Dipol FM | 105,6 fm

Ритейл, производители, потребители: кому выгоден новый закон о торговле?

Депутаты Государственной думы РФ приняли в первом чтении очередные поправки к федеральному закону "О торговле".

Во время весенней депутаты Государственной думы РФ приняли в первом чтении очередные поправки к федеральному закону «О торговле». Они касаются прежде всего снижения размера ретробонуса — денежной скидки на общую стоимость продукции, выплачиваемой торговым сетям поставщиком, которая сейчас не должна превышать 10% от суммы поставки. Новая редакция закона снижает его до 3% без учета НДС, включая маркетинговые затраты сетей и логистические услуги.

Важный пункт касается снижения сроков отсрочки платежа: оплата товаров сроком годности до 10 дней должна проходить не позднее чем через 5 рабочих дней после фактического получения (до этого было 10 дней). За товары со сроком годности от 10 до 30 дней — за 20 рабочих дней (сейчас — 30), за товары сроком годности более 30 дней, а также за алкогольную продукцию деньги должны поступать в течение 35 рабочих дней вместо 45.

Очевидно, что поправки к закону должны упростить жизнь российского производителя продуктов питания (и не только), помочь ему быстрее заходить на полки крупных торговых сетей и работать с большей рентабельностью. Однако, действительно ли измененный закон приведет к однозначному положительному эффекту. В этом мы постарались разобраться с помощью представителей участников рынка и контролирующих органов.

По мнению заместителя начальника управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Антона Машукова, перемены в законе «О торговле», принятом в 2010 году, давно назрели. «Мы как регион эту инициативу поддержали еще в прошлом году, когда направляли в федеральные структуры свое мнение по этому поводу», — сообщил он. Замначальника управления не исключает, что в обозримом будущем такое явление как ретробонус, в принципе исчезнет. «Некоторые федеральные сети уже отказываются от бонусов, правда при этом требуя от производителя минимальной цены на товар», — рассказал он.

При этом, важно, отмечает Антон Машуков, что в эти 3% теперь будут входить и маркетинговые платежи, и оплата за логистические услуги, которые сейчас выплачиваются производителем торговой сети поверх 10%, разрешенных законом. «В итоге, у нас сложилась практика, когда реальный размер бонуса достигает 18%, из которых 10% приходится на бонусы, допустим, 6% - на маркетинг и 2% на логистику, — рассказывает госслужащий, — что заставляет предприятие работать с сетевым ритейлом в ноль, или даже в небольшой минус, чтобы только сохранить объемы производства».

«Конечно нам станет легче, — говорит Ирина Орлова, руководитель отдела продаж ОАО «Птицефабрика «Пышминская», — кто же откажется от снижения процентов по бонусу». По ее словам, федеральные сети пользуются бонусами по полной — если разрешено 10%, то и берут 10%. Да, признается представитель птицефабрики, есть некоторые сети, которые ретробонус не берут — например, «Монетка» или «Метрополис», но их скорее можно отнести к региональным игрокам. Дополнительной платы за присутствие на полках не брал одно время «Магнит», но затем отказался от этой практики.

«Влияет на рентабельность и отсрочка платежа, потому что если деньги изымаются из оборота, становятся замороженными, производителю приходится брать кредиты. При этом получается, что мы сами беспроцентно кредитуем торговые сети. Так у нас законы принимаются», — сетует Ирина Орлова. При этом, по ее мнению, принятие поправок к закону «О торговле» в окончательном чтении может затянуться на годы.

Антон Машуков не ставит под сомнение принятие поправок, но сомневается в их серьезной эффективности. «Безусловно, какой-то положительный эффект будет, но подозреваю что на рынок большого влияния эти поправки не окажут», — считает он. По мнению замначальника управления лицензирования, потребительский рынок так или иначе находится в руках сетевых компаний, и именно они оказывают на него влияние. «Хорошо, все будут платить 3% бонусов, но торговые сети найдут другие инструменты возмещения утраченной прибыли», — констатирует он.

