Dipol FM | 105,6 fm

Обзор рынка розничной торговли Тюмени. Дискаунтеры

В общем-то, ходить в дискаунтеры народ не особо любит, но ходит, когда цена на товар важнее всего.

_Сентябрь, по оценке аналитиков, один из тех месяцев, когда люди наиболее восприимчивы к различным акциям и скидкам. Причина проста — многие за лето поиздержались в отпуске. Именно поэтому обзор тюменского рынка продовольственных дискаунтеров мы публикуем сейчас._

Классика жанра

Классический дискаунтер — магазин, предлагающий довольно ограниченный ассортимент по низким ценам. Невысокая маржа в 12−15% компенсируется, во-первых, быстрой оборачиваемостью товаров; во-вторых, снижением различных издержек: минималистское оформление торгового зала, упрощенная выкладка товара (когда продукты в основном располагаются крупными блоками или выложены в коробках), малым количеством персонала. Кроме того, в сетях дискаунтеров практикуется постоянное перемещение товара из одного магазина сети в другой в зависимости от спроса и наличия — тем самом ретейлер экономит на складских помещениях.

Дискаунтеры в зависимости от широты ассортимента делятся на два типа: жесткие и мягкие. Жесткий дискаунтер предполагает полное отсутствие прилавков в торговом зале, даже в отделах кулинарии; узкий ассортимент продуктов — до тысячи наименований; большую «заточенность» на оптовый вариант торговли — наибольшие скидки потребитель получает, покупая товар упаковками. Мягкий дискаунтер больше похож на классический супермаркет, только с низкими ценами. Ассортимент здесь составляет 2−3,5 тыс. товарных наименований.

Для обоих типов дискаунтеров характерно широкое применение товаров под собственной торговой маркой (СТМ). Так, у эталона жесткого дискаунтера — немецкой сети Aldi, доля товаров под СТМ составляет 80% от всего ассортимента. СТМ позволяет существенно экономить на себестоимости — до 40−50% товара, поскольку в нее не закладываются маркетинговые расходы на упаковку и продвижение продукта.

Дискаунтеры как класс возникли в послевоенные годы в Германии. Помимо упоминавшейся уже сети Aldi, в Германии же образовался и образец сети мягких дискаунтеров — Lidl. Обе сети давно уже распространились по всей Европе и вышли за океан — в США и Австралию.

Отметим, что на российском рынке жестких дискаунтеров не существует в принципе, видимо из-за национальных особенностей — не любит наш народ узкого ассортимента. Все сети работают в мягком формате, предлагая, помимо самых необходимых товаров, еще что-нибудь — вплоть до продуктов премиального сегмента. Как правило, российские дискаунтеры ассоциируются с бедным оформлением торгового зала, большим относительно других форматов количеством испорченного товара и низким качеством обслуживания. В общем-то, ходить туда народ не особо любит, но ходит, когда цена на товар важнее всего.

Тюменский рынок дискаунтеров

В Тюмени этот формат розничной торговли представлен тремя федеральными игроками: «Монеткой», «Магнитом» и «Пятерочкой».

«Монетка»

Владелец: ООО «Элеимент-трейд» (Екатеринбург).

Количество магазинов в сети: 652 (включая универсамы «Монетка-Супер» и гипермаркеты «Райт).

Количество магазинов в Тюмени: 22 (включая универсамы «Монетка-Супер» и гипермаркеты «Райт).

Собственные торговые марки: «Правильное решение», O’Green, HeadLiner, Fossa, EverClean, Sofita, Aland, Parkline, Magic Snow, GAZ_ON.

«Монетка» стала первой сетью, тогда еще уральской, дискаунтеров, открывшихся в Тюмени. Стартовый магазин распахнул свои двери перед покупателем в декабре 2004 года на ул. Кремлевской, в районе Московского тракта. Тюменцы, знакомые с брендом по визитам в Екатеринбург, довольно бодро за продуктами на свадьбы, дни рождения и банкеты приезжали со всего города. Отметим, что на тот момент в Тюмени не было открыто ни одного гипермаркета.

