдума должна рассмотреть во втором чтении ряд поправок к закону об ОСАГО. Предлагается, в частности, запретить переуступку права требования и ввести обязательный претензионный порядок: если человек не согласен с суммой выплаты, он должен сначала направить страховщику письменную претензию, и только если договоренности не достигнуто — обращаться в суд. Срок рассмотрения претензии страховщиком предполагается сократить до 10 дней вместо нынешних 30 дней. Это должно сократить количество злоупотреблений со стороны «автоюристов» и объем дел в судах.

Также во втором чтении должен быть рассмотрен вопрос о введении безальтернативного ПВУ. Оно предполагает, что обращаться за выплатами водители смогут только в компанию, у которой покупали полис ОСАГО, независимо от того, кто является виновником ДТП. Сейчас у клиента есть выбор: он может обратиться как в свою компанию, так и в компанию виновника. Однако такая альтернатива лишь видимость — своих клиентов многие страховщики всеми правдами и неправдами принуждают обращаться в компанию, где застрахован виновник, а сами отказываются платить, особенно если речь идет о крупной сумме. С введением безальтернативного прямого возмещения убытков (ПВУ), во-первых, будет нанесен удар по безответственным компаниям. Граждане буду вынуждены думать о том, полис какого страховщика они покупают, так как от этого будет зависеть выплата им самим. Во-вторых, это повлечет за собой повышение качества урегулирования убытков у страховщиков, так как одно дело — урегулировать убытки «чужих» водителей, которых страховщик видит первый и возможно, последний раз, и совсем другое дело — обслуживать своего клиента, который, скорее всего, рано или поздно придет не только за ОСАГО, но и за полисами по другим видам страхования.

Мы вплотную подошли к необходимости реформирования системы ОСАГО. Она должна стать цивилизованной, чтобы у граждан даже не возникало потребности идти в суд.

Михаил Брудков, директор Тюменского филиала СГ «УралСиб»:

— 2013 год был для страхового рынка достаточно позитивным. Окончательной статистики пока нет, но, по предварительным оценкам, рост составил порядка на 14-16% (но это в целом, по разным видам страхования он отличается). Важным для отрасли стало вступление в силу законодательных норм, предусматривающих обязательное страхование ответственности перевозчиков: уже есть практика возмещения убытков людям, которые получили травмы или увечья в автобусах и маршрутных такси типа «Газель». Сейчас производятся выплаты в пользу родственников россиян, погибших в терактах в Волгограде.

Противоречие имеется в дискуссии об увеличении страховой суммы по ОСАГО, открытой депутатами Госдумы. Сделать это необходимо, потому что выплата в 120 тысяч рублей (максимальная, когда причинен вред имуществу одного из участников ДТП. — Прим. ред.) не всегда отвечает потребностям клиентов. Однако это хорошее дело наталкивается на сопротивление страховщиков ввиду того, что взносы (то есть цена страхования) при этом не увеличивается. Многие компании считают, что в случае вступления поправок в силу ОСАГО будет убыточным, и начинают отказываются от этого вида страхования.

Другие, в том числе и лидеры рынка, создают препятствия для страхователей. Например, перенося центры урегулирования убытков в другие города — скажем, из Тюмени в Ишим. Таким образом, водителей, пострадавших в ДТП, стимулируют обращаться с претензиями в компанию, где оформлен полис, чтобы развивалось так называемое прямое урегулирование убытков. Внесение в закон поправок, предусматривающих исключительно такую схему, тоже обсуждается.

Сейчас ОСАГО является низкорентабельным на Дальнем Востоке и на юге России. В Уральском федеральном округе при существующих тарифах и коэффициентах этот вид страхования, к счастью, достаточно рентабелен, поэтому в Тюмени и других городах области кризиса по ОСАГО не наблюдается. Однако на рынке страны тенденция непродажи полисов автогражданки либо их продажи только дополнительно с другими страховыми продуктами уже ощущается.

2014 год начался с введения еще одного вида обязательного страхования — страхования ответственности строительных организаций перед дольщиками за исполенение обязательств по договору долевого участия. С 1 января учреждения юстиции не регистрируют такие договоры, если ответственность строительной компании не застрахована.

