Результаты обследований, проведенных Росстатом в I квартале 2009 г., свидетельствуют о продолжающемся снижении потребительской уверенности населения России.
Результаты обследований, проведенных Росстатом в I квартале 2009 г., свидетельствуют о продолжающемся снижении потребительской уверенности населения России. Как сообщает ведомство, индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, снизился в I квартале 2009 г. до (-35%) — на 15 процентных пунктов по сравнению с IV кварталом 2008 г. и на 35 процентных пунктов по сравнению с I кварталом 2008 г. Аналогичный уровень индекса наблюдался в IV квартале 1999 г. (-35%).На снижение индекса потребительской уверенности повлияло, прежде всего, преобладание негативных оценок респондентами произошедших изменений в экономике России. Оценки остальных компонентов индекса также ухудшились, но в значительно меньшей степени. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу составил (-27%) и уменьшился по сравнению с I кварталом 2008 г. (+8%) на 35 процентных пунктов. На возможные положительные изменения в экономике указали примерно 13% опрошенных (против 28% в I квартале 2008 г.). Негативных изменений в экономике ожидают более 48% респондентов, что почти на 35 процентных пунктов выше уровня I квартала 2008 года. Индекс произошедших изменений в экономике России составил (-55%) против (+6%) в I квартале 2008 года. Доля респондентов, указавших на ухудшение экономической ситуации в стране, составила почти 83% от числа опрошенных (в I квартале 2008 г. — 19%). Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения экономической ситуации, составила 4% против 32% в I квартале 2008 года. Отметим, что снижение индекса потребительской уверенности по сравнению с I кварталом 2008 г. наблюдалось в равной степени во всех возрастных группах населения: у молодежи в возрасте 16−29 лет — на 40 процентных пунктов, лиц среднего (от 30 до 49 лет) и старшего (от 50 лет и старше) возрастов — на 38 и 31 процентных пунктов соответственно.