Dipol FM | 105,6 fm

"Не хватает индустрии". Как в Тюмени заработать клипмейкеру

В серии материалов интересуемся у самозанятых людей, чем они занимаются, почему выбрали именно такой формат и, главное, где скрыты подводные камни.

Новым героем стал Никита Машкин. Он тот, кто способен, используя только один маленький (неодушевленный, стоит заметить) предмет, может создать видео, которое завораживает. Об особенностях тюменского рынка, конкуренции и доходах он рассказал «Вслух.ру».

Первый ролик с толстенькой девочкой

Никита называет себя клипмейкером. Это определение подразумевает деятельность и видеографа, и видеооператора. Клипмейкер снимает, составляет сценарий, пишет раскадровки, ищет актеров, подбирает музыку. И это не весь спектр услуг. Еще Никита занимается монтажом видеороликов. В каких-то интересных проектах участвует наравне с режиссером. Ему интересны и короткие метры. Раньше, например, работал в продюсерском центре «База», где одним из заданий было создание роликов о тюменском регионе. «Сейчас эти ролики крутятся в кинотеатре „Космос“», — замечает наш герой.

Его увлечение видеосъемкой началось, как и у большинства, в школьные годы. Однажды он просто взял у друга камеру и, что называется, понеслось. Никита даже помнит, о чем был его первый ролик.

«Мне сейчас за него даже немного стыдно. В моем классе училась толстенькая девочка, и с ней никто не общался. Я захотел ей помочь и снять про нее видео. Оно было очень смешным и глупым одновременно. Я вообще часто снимал в школе», — рассказывает Никита.

Начинал снимать на самой обычной видеокамере, которая надевается на руку. Ему ее подарили родители. «Мне тогда казалось это крутым, понимаешь? — замечает он. — А потом пришло осознание, что для чего-то крутого нужно иметь оборудование получше. Другими словами, вкладываться. И речь идет о суммах в 200 или даже 300 тысяч рублей. А еще чтобы научиться снимать, мне нужно было куда-то идти. И я написал различным тюменским видеопродакшенам. Меня взяли в команду одного из них».

"Не хватает индустрии". Как в Тюмени заработать клипмейкеру

Никита Машкин

Так началось уже профессиональное освоение специальности. Никите удалось устроиться в одной из лучших на тот момент студий — видеопродакшене Wake up. Продакшена уже нет, но во «ВКонтакте» сохранилась группа, где выложены многие работы его сотрудников. В Wake up теоретические знания сразу закреплялись на практике, пока бесплатной. Это сегодня Никита уже не готов так работать, а тогда возможность самой практики казалась даром небес. Кстати, сегодня, по словам нашего героя, видеопродакшены для Тюмени не диковинка. Как минимум, четыре студии он может назвать.

С нефтегазовой отраслью не вышло

Между прочим, специализированного образования у Никиты нет. Профессию клипмейкера освоил на практике, с помощью YouTube и старших наставников. В его деле особую роль играет собственное желание и, конечно, окружение. Вообще на клипмейкеров хорошо учат только в больших городах. Например, в Москве. Там есть и кинооператорские направления, и различные школы кино. Правда, все они славятся не очень-то реальными ценами.

«Я ушел из школы после девятого класса. Родители настояли на том, чтобы учился на бурильщика нефтегазовых и газовых скважин. Они тогда еще не понимали, что в сфере видео тоже можно зарабатывать. Причем хорошо. С нефтегазовой отраслью у меня не сложилось, зато все получилось с видео. Первые деньги я начал получать примерно в 18 лет, а вскоре зарабатывал больше, чем мои родители. Постепенно стал брать на себя какие-то обязательства. За ту же квартиру заплатить, например. И сразу все вопросы отпали».

Тюменский «потолок»

Как показывает практика, во всех сферах деятельности нужен профессиональный рост. В творчестве этот вопрос стоит наиболее остро. Как говорит Никита, сейчас он столкнулся с таким своеобразным тюменским «потолком». Расти над собой нужно дальше, а для этого надо переезжать. Например, в ту же Москву. В Тюмени, к сожалению, не хватает индустрии и атмосферы.

