И меры, которые помогут его снизить.
Тюменская область заняла третье место в национальном рейтинге инвестиционного климата по результатам 2018 года, уступив Москве и республике Татарстан. Годом ранее наш регион был абсолютным лидером. Какие показатели можно улучшить, обсудили в правительстве области представители власти, федеральных ведомств, бизнеса.
Для начала Леонид Остроумов, директор областного департамента инвестиционной политики и поддержки предпринимательства, пояснил ухудшение позиций в национальном рейтинге. С каждым годом конкуренция между регионами растет. В первой десятке разница незначительна. Тюмень уступила Москве — нынешнему лидеру — один балл. В то же время есть куда стремиться. Сейчас максимальное значение полученных баллов — 283,6 из 400 возможных.
Контрольно-надзорная нагрузка
=============================
Одним из ключевых факторов, который сдерживает улучшение инвестиционного климата, является рост административного давления на бизнес. Это касается ситуации в стране в целом и в нашем регионе в частности.
Кстати, в другом рейтинге, где оценивался индекс административного давления, Тюменская область на 61 месте из 81. При расчете учитывались доля предупреждений и штрафов предпринимателям от общего числа наказаний; доля штрафов без проверок; доля субъектов, подвергнутых контролю и надзору, средний штраф на каждый из них, административный налог. Рейтинг пока «сырой» — в плане методики расчета, предложения по которому направят все регионы. В частности, из 32 ведомств учитывалось только семь (МЧС, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор, Росприроднадзор, жилищные инспекции, весогабаритный контроль). Тем не менее уже сейчас есть повод начать работать в этом направлении.
Бизнес-омбудсмен Тюменской области Лариса Невидайло привела следующие цифры. По данным на 10 января 2019 года, в Едином реестре МСБ Тюменской области зарегистрировано 66 235 субъектов, из них 33 799 индивидуальных предпринимателей и 32 436 юридических лиц. В 2018 году 32 ведомства провели 786 638 проверок (на 176 415 больше, чем в 2017 году), выявлено 88 223 нарушений (рост 17 768). Наложено 13 274 штрафа на общую сумму 239 946 тысяч рублей. Также доначислено налогов, взносов, штрафов, пени на сумму 2 364 387 тысяч рублей.
По сравнению с 2017 годом увеличилось число проверок от налоговой службы, МЧС, Росгвардии, инспекции труда («граждане стали активнее защищать свои права и пользоваться интернет-сервисами», — прокомментировала Лариса Невидайло). Наибольшие штрафы предприниматели получают от Ростехнадзора, Уральского таможенного управления, МЧС
Что поможет бизнесу
===================
Действия контрольно-надзорных органов объяснимы. Они обязаны выполнять свою работу в рамках действующего законодательства, проводить плановые проверки, реагировать на жалобы потребителей. Кроме того, часть обращений, которые вошли в общую статистику, связана с заявлениями самих организаций для получения определенной документации.
Лариса Невидайло для оздоровления ситуации предлагает принять следующие меры: выносить предупреждения, а не штрафовать, если вред не причинен или угроза не существенна. В случае жалоб нужно проводить проверку, а не возбуждать дело по КоАП, считает бизнес-омбудсмен.
«Я за досудебное урегулирование, — говорит Лариса Кирилловна. — С начала 2019 года я выступала на 17 судах, в 15 мы выиграли. Это о чем-то говорит».
Также предложено с учетом постоянных изменений законодательства усилить разъяснительную работу среди предпринимателей.
Губернатор Тюменской области Александр Моор попросил проанализировать статистику: по каким статьям чаще всего штрафуют и в каких случаях законодательство позволяет выносить предупреждения.
Олег Остроумов сообщил, что Тюменская область будет изучать опыт других регионов по улучшению тех или иных процедур.
В частности, в Тамбовской и Белгородской областях — по получению разрешения на строительство; в Магаданской области и республике Карелия — по лицензированию перевозки пассажиров; в Челябинской области и Татарстане — по регистрации прав собственности. В Санкт-Петербурге, Ивановской и Смоленской областях будут учиться снижать административное давление. Представители бизнеса предложили также изучить опыт «одного окна» Ульяновской области, где выдают номера кадастровых участков для конкретной сферы.
В плане поддержки в регионе намерены проработать вопросы госзакупок и кредитования. До 1 сентября 2019 года нужно будет внести изменения в распоряжение правительства Тюменской области №1469-рп: при планировании закупок с начальной ценой контракта более 20 млн рублей проводить анализ возможности привлечения малого бизнеса на субподряд. Кроме того, главам муниципальных образований рекомендовано учитывать этот пункт.
Также до конца лета совместно с Инвестиционным агентством Тюменской области будет проработан вопрос по новым программам займов для предпринимателей и инвесторов.
Что еще предлагают сами бизнесмены?
— составить региональный рейтинг, чтобы можно было ориентироваться на объемы, зарплаты в конкретных сферах;
— сделать конкурсы на замещение вакансий более открытыми, поскольку в бизнесе много хороших управленцев, опыт который помог бы органам власти;
— давать статус «регионального инвестиционного проекта», чтобы снизить налоговую нагрузку. Этот вопрос уже прорабатывается.