Ответственный секретарь Ассоциации предприятий розничной торговли Тюменской области Владимир Пугач считает, что торопиться с комментариями по поводу возможного принятия поправок не стоит, поскольку, по его словам, это уже n-ный проект закона «О торговле», который принимается в первом чтении. «Мы о нем знаем, мы его обсуждали совместно с управлением лицензирования, и рекомендация такая — пока не реагировать», — заявил он.

При этом, если все-таки закон будет принят в обновленном виде, это конечно изменит правила игры. «Закон, естественно, направлен на поддержку производителей, и они будут этому рады. Но, как я думаю, ритейлеры будут изыскивать иные возможности, чтобы восполнить свои недостающие потери. Если их не получится восполнить за счет поставщиков, то это скажется на ценах. Ведь не секрет, что торговые сети в основном зарабатывают не на торговой наценке, а на тех бонусах и выплатах, которые они получают от поставщиков», — рассказал он.

Как сообщил Владимир Пугач, аналогичных проектов было очень много в различных вариациях. Один из них рассматривался в том числе на круглом столе совместно с депутатами Тюменской областной думы. «Мы просили не поддерживать этот проект, поскольку правила игры уже устоялись, рычаги воздействия на нерадивые торговые сети у поставщиков все-таки есть, многие этими механизами пользуются и пользуются правильно. Не хотелось бы ворошить этот улей заново. Та ситуация, которая есть, учитывает интересы и производителей, и сетей, и менять ее не стоит», — уверен он.

В своей правоте представителю интересов розничной торговли (как и остальным участникам рынка) не откажешь. Действительно, с 2010 года в отношениях ритейла и производителей, по крайней мере в Тюменской области, был сделан настоящий качественный прорыв. Достаточно вспомнить программу «Покупаем тюменское», обеспечившую место на полке магазинов федеральных сетей продукции региональных товаропроизводителей. Кстати, на сегодняшний момент в объеме продовольственной группы товаров местная продукция занимает 38−39% от общего товарооборота, что по мнению директора городского департамента потребительского рынка Елены Ереминой, близко к потолку того, что наши товары могут занять.

Напомним, что декабре 2013 года федеральные и региональные сети и некоторые производители Тюменской области присоединились к Кодексу добросовестных практик, разработанным союзом основных торговых сетей «Аккорд», куда входят такие игроки как: «Метро», «Лента», «Окей», «Магнит» и другие. В нем содержится 17 правил, среди которых прописаны условия ввода и вывода товара, его приемки, сроки оплаты, неустойки и прочие условия сотрудничества. То есть, способы воздействия на сети у производителей действительно есть. Вопрос — насколько эффективно ими можно пользоваться?

Конечно, ни одна система не бывает идеальной и требует постоянной доработки и обновления, в зависимости от текущей ситуации на местном и глобальных рынках. Однако, в стремлении отдать преимущество ритейлу ли, производителям ли, не стоит забывать о том, что любой перекос сказывается в первую очередь на цене на товар, а значит — на потребителе. Надеемся, что об этом вспомнят и депутаты Госдумы принимая поправки в закон в окончательном чтении.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Жители Казанского района подают заявки на выплаты
Жители Казанского района подают заявки на выплаты
Специалисты помогают с оформлением.
#паводок
#Александр Моор
#выплаты
#Казанский район
#Тюменская область
Река Ишим поднялась до 911 см
Река Ишим поднялась до 911 см
Данные об уровне рек на утро 20 апреля.
#паводок
#Ишим
#Иртыш
#Тура
#Тобол
#Тюменская область
#новости Тюмени
В Ярковском районе при пожаре в частном доме погиб человек
В Ярковском районе при пожаре в частном доме погиб человек
Причина ЧП устанавливается.
#пожар
#МЧС
#погиб
#Ярковский район
#Тюменская область
ФК «Тюмень» сегодня примет «Нефтехимик», который уже обыгрывал
ФК «Тюмень» сегодня примет «Нефтехимик», который уже обыгрывал
Клубу остается пять домашних игр.
#ФК Тюмень
#футбол
#ФНЛ
#первая лига
#Тюмень
#новости Тюмени
В Тюмени пройдет традиционный чемпионат ползунков
В Тюмени пройдет традиционный чемпионат ползунков
Малыши проползут на скорость 10 метров.
#дети
#чемпионат
#соревнования
#Тюмень
#новости Тюмени