Кроме того, на прошлой неделе вступили в силу изменения в закон о страховом деле, ограничивающие комиссионное вознаграждение по обязательным видам страхования десятью процентами. Это опять же коррелируется с тем, что, с одной стороны, страховщики говорят, например, что ОСАГО нерентабельно, но при этом выплачивают агентам комиссии в 20-30%.
Что касается тарифов, то можно предположить, что в 2014-м увеличится цена каско. В 2012—2013 годах в конкурентной борьбе полисы каско становились все дешевле и дешевле, в результате многие компании начали нести убытки. И если раньше эти убытки были не видны благодаря росту продаж автомобилей, который, в свою очередь, порождал спрос на каско, то теперь, при стабильном портфеле, многие страховщики увидели, что получают по каско отрицательный финансовый результат, в связи с чем стали повышать цены. Плюс это происходит из-за того, что растет курс валюты, а основной парк автомобилей у нас — машины импортного производства, соответственно, будут дорожать запчасти для них. Но это не коснется тех россиян, которые уже купили автомобиль в кредит, в этом случае цена зафиксирована на несколько лет. Тем же, кто покупает полис каско сегодня, я бы рекомендовал в условиях, когда непонятно, что происходит с валютой, приобретать страховку в валютном эквиваленте (чтобы не было проблем в момент оценки ущерба после ДТП). Этот продукт есть у всех ведущих страховых компаний.

Ситуация в таких сегментах страхового рынка, как добровольное медицинское страхование ипотечное страхование и страхование имущества, как мне кажется, будет стабильной. Те клиенты, которые этими видами страхования пользуются, продолжат это делать.

Максим Чернин, генеральный директор СК «Сбербанк страхование», председатель комитета Всероссийского союза страховщиков по развитию страхования жизни:

— Страхование жизни в России в настоящее время демонстрирует самую высокую динамику роста из всех сегментов страхования: сборы увеличиваются на 50-60% в год. Я уверен, что потенциал рынка огромен, достаточно взглянуть на уровень проникновения (доля объема совокупных страховых премий в ВВП страны) 0,086% при аналогичном показателе в Европе до 15%. При этом доля страхования жизни в общем страховом рынке России лишь 3,5%, тогда как на Западе — более 50%.

Официальной статистики по итогам 2013 года еще нет, но по итогам 9 месяцев страховщики жизни собрали почти 59 млрд рублей, по итогам 12 месяцев прогнозируется показатель свыше 80 млрд. Основным драйвером продолжает быть банковский канал продаж. Ведь именно банки сегодня выступают основным провайдером, предлагающим клиенту комплексное финансовое обслуживание, реализуя концепцию «единого окна». К тому же по сравнению со страховщиками банки располагают несопоставимо более широкой клиентской базой и системой дистрибуции. По нашим оценкам, более 70% взносов, собираемых страховщиками жизни, приходится на банки, а остальные 30% - на агентские и офисные продажи.

В прошедшем 2013 году основная доля рыночных сборов вновь пришлась на кредитное страхование жизни, однако ускоренные темпы развития были характерны и для долгосрочных продуктов с накопительной и инвестиционной составляющей. По нашим оценкам, их доля на рынке в 2013 году составила около 40%. Уверен, что запланированные государством меры в рамках стратегии развития рынка страхования-2020, такие как стимулирующий налоговый режим для клиентов и законодательное расширение продуктовой линейки страховщиков за счет продуктов unit-linked, позволят еще в большей степени акцентировать развитие рынка именно на «длинных деньгах». В структуре продаж нашей компании именно накопительные и инвестиционные продукты были в 2013 году локомотивом роста, и их доля в портфеле превысила 80%, что позволило компании уже в первый операционный год уверенно войти в число лидеров рынка. Причем если в 2013 году подобные продукты предлагались сегменту состоятельных клиентов и продвигались через офисы «Сбербанк Премьер» и «Сбербанк Первый», то в наступившем году мы хотим запустить серию пилотных проектов по продажам накопительного страхования жизни и в массовом сегменте.

Что ждет рынок в 2014 году? Без сомнения, это будет непростой год для всей российской экономики и финансового сектора в частности. Возможное угасание темпов роста кредитования населения окажет влияние на объемы связанного с ним кредитного страхования жизни. С другой стороны, падение ставок по депозитам будет стимулировать клиентов обращать более пристальное внимание на финансовые продукты иных категорий, диверсифицировать свой портфель, и продукты накопительного страхования способны занять свою нишу в инвестиционном портфеле потребителей. Причем мы очень надеемся, что это будет характерно для разных клиентских сегментов, не только для самых состоятельных слоев населения.