Со временем «Монетка» стала прочно ассоциироваться с «магазином для бедных», с соответствующим статусом и антуражем: спартанским интерьером, гнилыми фруктами и овощами, хамоватым персоналом, неверными ценниками. Дошло до того, что горожане на форумах и в соцсетях вообще не рекомендовали покупать в «Монетке» молочку или охлажденные продукты. Максимум — бакалейные товары с длительными сроками хранения.

Видимо, отреагировав на это, руководство компании начало развивать бренд «Монетка Супер» — просторные чистые супермаркеты с расширенным ассортиментом. В апреле 2010 года компания вообще ушла в мультиформатность, открыв в ТРЦ «Фаворит» гипермаркет «Райт».

Золотой век «Монетки» пришелся на кризис 2008—2009 годов, тогда, по оценкам аналитиков, в дискаунтеры ушло до 30% покупателей из других форматов торговли.

Планы по развитию: учитывая, что количество магазинов в Тюмени остается примерно одинаковым на протяжении последних 5−6 лет, особых планов по захвату тюменского рынка ретейлер не строит. Проведенная ранее работа по открытию магазинов практически в любой точке Тюмени свои плоды приносит до сих пор. «Монетка» долгое время была самым представленным в областном центре дискаунтером, а сейчас уступает только «Магниту».

«Магнит»

Владелец: ЗАО «Тандер».

Количество магазинов в сети: 8733 (включая гипермаркеты, магазины «Магнит Семейный» и «Магнит-косметик»).

Количество магазинов в Тюмени: 35 (включая гипермаркет).

Собственные торговые марки: «Мастер Блеск», «Шелковая лента», «Семейные секреты», «Секрет кулинара», «Кристальный родник», Premier of Taste, «Бодрый день», «Сметанин», «Северная гавань», «Остров колибри», «Каспер».

«Магнит» пришел в наш регион в 2009 году в статусе лидера российского ретейла по количеству магазинов. Этот статус сеть удерживает и по сей день. Интересно, что какое-то время «Магнит» был представлен в Тюмени чисто символически — одним магазином на Московском тракте. В этот момент ретейлер активно захватывал свободные рынки районных центров области — именно эта стратегия и позволила «Магниту» развиться в России до гигантских размеров.

Впрочем, сейчас «Магнит» в Тюмени представлен аж 35 магазинами, открывавшимися, согласно статусу дискаунтера в основном на периферии — на Ватутина, в Зареке, на Доме обороны и т. д. Тюменский потребитель сразу оценил новый дискаунтер в сравнении с «Монеткой». В «Магните», по крайне мере, не страшно было покупать скоропортящиеся продукты, да и фрукты с овощами выглядели на порядок лучше. Отдельный интерес вызывали «экзотические» для Тюмени товары краснодарского производства — неплохого качества и по привлекательным ценам. Кстати, в отличии от той же «Монетки» в «Магните» можно купить и настоящую экзотику типа манго или авокадо, что по сути формировало новый тип потребления в какой-нибудь деревне. В 2012 году компания открыла на перекрестке улиц Одесской и 50 лет Октября гипермаркет.

Основной претензией к «Магниту», помимо привычных для любого дискаунтера, является непонятная для потребителя ротация ассортимента. Вроде привыкнешь к определенному продукту, а его раз — и не стало. В основном, это касалось как раз таки краснодарских товаров. Жесткая привязка каждой товарной позиции к определенному месту на полке — нормальная практика для дискаунтера, в случае, если товар вовремя не завезли, часто как будто возвращала покупателя в годы тотального дефицита — полки зияли дырами.

Планы по развитию: в 2015 году ретейлер откроет в районе деревни Гусево крупный распределительный центр, после чего планирует увеличить количество магазинов в области до 105 (сейчас 95). Откроются ли новые магазины непосредственно в Тюмени — не сообщается.

«Пятерочка»

Владелец: Х5 Retail Group.

Количество магазинов в сети: 3822.

Количество магазинов в Тюмени: 12.

