Dipol FM | 105,6 fm

Ритейл, производители, потребители: кому выгоден новый закон о торговле?

Депутаты Государственной думы РФ приняли в первом чтении очередные поправки к федеральному закону "О торговле".

Во время весенней депутаты Государственной думы РФ приняли в первом чтении очередные поправки к федеральному закону «О торговле». Они касаются прежде всего снижения размера ретробонуса — денежной скидки на общую стоимость продукции, выплачиваемой торговым сетям поставщиком, которая сейчас не должна превышать 10% от суммы поставки. Новая редакция закона снижает его до 3% без учета НДС, включая маркетинговые затраты сетей и логистические услуги.

Важный пункт касается снижения сроков отсрочки платежа: оплата товаров сроком годности до 10 дней должна проходить не позднее чем через 5 рабочих дней после фактического получения (до этого было 10 дней). За товары со сроком годности от 10 до 30 дней — за 20 рабочих дней (сейчас — 30), за товары сроком годности более 30 дней, а также за алкогольную продукцию деньги должны поступать в течение 35 рабочих дней вместо 45.

Очевидно, что поправки к закону должны упростить жизнь российского производителя продуктов питания (и не только), помочь ему быстрее заходить на полки крупных торговых сетей и работать с большей рентабельностью. Однако, действительно ли измененный закон приведет к однозначному положительному эффекту. В этом мы постарались разобраться с помощью представителей участников рынка и контролирующих органов.

По мнению заместителя начальника управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Антона Машукова, перемены в законе «О торговле», принятом в 2010 году, давно назрели. «Мы как регион эту инициативу поддержали еще в прошлом году, когда направляли в федеральные структуры свое мнение по этому поводу», — сообщил он. Замначальника управления не исключает, что в обозримом будущем такое явление как ретробонус, в принципе исчезнет. «Некоторые федеральные сети уже отказываются от бонусов, правда при этом требуя от производителя минимальной цены на товар», — рассказал он.

При этом, важно, отмечает Антон Машуков, что в эти 3% теперь будут входить и маркетинговые платежи, и оплата за логистические услуги, которые сейчас выплачиваются производителем торговой сети поверх 10%, разрешенных законом. «В итоге, у нас сложилась практика, когда реальный размер бонуса достигает 18%, из которых 10% приходится на бонусы, допустим, 6% - на маркетинг и 2% на логистику, — рассказывает госслужащий, — что заставляет предприятие работать с сетевым ритейлом в ноль, или даже в небольшой минус, чтобы только сохранить объемы производства».

«Конечно нам станет легче, — говорит Ирина Орлова, руководитель отдела продаж ОАО «Птицефабрика «Пышминская», — кто же откажется от снижения процентов по бонусу». По ее словам, федеральные сети пользуются бонусами по полной — если разрешено 10%, то и берут 10%. Да, признается представитель птицефабрики, есть некоторые сети, которые ретробонус не берут — например, «Монетка» или «Метрополис», но их скорее можно отнести к региональным игрокам. Дополнительной платы за присутствие на полках не брал одно время «Магнит», но затем отказался от этой практики.

«Влияет на рентабельность и отсрочка платежа, потому что если деньги изымаются из оборота, становятся замороженными, производителю приходится брать кредиты. При этом получается, что мы сами беспроцентно кредитуем торговые сети. Так у нас законы принимаются», — сетует Ирина Орлова. При этом, по ее мнению, принятие поправок к закону «О торговле» в окончательном чтении может затянуться на годы.

Антон Машуков не ставит под сомнение принятие поправок, но сомневается в их серьезной эффективности. «Безусловно, какой-то положительный эффект будет, но подозреваю что на рынок большого влияния эти поправки не окажут», — считает он. По мнению замначальника управления лицензирования, потребительский рынок так или иначе находится в руках сетевых компаний, и именно они оказывают на него влияние. «Хорошо, все будут платить 3% бонусов, но торговые сети найдут другие инструменты возмещения утраченной прибыли», — констатирует он.

Ответственный секретарь Ассоциации предприятий розничной торговли Тюменской области Владимир Пугач считает, что торопиться с комментариями по поводу возможного принятия поправок не стоит, поскольку, по его словам, это уже n-ный проект закона «О торговле», который принимается в первом чтении. «Мы о нем знаем, мы его обсуждали совместно с управлением лицензирования, и рекомендация такая — пока не реагировать», — заявил он.