Андрей Веркашанский, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Тюмени:

— Тенденции, наблюдавшиеся на страховом рынке в прошлом году, продолжают оказывать выраженное влияние на региональные страховые рынки, и тюменский регион не является исключением. Отрасль реагирует на замедление темпов экономического роста сокращением основных показателей и объемов деятельности. Помимо этого, на страховой рынок оказывают воздействие внутренние проблемы, требующие повышенного, внимания. Речь, в частности, идет о ситуации в автостраховании, которое еще два года назад было в числе локомотивов рынка, но сейчас ситуация кардинально изменилась, сектор находится в кризисном положении.

Большую роль здесь сыграла специфическая судебная практика, в рамках которой суды безоговорочно принимали сторону клиентов, не учитывая условия договоров. В итоге страховые компании получили серьезный рост убыточности, всплеск волны мошеннических действий, и, как следствие, вынуждены были повысить тарифы по добровольному автострахованию. В ОСАГО ситуация еще сложнее, здесь необходимо законодательно повышать тарифы и расширять покрытие полисов, чтобы сделать защиту адекватной нынешним реалиям, однако никаких эффективных шагов власти пока не предприняли. На этом фоне страховые компании терпят огромные убытки, добросовестные страховщики, которые платят по страховым случаям, постепенно сокращают свою работу в ОСАГО, стараясь справиться с убытками и сформировать качественный портфель. В итоге в проигрыше остаются и страховщики, и страхователи, такая ситуация не выгодна ни одной стороне.

В целом же 2013 год можно назвать временем подготовки к кризису, в который плавно входит страховая отрасль. Те игроки рынка, которые имеют реальные резервы и грамотно управляют рисками, получают дополнительные преимущества в конкурентной борьбе, поскольку на сегодняшний день качественный сервис (то есть своевременные выплаты в полном объеме по страховым случаям) приобретает для клиентов решающее значение при покупке полиса.

Безусловно, стоит отметить и позитивные моменты прошлого года, в частности закон об электронном страховании, который значительно расширяет поле деятельности страховщиков и позволяет упростить и облегчить процесс покупки полиса для клиентов.

Помимо этого, принят важный для отрасли закон о ежегодной актуарной оценке, который призван сделать рынок более прозрачным и легитимным. Эта инициатива была поддержана новым регулятором в лице ЦБ РФ, и мы надеемся, что дальнейшие его действия будут способствовать созданию условий и стимулов для развития отрасли.

Также было бы неоправданно не упомянуть об Олимпиаде в Сочи и Эстафете Олимпийского огня. Являясь партнером и официальным страховщиком XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также представляющим партнером Эстафеты Олимпийского огня, Ингосстрах принимает непосредственное участие в подготовке этого масштабного мероприятия. В декабре прошлого года Тюмень принимала Олимпийский огонь, на один день став столицей Эстафеты. Это большое и знаковое событие, которое объединило партнеров, клиентов и сотрудников нашей компании. На память о прошедшем празднике в музее спортивной славы города останется Чаша Олимпийского огня — подарок Ингосстраха жителям Тюменской области.

Экспертный опрос за 2012 год

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Викуловском районе 19-летний парень угнал за ночь два автомобиля
В Викуловском районе 19-летний парень угнал за ночь два автомобиля
Суд назначил ему наказание - три года в колонии-поселении.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#Викуловский район
#Викулово
#дети
#подростки
#уголовное дело
#наказание
#угон
В аэропорту Рощино уже закончена часть работ по рекострукции
В аэропорту Рощино уже закончена часть работ по рекострукции
С начала строительства прошло всего 10 месяцев.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#аэропорт
#Рощино
#реконструкция
#строительство
Ветераны ВОВ в Тюменской области получат именные подарки от губернатора ко Дню Победы
Ветераны ВОВ в Тюменской области получат именные подарки от губернатора ко Дню Победы
Всего на территории региона проживают почти три тысячи ветеранов.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#ВОВ
#ветераны
#День Победы
#9 Мая
#подарки
#губернатор
#Александр Моор
Психолог рассказала, как мотивировать себя на работу в выходной
Психолог рассказала, как мотивировать себя на работу в выходной
Россиян ждет шестидневная рабочая неделя.
#работа
#психолог
#советы
#майские праздники
#новости России
Чиновники тюменского Росимущества незаконно продавали землю в Падерина
Чиновники тюменского Росимущества незаконно продавали землю в Падерина
Участки вывели из госсобственности и оформили на аффилированных граждан.
#Росимущество
#земля
#участок
#суд
#сговор