Несмотря на падение онлайн-продаж бытовой техники и электроники как по России, так и по Уралу, местные интернет-магазины не замечают спада, а за год даже намерены увеличить продажи.
_По итогам первого полугодия 2015 года онлайн-продажи бытовой техники и электроники в России впервые сократились на 2,4%, до 73 млрд рублей, свидетельствуют данные исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), на которые ссылается газета «Коммерсант»._
Спад, по данным исследования, наблюдается почти во всех товарных категориях, составляющих 80% рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ). На 5,2% сократился объем продаж компьютеров и ноутбуков, на 0,8% — крупной бытовой техники, на столько же — мелкой бытовой техники, на 15,7% — потребительской электроники, на 31,9% — фотоаппаратуры. Выросли только продажи телефонов и смартфонов — на 23,6%, но они составляют лишь пятую часть сегмента.
В разрезе регионов России продажи БТиЭ выросли только в центральной части страны (на 2,4 процентных пункта, до 35,2 млрд рублей) и на Дальнем Востоке, сообщает «Коммерсант».
В АКИТ «Вслух.ру» отметили, что в целом по Уральскому федеральному округу онлайн-продажи БТиЭ по итогам полугодия составляют 4,8 млрд рублей (падение на 15,9%). При этом доля продаж в УФО в объеме интернет-продаж по всей стране — 6,6%.
Вопреки статистике
Как передает «Коммерсант», крупные онлайн-ритейлеры наоборот отмечают рост. В сети «М.Видео» продажи через интернет-магазин по итогам полугодия выросли на 29%. Президент компании Александр Тынкован отмечал, что во втором квартале продажи электроники впервые после декабрьских пиков показали положительную динамику. О росте интернет-продаж сообщали также «Эльдорадо» и «Связной», напоминает сооснователь Data Insight Федор Вирин. «Если крупные игроки растут, с чего должен падать весь рынок», — удивляется эксперт.
Рост или хотя бы выходы на прошлогодние показатели отмечают также уральские и тюменские онлайн-ритейлеры. Так, глава PR-отдела интернет-магазина «е96.ru» Дмитрий Иванов рассказал «Вслух.ру», что в первом квартале этого года по Тюмени спрос на бытовую технику и электронику действительно падал — на 10%. Но уже с апреля, по его словам, конверсия покупателей начала расти, и к началу сентября объем продаж вышел на прошлогодние показатели.
«Изменилось потребительское поведение. То есть в январе-марте весь входящий трафик на сайт примерно на 30% меньше переходил в покупателей. Падение мы связываем, в первую очередь, с пересмотром ценовой политики поставщиков. Некоторые из них начали пересчитывать цены еще в конце 2014 года. Новая стоимость оказалась шокирующей для массового потребителя. Многим пришлось отказаться от покупки привычных брендов A-класса. К весне покупатели свыклись с новой реальностью: кто-то решился на покупку по более высокой цене, а кто-то перешел на потребление B и C-брендов. За последние три месяца, например, в целом по магазину мы видим рост продаж на 30% по холодильникам B-брендов», — пояснил представитель интернет-магазина. Самые ощутимые падения, по его данным, были в сегменте продажи телевизоров, встраиваемой и цифровой техники (до 50%).
Однако в тюменской группе IT-компаний «Арсенал Плюс», по словам директора ее розничной сети Андрея Михальченко, онлайн-продажи компьютеров, ноутбуков и комплектующих в первом полугодии выросли на 30% по сравнению с первым полугодием 2014 года. «Рост онлайн-продаж мы связываем с тем, что наш интернет-магазин находится в стадии развития. Как раз в первом полугодии мы начали осуществлять доставку в любой регион России», — пояснил директор розничной сети группы компаний.
Однако онлайн-продажи некоторых товаров за январь-июнь все-таки сократились. Это мелкая техника для дома и сада (в среднем на 42%), продукция Apple (на 17%), ноутбуки (на 14%), телевизоры (на 1%).
Сдержанный, но рост
По расчетам Федора Вирина, на которого ссылается «Коммерсант», вся интернет-торговля в России в первом полугодии выросла по количеству проданных товаров на несколько процентов. «По нашим данным, есть существенное замедление темпов роста и количества продаж. За прошлый год было 17% роста в штуках, а в этом году — 4−7%. То есть замедление больше, чем в два раза, но в рублях — рост, похожий на прошлый год», — говорит Федор Вирин. По итогам 2015 года ожидается двузначный рост рынка интернет-торговли в деньгах, правда, он будет на уровне инфляции, оговаривается эксперт.
Рост запланировали и местные интернет-магазины. В «e96.ru», по словам Дмитрия Иванова, к концу года ритейлер планирует даже превысить показатели объемов продаж прошлого года, но не сообщая точной динамики и с оговоркой, что если не будет макроэкономических потрясений.
«Сейчас мы развиваем как новые товарные направления, так и заходим в другие регионы благодаря франшизе. До конца 2016 года мы планируем запустить более сотни новых франшиз. В первую очередь — на территории Урала, Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, Курганской, Омской областей, Красноярского и Пермского краев, Поволжья, Башкирии», — рассказал руководитель PR-службы интернет-магазина.
Как минимум выйти на прошлогодние показатели по продажам намерены и в «Арсенале Плюс», пояснил Андрей Михальченко. «Тенденция, которая наблюдается сейчас, скорее всего, сохранится, и продажи будут расти. К концу года мы планируем выйти как минимум на те же цифры, что и в прошлом году. И даже, возможно, что эта цифра и увеличится примерно на 5−10%», — пояснил директор розничной сети группы компаний.
В итоге даже несмотря на удручающую статистику флагманы рынка онлайн-продаж, региональные компании не ощущают проседания, отмечают, что в связи с кризисом и снижением доходов населения меняются предпочтения потребителей. При этом региональные онлайн-ритейлеры намерены развиваться и заходить в другие регионы для обеспечения роста продаж.