Главными регуляторами цены на топливо остаются государство и курс доллара.
Бензин. Как много эмоций в этом простом слове. Радость от скорости на трассе, раздражение от пробок, торжество теплого салона в морозные дни. И, конечно, грусть от постоянно растущих цен. За последние 12 лет цена на АИ-92 повысилась больше чем в два раза — с 20,1 рубля за литр до 43,14 рубля за литр. Логично предположить, что всему виной цены на нефть. Однако не все так просто.
В 2012 году нефть марки Brent стоила около 110 долларов за баррель, а сегодня он обойдется всего лишь в 47 долларов. Одна из причин такого поведения нефти на рынке — так называемый демпферный механизм. Работает он достаточно просто: если цены на бензин во всем мире повышаются, то государство дает нефтяникам деньги, чтобы они могли компенсировать свои возможные убытки, продавая в России бензин по умеренной цене.
А если ситуация обратная и цены в России выше общемировых, то нефтяники выплачивают определенную сумму в государственный бюджет. Причем эта сумма не определяется какими-то рыночными инструментами, а напрямую диктуется государством. Например, в 2020 году это 53,6 тысячи рублей за тонну бензина.
Сама система появилась не так давно, в 2019 году. Ее основная задача — поддержка как самих нефтяников, так и граждан, которые в противном случае столкнулись бы с резким ростом цен абсолютно на все продукты. Однако сейчас понятно, что ситуация заходит в тупик. Ведь нефтяникам проще не снижать цены и делать выплаты именно за счет конечного потребителя. Это подтверждается и данными — более 90% всего бензина остается на внутреннем рынке, несмотря на снижение цен на нефть в мире.
Ситуация осложняется еще и тем, что в данный момент независимые АЗС, которые могли бы влиять на цену в более спокойные времена, сейчас бессильны. Виной тому прежде всего последствия коронавируса и снижение потребления бензина. К тому же нет никаких предпосылок считать, что стоимость топлива не продолжит расти и после пандемии. Ведущий инженер-технолог ПАО «Сургутнефтегаз» Глеб Фархутдинов согласен с печальными прогнозами:
— Цена на бензин сильно зависит от государства, в данный момент никому не будет выгодно ее понижать. Такие меры помогают нам защищать внутренний рынок от иностранного влияния, а также делать постоянные отчисления в бюджет. Плюс нельзя забывать, что цены сильно зависят от курса доллара. Любые изменения сразу же отразятся на конечном потребителе. Думаю, многие заметили, как меняется стоимость АИ-92, он наиболее остро реагирует на внешние факторы, ведь это самый популярный вид бензина. В дальнейшем цены будут расти еще и из-за постоянного повышения уровня автомобилизации, а альтернативные виды топлива в наших условиях не особенно эффективны, да и находятся в зародышевом состоянии.
Остается ждать изменений в механизме демпфера, ведь они так или иначе необходимы как для нефтяников, так и для конечных потребителей. Но минувший год был слишком богатым на различные экстраординарные события, поэтому нельзя быть уверенным в чем-то на все сто процентов.
Фото автора