При этом, если все-таки закон будет принят в обновленном виде, это конечно изменит правила игры. «Закон, естественно, направлен на поддержку производителей, и они будут этому рады. Но, как я думаю, ритейлеры будут изыскивать иные возможности, чтобы восполнить свои недостающие потери. Если их не получится восполнить за счет поставщиков, то это скажется на ценах. Ведь не секрет, что торговые сети в основном зарабатывают не на торговой наценке, а на тех бонусах и выплатах, которые они получают от поставщиков», — рассказал он.

Как сообщил Владимир Пугач, аналогичных проектов было очень много в различных вариациях. Один из них рассматривался в том числе на круглом столе совместно с депутатами Тюменской областной думы. «Мы просили не поддерживать этот проект, поскольку правила игры уже устоялись, рычаги воздействия на нерадивые торговые сети у поставщиков все-таки есть, многие этими механизами пользуются и пользуются правильно. Не хотелось бы ворошить этот улей заново. Та ситуация, которая есть, учитывает интересы и производителей, и сетей, и менять ее не стоит», — уверен он.

В своей правоте представителю интересов розничной торговли (как и остальным участникам рынка) не откажешь. Действительно, с 2010 года в отношениях ритейла и производителей, по крайней мере в Тюменской области, был сделан настоящий качественный прорыв. Достаточно вспомнить программу «Покупаем тюменское», обеспечившую место на полке магазинов федеральных сетей продукции региональных товаропроизводителей. Кстати, на сегодняшний момент в объеме продовольственной группы товаров местная продукция занимает 38−39% от общего товарооборота, что по мнению директора городского департамента потребительского рынка Елены Ереминой, близко к потолку того, что наши товары могут занять.

Напомним, что декабре 2013 года федеральные и региональные сети и некоторые производители Тюменской области присоединились к Кодексу добросовестных практик, разработанным союзом основных торговых сетей «Аккорд», куда входят такие игроки как: «Метро», «Лента», «Окей», «Магнит» и другие. В нем содержится 17 правил, среди которых прописаны условия ввода и вывода товара, его приемки, сроки оплаты, неустойки и прочие условия сотрудничества. То есть, способы воздействия на сети у производителей действительно есть. Вопрос — насколько эффективно ими можно пользоваться?

Конечно, ни одна система не бывает идеальной и требует постоянной доработки и обновления, в зависимости от текущей ситуации на местном и глобальных рынках. Однако, в стремлении отдать преимущество ритейлу ли, производителям ли, не стоит забывать о том, что любой перекос сказывается в первую очередь на цене на товар, а значит — на потребителе. Надеемся, что об этом вспомнят и депутаты Госдумы принимая поправки в закон в окончательном чтении.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
С 22 ноября у восьми автобусов в Тюмени появятся изменения в маршрутах
С 22 ноября у восьми автобусов в Тюмени появятся изменения в маршрутах
Публикуем все актуальные схемы движения.
#тюменьгортранс
#автобусы
#маршрут
#схема
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Красноярске установили необычный арт-объект «Мать-природа»
В Красноярске установили необычный арт-объект «Мать-природа»
Автор рассказала, как создавалась работа.
#арт-объект
#скульптура
#достопримечательность
#символ
#природа
#Красноярск
#новости России
#тк
Омич жестоко убил пенсионерку, которая пустила его пожить
Омич жестоко убил пенсионерку, которая пустила его пожить
Пожилая женщина успела сообщить обо всем соседке.
#Следком
#Следственный комитет
#СК РФ
#уголовное дело
#убийство
#пенсионерка
#Омск
#новости России
#тк
В Тюмени завершился масштабный этап всероссийского муниципального форума ВАРМСУ
В Тюмени завершился масштабный этап всероссийского муниципального форума ВАРМСУ
Все решения и наработки, сделанные в Тюмени, лягут в основу единой программы форума.
#форум
#строительство
#городская среда
#урбанистика
#прхитектура
#Тюмень
#тк
С начала года «Виртуальный консультант 72» записал к врачу более 56 тысяч тюменцев
С начала года «Виртуальный консультант 72» записал к врачу более 56 тысяч тюменцев
Пациентам объяснили возможности технологии.
#ИИ
#технологии
#здравоохранение
#медицина
#врач
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять