Медленно, но верно Тюмень из "столицы деревень" превращается в российский город "нового поколения" – строительство дорог, развитие сектора HoReCa, возведение новых жилых кварталов обуславливает все новый приток инвестиций. Специалисты говорят о том, что уже через 3-5 лет Тюмень изменится еще больше: особенное преобразование ждет гостиничный бизнес.
Медленно, но верно Тюмень из «столицы деревень» превращается в российский город «нового поколения» — строительство дорог, развитие сектора HoReCa, возведение новых жилых кварталов обуславливает все новый приток инвестиций. Специалисты говорят о том, что уже через 3−5 лет Тюмень изменится еще больше: особенное преобразование ждет гостиничный бизнес. Напомним, о поиске мест под строительство объектов недвижимости в областном центре заявили сразу несколько крупных международных игроков гостиничного бизнеса — Novotel, Mariott, Accor Group, который намерен работать в Тюмени под брендом Ibis.Наряду с приходом международных гостиничных сетей сферой гостеприимства в Тюмени заинтересовались и представители общепита. Интернет-газета «Вслух.ру» уже писала о том, что в областном центре уже в этом году появятся два-три ресторана быстрого питания Макдональдс, «Ростикс», итальянский ресторан «Иль Патио», буфет «Сбарро». Помимо ресторанного направления в Тюмени будет развиваться и «кофейный» сектор — в настоящее время тюменские чиновники ведут переговоры с двумя крупнейшими сетями кофеен. Их названия пока не разглашаются, однако «Вслух.ру» удалось выяснить, что одна из них является питерской сетью кофеен. По словам заместителя директора департамента стратегического развития Тюменской области Вадима Шумкова, приглашение прийти в Тюмень получили практически все более-менее крупные кофейные сети, однако пока откликнулись две из них. Весьма ожидаемо, что за ними потянутся и остальные. Кстати, в ближайшее время приглашение рассмотреть тюменский сектор общепита в качестве возможного вложения инвестиций будет отправлено и российскому партнеру американской компании «Srarbucks», которая недавно объявила о выходе на российский рынок, пообещав свое присутствие не только в обеих столицах, но и в регионах. По словам специалистов, рынок кофеен на сегодня в Тюмени является более чем ненасыщенным — если в Москве на одну кофейню приходится 2,5−3 тыс. человек, то в Тюмени этот показатель составляет около 60 тыс. человек на кофейню. Даже если учитывать меньший по сравнению с москвичами размер заработной платы тюменцев, а следовательно, и меньшую посещаемость кофеен, разница оказывается чересчур существенной. В настоящее время в городе работают 10 кофеен — при будущем активном развитии различных сфер бизнеса, повышении доходов населения, развитии туристического сектора этого количества явно недостаточно. Как говорит Вадим Шумков, пока неизвестно, как компании будут работать в Тюмени: если на условиях франчайзинга, то департамент стратегического развития готов помочь подыскать партнеров. В любом случае, крупные компании, которые заинтересуются инвестированием тюменского общепита, ждет всесторонняя поддержка. Например, «Макдональдс», который в Тюмень «пришел» после продолжительных переговоров, получил весьма проходимые места на Пешеходном бульваре и площади 400-летия Тюмени. Площадей, где могли бы разместиться кофейни, в деловом центре Тюмени, говорит Вадим Шумков, более чем достаточно, например, в новых строящихся домах. Кстати, «теплый климат» в сфере тюменского общепита почувствовали и иногородние сети. Как пример, открытие в Тюмени центра мелкооптовой торговли «Metro Cash and Carry», который позиционируется как магазин для сектора HoReCa. Напомним, первой ласточкой на кофейном рынке стала кофейня «Максим» ООО «Максим», которая работает в Тюмени уже около 10 лет. В настоящее время сеть состоит из двух кофеен, само же ООО «Максим» стремится развивать и ресторанный сектор — предприятием был открыт итальянский ресторан «Максимилиан», в «портфеле» компании также рестораны «Посейдон», «Моцарт». Второй в Тюмени кофейней стала «Шоколандия», впоследствии открылись кофейни ЧК, «Кофе-бар», «У Раневской». Из последних открытий — «KофеON» в ТРЦ «Премьер», «торТшер» в ТРЦ «Гудвин», «Кофе Мока». Вадим Шумков говорит, что изменение ситуации и прочное обоснование иногородних «кофеманов» можно ожидать через 2−3 года.Напомним, на сегодня в структуре общественного питания ведущее место занимают закусочные — 35,5%, на втором месте — кафе с показателем 28% (к ним относятся и кофейни). В далеко отстающих находятся бары (13%), рестораны (6%), столовые (3%). Наиболее динамично в Тюмени растет количество закусочных — если в 1995 году их в Тюмени было всего лишь 5, то через 10 лет стало 184. Достаточно активно развивается и сектор «кафе» (в 2005 году их было 145 против 53 в 1995 году) и «баров» (68 и 25). Оборот общественного питания в прошлом году составил 4 млрд 432 млн руб., увеличившись по сравнению с 2004-м на 15%. Среди основных тенденций общепита на сегодян — «вливание» его в торговлю и формирование сетей, в том числе и тюменских.