«Я стараюсь как можно больше путешествовать. С октября по декабрь прошлого года пробыл в Амстердаме. Изучал язык и совершенствовался в операторской деятельности. Мне было интересно пообщаться с иностранными специалистами, узнать их видение профессии и получить новый опыт. Школа по созданию видео, кстати, в разных странах практически не отличается. Хотя свои особенности, конечно, есть. Иногда это бывает даже немного смешно. Я познакомился с русским оператором, который состоит в ассоциации нидерландских операторов. Он как-то мне сказал, что у нас в Москве так классно, есть Фонд кино и много других всяких преимуществ. В общем старая история о том, что трава всегда зеленее у соседа».

Как приходит успех

Никита работает со всеми форматами кроме свадеб и дней рождения. Это, по его словам, немного другая сфера. К тому же не такая многообещающая. Ведь сегодня можно снимать невероятные документальные фильмы или интервью, набирающие миллионы просмотров, трэвел-видео или предметные метры, а не только радоваться чужим праздникам.

«Во время карантина было очень мало заказов, а я давно интересовался предметной съемкой. Пока у меня имелось свободное время, решил попробовать. Взял мамины духи, снял о них видео, выложил в Instagram и отметил бренд. Через несколько дней представители бренда мне написали. Им понравилось видео. Они выложили его к себе. За неделю моя работа набрала реально большое количество просмотров. Об этом узнал другой бренд духов. Они тоже предложили сотрудничать, а представители первого уже отправили мне мужскую коллекцию», — улыбается клипмейкер.

Примерно так сегодня успех и приходит. Его еще называют феноменом «залетело». Можно работать над своей клиентской базой годами, а потом случайно стрельнет одно единственное видео. Вообще работа по поиску клиентов — это всегда запутанная история. В Тюмени в этом вопросе отлично работает сарафанное радио. Хотя не стоит умалять значение интернет-сервисов.

«Сейчас, например, удобно работать с „Яндекс. Услугами“ или чем-то подобным. Благодаря возможности удаленной работы у меня много заказов и из Тюмени, и из Москвы. Их соотношение примерно 50 на 50. Я часто работаю с большими столичными заказами. Отсюда и возникла необходимость оформить самозанятость», — отмечает Машкин.

Заказы могут быть необычными. Однако, если обобщать, то в Тюмени, по словам Никиты, чаще заказывают репортажи, видео со свадеб и дней рождения, а также рекламные ролики. На последние особый спрос появляется в летнее время. Никита работает и с крупными проектами. Так, например, несколько лет назад он участвовал в съемке клипа для молодежного форума «Утро». Видео должно было привлечь молодежь из разных регионов. Как заметил наш герой, этот проект был очень интересным, отчасти потому, что в нем участвовали люди с крутыми идеями.

Затраты и окупаемость

«Разумеется, сегодня мало делать просто отличный продукт, нужно знать и то, как его правильно подать. Хотя далеко не всегда все происходит так, как задумывалось. Бывает, что работы, от которых ты многого не ожидал, вызывают эффект „вау“. Люди на них активно и положительно реагируют. А бывает и наоборот. Работы, в которых ты вкладываешься, остаются незамеченными. О них никто не говорит, под ними никто ничего не пишет. А еще с каждым новым видео от тебя ждут другого. Ждут выхода на более высокий уровень. И если это действительно происходит, можно ждать репостов и лайков», — объясняет Никита.

Ни для кого не секрет, что на создании видео можно зарабатывать. Рекламный ролик, например, будет стоит от 5 до 10 тысяч, отчетный — от 20 до 50, а предметная съемка и вовсе оценивается в долларах. Но прежде в эту сферу нужно хорошо вложиться. Начать можно с разных сумм. Например, со 150 тысяч, на которые необходимо купить камеру, объективы, свет, флешки, батарейки и прочую мелочевку.

