Ситуация с кибермошенничествами конкретно в Тюменской области постепенно улучшается.
Пандемия ускорила цифровизацию всех процессов. Объем платежей, совершенных жителями Тюменской области через Интернет, вырос за год более чем в шесть раз. Новые технологии, безусловно, создают многочисленные преимущества для потребителей финансовых услуг, повышают качество, скорость, доступность, но вместе с тем несут и новые риски. Зачастую граждане пренебрегают элементарными правилами финансовой безопасности.
По статистике Банка России, более 80% случаев хищений со счетов физических лиц и 74% - со счетов юридических лиц были совершены с использованием социальной инженерии, то есть метода получения доступа к конфиденциальным данным с использованием психологического воздействия. Об этом шла речь на мероприятии по повышению киберграмотности, которое провели представители регионального отделения Банка России для жителей Тюмени. На площадке администрации Тюмени они рассказали о наиболее популярных способах дистанционных преступлений, дали рекомендации, как защититься от киберкраж и финансовых мошенников, сообщили в Отделении Банка России по Тюменской области. Онлайн-трансляция велась на YouTube-канале.
По словам заместителя начальника отдела безопасности Отделения Банка России по Тюменской области Алексея Нохрина, в II квартале 2021 года количество операций, проведенных без согласия клиента, в целом по России выросло на 23% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а объем похищенных средств — почти на 40%.
Только за II квартал россияне отдали мошенникам более 3 млрд рублей. Банки вернули клиентам лишь 7% этих денег по причине того, что граждане сами сообщали мошенникам данные своих банковских карт. Это нарушает условия договора с банком, и он отказывает в возмещении.
Большинство методов, которые сегодня используют мошенники, не требуют от них особых технических навыков. Чаще всего они делают ставку на знание человеческой психологии — запугивают жертву или обещают ей быстрые деньги, не давая возможности трезво оценить ситуацию. Телефонный звонок — это самый массовый инструмент социальных инженеров. Мошенники представляются сотрудниками банков, Центрального банка, полиции, «киберполиции», ФСБ или следственного комитета. Обладая персональными данными, они, как правило, переносят жертву в ситуацию быстрого выбора. При этом человеку необходимо срочно принять решение, чтобы «спасти» свои денежные средства или помочь следствию. Злоумышленники не дают возможности подумать, проанализировать ситуацию или перезвонить в банк. Клиент, уверенный, что указанные данные могут быть известны только ему или банку, поддается на обман, сообщая в конечном итоге контрольные слова, коды подтверждения и другие данные, предоставляющие мошенникам возможность вывести денежные средства со счетов.
«Если вам поступил подобный звонок, прекратите сомнительный разговор, наберите номер горячей линии банка вручную (он указан на оборотной стороне карты) и уточните информацию. Ни в коем случае не сообщайте данные банковской карты, ПИН-код или одноразовый пароль. Сотрудники банка никогда не запрашивают реквизиты и секретную информацию карты, а сотрудники правоохранительных органов не звонят, а приглашают граждан повестками», — подчеркнул представитель регулятора.
Ситуация с кибермошенничествами конкретно в Тюменской области постепенно улучшается. По данным УМВД по региону, за 8 месяцев этого года зарегистрировано 3356 мошенничеств с использованием мобильной связи, что на 6% меньше, чем годом ранее. Популярными сценариями мошенников также являются звонки/сообщения от якобы сотрудников банков о блокировке или списании средств с карты, оформлении кредита на имя жертвы и последующем переводе средств на безопасный счет, звонки автору объявления о покупке/продаже товара, звонки от «сотрудников» силовых структур, звонки от «псевдоброкеров» с предложением инвестиций на электронных торговых площадках, обман с использованием сервиса поиска попутчиков, взлом страниц в социальных сетях и просьбы о перечислении средств.
Сотрудники Банка России рекомендуют никогда не принимать поспешных решений. Какой бы ни была легенда, возьмите паузу и перепроверьте информацию!
Никакой банк не вправе требовать перевести деньги на другой счет. Не сообщайте неизвестным лицам данные своей карты, пароли от личного кабинета и другую секретную информацию. Специалисты также советуют выбирать безопасные сайты для покупок в Интернете, не переходить по ссылкам в подозрительных письмах, установить на компьютер антивирусную программу.
Фото