Иначе противостоять гегемонии крупного ретейла будет невозможно.
Магазинам у дома, местным сельхозпроизводителям и логистическим компаниям пришла пора объединяться, чтобы противостоять гегемонии крупного сетевого ретейла. К такому выводы пришли участники деловой поездки делегации Тюменской области в Берлин, которая состоялась 3−6 августа.
Как рассказал на пресс-конференции во вторник, после возвращения из командировки, замгубернатора Тюменской области, директор департамента АПК Владимир Чейметов, главной целью поездки было знакомство с немецким опытом продвижения продуктов местных товаропроизводителей.
Начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев добавил, что российский рынок в большой степени повторяет в развитии рынок Германии, с той лишь разницей, что все процессы, которые в Европе эволюционно развивались десятилетиями, в России происходят намного стремительнее.
«Мы увидели в Германии то, что может произойти у нас в ближайшие годы, — считает начальник управления, — например, доля рынка магазинов у дома в Берлине с 1992 года сократилась с 23% до 10%». В Тюменской области ситуация еще далека от критической, но, тем не менее количество несетевой розницы сокращается, уступая место федеральным и международным игрокам.
«Ситуация осложняется тем, что вслед за малой розницей, с рынка уходит малый и средний сельхозпроизводитель», — считает президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард Абдуллин. В крупные сети крестьянские хозяйства поставлять свою продукцию не могут из-за ряда факторов: небольшой объем производства, высокая себестоимость натурального продукта и пр. В итоге, лишившись магазинов у дома — традиционного канала сбыта, им становится невыгодно работать.
В Германии, по словам Андрея Пантелеева, программа поддержки местного производителя напоминает тюменскую. «Как будто некоторые вещи списали друг у друга», — шутит он. В частности, в Берлине и окрестностях разработана региональная марка «Von Hier» (дословно — «здесь») — аналог нашей программы «Покупаем тюменское», которой маркируются натуральные качественные продукты, произведенные в небольших хозяйствах.
У немцев есть опыт объединения не только производителей между собой, но и кооперации на партнерской основе несетевой торговли и фермерских хозяйств. Причем инициатива здесь исходит от предпринимателей, они также вкладывают собственные средства в продвижение местных товаров. В Тюменской же области многие владельцы магазинов у дома ведут себя пассивно, отмечает Андрей Пантелеев.
Владимир Чейметов рассказал, что по итогам поездки состоялось уже два рабочих заседания. Начался процесс создания некоммерческого партнерства, в которое войдут местные товаропроиводители, и несетевая розница, и тюменские логистические компании. Это партнерство должно выработать свою собственную стратегию нормальной рыночной конкуренции с крупными сетями, на основе взаимовыгодных отношений. «Было отрадно видеть, что во время поездки некоторые предприниматели уже начали договариваться между собой», — подчеркнул замгубернатора.
По его мнению, для успешной конкуренции товарная матрица магазинов у дома, должна быть заполнена качественными тюменскими био-товарами с короткими сроками хранения. «Да, они дороже, но тогда у покупателя будет выбор — идти в гипермаркет или закупиться рядом с домом натуральными продуктами, произведенными не по индустриальной технологии», — считает Владимир Чейметов.
Андрей Пантлеев добавил, что уже выбраны два магазина, в которых матрица будет полностью переориентирована на тюменские товары. Если опыт окажется успешным, после Нового года будет создана региональная франшиза, приобрести которую смогут все предприниматели, заинтересованные в рентабельном малом бизнесе, в условиях продолжающейся экспансии торговых сетей.