Федеральные ретейлеры отчитались по итогам первых шести месяцев 2014 года.
_Федеральные торговые сети раскрыли информацию об основных операционных показателях по итогам первого полугодия 2014 года. В текущем обзоре мы рассмотрим тех ретейлеров, чьи магазины уже представлены в Тюмени. За основу возьмем такие показатели, как рост выручки, торговых площадей, среднего чека и количества новых отрытых магазинов. Отметим, что в обзор попали только отечественные ретейлеры, международные сети «Ашан» и «Метро» отдельную статистику по своим российским подразделениям не предоставляют._
Рост выручки
Как и в первом квартале 2014 года, лидером полугодия по приросту выручки стала «Лента». За шесть месяцев компания наторговала на 85,9 млрд рублей, что на 38,3% больше, чем по итогам первого полугодия 2013 года. Генеральный директор «Ленты» Ян Дюннинг связывает успех с комбинацией факторов: 14-процентный рост сопоставимых продаж и одновременное увеличение торговой площади на 37%. «Все большее число покупателей позитивно реагируют на последовательные усилия компании, направленные на улучшение продуктовой линейки, ценообразования, промо-акций и адресное применение программы лояльности. И это подтверждают два фактора: рост LFL (сопоставимого. — _Прим. авт._) трафика на более чем 6% и рост числа активных держателей карт лояльности на 37%», — цитирует топ-менеджера пресс-служба сети.
_В Тюмени сеть «Лента» представлена двумя гипермаркетами_
На втором месте по росту выручки — «Магнит», который по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибавил 27,9%. Далее идут: ГК «Дикси» (в Тюмени представленная «Мегамартами») — 22,4%, Х5 Retail Group («Карусель», «Перекресток», «Пятерочка») — 15,3%, «ОКЕЙ» — 12,3%.
Заметим, что по выручке в абсолютных цифрах лидером ожидаемо стал «Магнит», продав товаров на 349 с лишним миллиардов рублей. Глава компании и ее основной акционер Сергей Галицкий прокомментировал открытые показатели «Магнита» коротко: «Наслаждайтесь».
_В Тюмени «Магнит» представлен 30-ю универсамами и одним гипермаркетом. ГК «Дикси» — четырьмя «Мегамартами». Х5 Retail Group открыла в нашем городе гипермаркет «Карусель», четыре супермаркета «Перекресток» и три дискаунтера «Пяторочка». «ОКЕЙ» — один гипермаркет._
Рост торговых площадей
По этому показателю на первое место вновь вышла «Лента», увеличив за отчетный период свою торговую площадь на 37,2%, достигнув отметки в 543,8 тыс. кв. м. На второй строчке — ГК «Дикси» с 21% роста (общее количество кв. м — 659,9 тыс.). Замыкает тройку «ОКЕЙ» с 16,2% (508 тыс. кв. м.)
На четвертом месте расположился «Магнит» — 16% прироста и 3189 тыс. кв. метров торговой площади в сумме (лидер России). Последним ретейлером в пятерке лидеров стал Х5 — прирост в 12,1% по отношению к предыдущему периоду (2296 тыс. кв.м. торговой площади в целом).
Справедливости ради заметим, что и «Магниту» и «Х5» в процентном соотношении прирастать значительно труднее, чем более «мелким» конкурентам. Уж очень масштаб велик.
Рост среднего чека
Этот показатель интересно рассматривать в паре с уровнем инфляции на потребительском рынке, которая по итогам июня нынешнего года по отношению к июню прошлого года составила 7,8%.
По этому показателю быстрее всех росла ГК «Дикси» — 9,72%. Собственно, только этот ретейлер и превысил уровень инфляции. При этом у «Мегамартов» средний чек вырос только на 4,71% - средний чек по группе компаний вытащили ее другие бренды: «Виктория» и «Дикси», в Тюменской области не представленные.
На втором месте «Магнит» с результатом 7,47%, на третьем — «Лента», у которой средний чек вырос на 7,3%. Четвертая строчка у «ОКЕЙ» — 7%, а замыкают пятерку вновь Х5 — 6,5%.
К сожалению, только две компании открыли информацию о среднем чеке в абсолютных величинах: у «Ленты» он в сегменте «гипермаркет» составляет на конец июня — 1015 рублей, у Х5 — 336 рублей (по всей группе, по гипермаркетам «Карусель» — 621 рубль).
Рост количества магазинов
Активнее всего в первом полугодии открывался «Магнит» — сеть приросла на 525 торговых точек (414 «магазинов у дома», 8 гипермаркетов, 11 магазинов «Магнит семейный» и 92 магазина косметики). На втором месте Х5 — с учетом закрытых неэффективных гипермаркетов и супермаркетов группа компаний стала больше на 235 магазинов, причем все они открылись под брендом «Пятерочка», франшизу которого Х5 активно продвигает в последнее время.
«Дикси» уверенно держит «бронзу» — 145 новых магазинов (из них ни одного «Мегамарта»). Остальные игроки значительно уступают. Так, «Лента» за отчетный период пополнилась пятью гипермаркетами и четырьмя супермаркетами, а «ОКЕЙ» ограничился открытием трех гипермаркетов (при этом, закрыв один супермаркет).
Очевидно, что до конца года агрессивную экспансию на рынок Сибири продолжит «Магнит», чему поспособствует открытие в мае крупного распределительного центра в Новосибирске. Значительно увеличить активность планирует и «ОКЕЙ» — генеральный директор сети Тони Майер заявил, что во втором квартале планы по развитию компании пополнились десятью новыми договорами на открытие магазинов формата «супермаркет» и «дискаунтер».
Поистине наполеоновские планы строит «Лента»: «Мы не сомневаемся, что планы по открытию 24 гипермаркетов и 15 супермаркетов в течение 2014 года будут реализованы, что позволит нам за год увеличить торговые площади более чем на 30%. Программа развития сети на следующий год выполняется вполне успешно, поэтому мы подтверждаем нашу долгосрочную цель по увеличению торговых площадей „Ленты“ вдвое в течение следующих трех лет до декабря 2016 года», — цитирует Яна Дюннинга пресс-служба компании.
Что касается общего количества магазинов, то по данным на 30 июня российские ретейлеры расположились по этому показателю в следующем порядке: «Магнит» — 8618, Х5 — 4779, «Дикси» — 1944, «Лента» — 96, «ОКЕЙ» — 96.