Вне конкуренции остаются проблемы, связанные с некачественными продуктами питания. Примерно 20% обращений в ОЗПП за прошлый год пришлось на продовольственную сферу.
Сегодня отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подводит потребительские итоги 2010 года в России. Количество обращений за квалифицированной помощью к специалистам, работающим в сфере защиты прав потребителей, увеличилось. Эта тенденция говорит о растущей правовой грамотности населения. Так, только в ОЗПП за прошедший год обратилось примерно 60 тысяч человек, сообщается на сайте ОЗПП.
Вне конкуренции остаются проблемы, связанные с некачественными продуктами питания. Примерно 20% обращений в ОЗПП за прошлый год пришлось на продовольственную сферу. Некачественная бытовая техника удерживает второе место среди лидеров потребительского недовольства — 18% жалоб обратившихся. На третьем месте по количеству жалобы на качество услуг в сфере ЖКХ — около 16% обращений. На четвертом месте — операторы сотовой связи, услугами которых недовольны 15% обратившихся потребителей. На проблемы в области страхования пожаловались около 12%. Следом идут проблемы в области дистанционной торговли и сетевого маркетинга. От этих некачественных товаров пострадало 7% потребителей. Замыкает рейтинг «проблемных отраслей» сфера туризма — около 6% потребителей жалуются на некачественное предоставление услуг. Оставшиеся 6% составляют жалобы на транспортные, медицинские и банковские услуги.
Статистика обращений в ОЗПП за 2010 год говорит не только о желании граждан отстоять свои права, но и об ухудшении качества товаров и услуг на фоне роста их стоимости. Особую обеспокоенность вызывает ситуация с качеством продуктов питания. Товары с истекшим сроком реализации и ненадлежащего качества можно найти практически в каждом продовольственном магазине. Немало встречается на полках торговых сетей фальсифицированной продукции. Получила повсеместное распространение практика безотходного процесса в торговле, когда по истечении срока реализации испорченный товар «реанимируется».
Заметим, понятие «потребитель» впервые охарактеризовал 15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди. Он произнес в Конгрессе США речь, в которой назвал шесть основных прав потребителя: на информацию, на безопасность, на выбор, право быть услышанным, право на возмещение ущерба, на потребительское образование. Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей: право на удовлетворение базовых потребностей, право на здоровую окружающую среду.
В России день защиты прав потребителей отмечается ежегодно с 1994 года.