Но этого бывает недостаточно, если вовремя не собрать клиентскую базу. Многие начинающие видеографы долго копят, покупают все необходимое, а потом, столкнувшись с отсутствием заказов, уходят из сферы.

С другой стороны, для специалистов по видео сегодня появляются различные сервисы, предоставляющие оборудование в аренду. В Тюмени такие организации еще новинка, но в Екатеринбурге подобное направление хорошо развивается. Главное при работе с такими сервисами продумывать съемку с учетом трех-четырех дней доставки. Никита рассказал, что в остальном все просто. Ты берешь, например, свет за 2000, добавляешь 250 рублей за доставку и округляешь эту сумму до 3000 в счете клиенту с учетом всех возможных форсмажоров.

"Не хватает индустрии". Как в Тюмени заработать клипмейкеру

Конкуренция

Никита поделился наблюдением о том, что конкуренция в видеосфере сейчас очень высокая. Ничего удивительного — камеру может купить каждый. Уже завтра он начнет снимать, выложит объявления в соцсетях, на «Яндекс. Услугах» и «Авито». Качество его работы будет ниже, но и цена тоже. Постепенно он выйдет на рынок и поднимет стоимость. Или все-таки не выдержит и сбежит. Остаются только те, кому по-настоящему нравится их работа, кто ловит кайф от создания видео.

«Создание видео — это симбиоз творческой и технической работы. Тебе нужно и разбираться в технике, и постоянно генерировать идеи. Это не самая легкая задача. Хотя, как я уже говорил, многое зависит от проекта. На самом деле, да, я работаю 24 на 7», — признается клипмейкер.

Резюме

Если честно, умением подбирать музыку к видео возможности Никиты не ограничиваются. Конечно, я пролистала ленту в его социальных сетях еще до интервью, но после встречи решила еще раз пересмотреть хотя бы его последние выложенные работы. И знаете, они действительно завораживают. В какой-то момент понимаешь, что самозанятость — это не нововведение в системе налогообложения, это совершенно особый стиль жизни и мышления.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!
Новости по теме
Заработать в декрете. Как организовали бизнес тюменские мастера украшений
Заработать в декрете. Как организовали бизнес тюменские мастера украшений
Анастасия работает бухгалтером, а Ольга доктором. Они и не думали, что когда-то организуют общее дело.
"Первую козу мне подарили". Как многодетная мама открыла в Исетске свою сыроварню
"Первую козу мне подарили". Как многодетная мама открыла в Исетске свою сыроварню
Натуральные сыры из козьего молока пользуются постоянным спросом.
От нуля до 150. Как молодая тюменка зарабатывает на консалтинге
От нуля до 150. Как молодая тюменка зарабатывает на консалтинге
Еще одна история о возможностях тюменских самозанятых.
Бизнес на ногтях. Как зарабатывают мастера маникюра в Тюмени и на селе
Бизнес на ногтях. Как зарабатывают мастера маникюра в Тюмени и на селе
До 178 тысяч в месяц при десятичасовом рабочем дне.
Последние новости
В населенных пунктах Тюменской области поставили три тысячи новых мусорных контейнеров
В населенных пунктах Тюменской области поставили три тысячи новых мусорных контейнеров
Это больше, чем было запланировано на текущий год.
Историческое здание в центре Тюмени подешевело на 12 миллионов
Историческое здание в центре Тюмени подешевело на 12 миллионов
Дом продается с участком и гаражом.
Полузащитника «Тюмени» Артемия Малеева статистики признали лучшим в гостевом матче
Полузащитника «Тюмени» Артемия Малеева статистики признали лучшим в гостевом матче
Но отметили, что тюменцы могли забить больше.
Общественники предложили ежеквартально проверять у психологов владеющих оружием студентов
Общественники предложили ежеквартально проверять у психологов владеющих оружием студентов
Инициатива направлена в МВД.
В Ишиме появились новые арт-объекты
В Ишиме появились новые арт-объекты
Всего художники разрисовали восемь подстанций.