Собственные торговые марки: «Красная цена», «Пятерочка».

«Пятерочка» зашла в Тюмени последней из своих «собратьев» по Х5 — «Карусели» и «Перекрестка». Открытие дискаунтеров проходит без лишней помпы, в основном, как и в случае с «Магнитом», на периферии Тюмени. Лишь магазины на ул. Малыгина и на Одесской можно отнести к «центральным по расположению».

«Перекрестки» можно отнести к самым мягким дискаунтерам города. Ассортимент здесь превышает 3,5 тыс. наименований, и в «Пятерочках» можно купить, например, неплохое вино. Жалобы же клиентов на плохое обслуживание никого не удивляют — культура торговли в России низкая не только среди дискаунтеров, но и вообще во всей рознице.

Планы по развитию: Х5 Retail Group в прошлом году заключила соглашение с правительством Тюменской области, по которому, в частности, обязуется построить крупный распределительный центр (ориентировочно в 2016 году) и увеличить количество магазинов (под всеми брендами) как минимум до сотни, а то и выше. Учитывая слоган сети дискаунтеров «Пятерочка рядом с вами», развивать руководство компании будет именно этот бренд. Поспособствует тому и оформление «Пятерочки» во франшизу — на прошедшем весной в Тюмени форуме по франчайзингу франшиза «Пятерочки» представлена была и пользовалась заслуженным интересом.

_Как мы видим, в России нет ни одной самостоятельной сети дискаунтеров — все ретейлеры, развивающие этот формат, рано или поздно начинают открывать и другие магазины — супермаркеты и гипермаркеты. Российский покупатель воспринимает дискаунтер в большей степени как магазин у дома, предпочитая закупаться на неделю в гипермаркетах. Что, естественно, заставляет сетевые компании идти на диверсификацию бизнеса.

Что касается тюменского рынка, то основные сети дискаунтеров у нас уже есть. Пожалуй, не хватает «Минимартов», принадлежащих ГК «Дикси» (в Тюмени представлена «Мегамартами»), но этот формат ретейлер в последнее время практически не развивает. В 2009—2010 годах тюменская Торговая компания холдинга «Партнер» («Мосмарт», «Пчелка», теперь — SPAR) попыталась вывести на рынок собственный дискаунт-продукт под брендом «Браво», но отсутствие опыта работы в этом формате привело к тому, что доморощенные дискаунтеры не выдержали конкуренции с федеральными игроками и были закрыты. Так что новых игроков в этом сегменте, по крайне мере в обозримом будущем, ждать не приходится._

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Визажист из ЯНАО ушел на СВО добровольцем
Визажист из ЯНАО ушел на СВО добровольцем
Боец родился в Ростове, на Ямал попал по финской программе освоения Арктики.
#СВО
#боец
#Ямал
#доброволец
#новости Тюмени
Как урезонить шумных детей этажом выше на законных основаниях
Как урезонить шумных детей этажом выше на законных основаниях
Есть несколько методов, вплоть до обращения в суд.
#шум
#соседи
#закон
#тишина
#юрист
#суд
В Тюмени пройдет выставка «Вселенная Гарри Поттера»
В Тюмени пройдет выставка «Вселенная Гарри Поттера»
Всех желающих приглашают поучаствовать в розыгрыше билетов.
#выставка
#билеты
#розыгрыш
#мастер-классы
#новости Тюмени
В Тюмени отменили салюты 1 и 9 мая и шествие на День Победы
В Тюмени отменили салюты 1 и 9 мая и шествие на День Победы
В праздничные дни прозвучат оружейные залпы.
#9 Мая
#День Победы
#1 мая
#салют
#шествие
#праздник
#Дина Горковец
#Тюмень
#новости Тюмени
Пять тюменских детей на самокатах попали в ДТП с начала апреля
Пять тюменских детей на самокатах попали в ДТП с начала апреля
Все они пересекали дорогу по "зебре", не спешившись.
#дети
#безопасность
#ГИБДД
#самокат
#пешеходный переход
#ДТП
#статистика