Необходимо стимулировать крупный бизнес для работы с малыми предприятиями. К примеру, чтобы крупные компании выделяли экспериментальные площадки для реализации совместных проектов.
Развитие малого бизнеса крайне важно для успешного функционирования рынка. Малый бизнес использует новые инвестиционные возможности, инновации, активизирует структурную перестройку экономики, обеспечивают конкуренцию в отрасли. В экономике развитых странах малый и средний бизнес обеспечивает 50−80% ВВП. В России это показатель равен 10−11%. Заместитель генерального директора компании «РАСТАМ» Галина Кулаченко рассказала в рамках Третьей областной конференции «День предпринимателя-2010» об интеграции малого бизнеса с крупными компаниями. «Мы работаем в нефтяной, газовой промышленности, строительстве, энергетике. Что такое вертикально-интегрированная структура? Это объединение на финансово-экономической основе различных технологических взаимосвязанных производств и структур», — пояснила Кулаченко. Она заметила, что в 1995 году предприятия нефтегазового комплекса, к примеру, дочерние предприятия «Газпрома» полностью обслуживали себя сами, начиная с разведки, добычи и транспортировки и заканчивая общепитом и социально-культурной сферой. Однако с 2005 года крупный бизнес пытается освободиться от несвойственных ему функций, выводя из своей структуры отрасли ЖКХ, общепита, физкультурно-оздоровительные комплексы. И здесь уже появляются ниши для среднего и малого бизнеса. Но, по словам Кулаченко, крупный бизнес желает, чтобы его обслуживали квалифицированные, умелые и знающие люди и организации. А это не всегда возможно, поскольку на сегодняшний день отсутствуют механизмы поддержки малого предпринимательства во взаимодействии с крупным бизнесом, нет площадки для деловых контактов. Кулаченко считает, что в подготовке работы малого бизнеса в структуре вертикально-интегрированных компаний нужно участие государства. Также необходимо стимулировать крупный бизнес для работы с малыми предприятиями. К примеру, чтобы крупные компании выделяли экспериментальные площадки для реализации совместных проектов. «У нас есть предпосылки для создания свободных ниш для малого бизнеса. Это проведение геологических или геофизических исследований, картография, производство мелкосерийных комплектующих изделий и запчастей, диагностика оборудования и приборов, организация лабораторно-химических исследований, разработка уникального технологического оборудования», — рассказала Кулаченко. Напомним, организаторами Недели предпринимательства в области являются Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области, НП «Меркурий-Клуб», ГК «Маркетинг-Консультант». Генеральный партнер — Западно-Сибирский банк Сбербанка России. Информационные партнеры — ИД «Мегаполис» и «Вслух о главном».