Советы участникам онлайн-шопинга.
Российские интернет-площадки начали акции в рамках «Кидерпонедельника», который пройдет 31 января. Специалисты Роспотребнадзора напоминают потребителям их права.
В чем отличие между продавцом и агрегатором?
С развитием интернет-торговли все больше покупок совершается на крупных торговых площадках, которые сами не всегда выступают в роли продавца. Такие маркетплейсы принято называть «владелец агрегатора информации о товарах и услугах» (или просто — агрегатор).
Важной особенностью таких ресурсов является их ответственность за достоверность информации о фактическом продавце.
Можно ли отказаться от покупки в интернет-магазине?
От товара, купленного в интернет-магазине, в том числе в рамках акции «киберпонедельник», потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи потребителю продавцом либо уполномоченным им лицом, а после передачи товара — в течение семи дней (если в отношении приобретенного товара сохранен его товарный вид, потребительские свойства).
Это правило не распространяется только на лекарства.
Каковы условия и цена товара по акции?
Продавец обязан четко сформулировать условия и цену приобретения товара по акции.
Продавец обязан передать потребителю заказанный товар, даже если он еще не оплачен. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Какова ответственность за нарушение сроков доставки?
Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре.
Если товар оплачен, но продавец тянет с отгрузкой или доставкой товара, то потребитель вправе потребовать уплаты ему за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты товара.
Если товар не был передан потребителю по его вине, последующая доставка производится в новые согласованные сроки.
Может ли принять товар родственник или знакомый?
Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя — любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа либо иное подтверждение заключения договора.
Какие дополнительные услуги могут попытаться навязать?
Не допускается навязывание дополнительных товаров и услуг.
Комплектность товара определяется изготовителем. Проверка качества и консультирование по выбору товара вообще не могут являться дополнительными услугами, поскольку входят в обязанности продавца.
Если потребителю предлагается застраховать товар или расширить гарантию следует учитывать, что гарантийный срок, заявленный изготовителем, не может быть уменьшен и должен быть раскрыт продавцом до заключения договора.
Зачастую так называемые «программы страхования» или иной «защиты покупателя» дублируют в себе обязанности, которые продавец или изготовитель должны выполнять в силу закона. Например, осуществлять обмен товара на качественный или его ремонт.
Каковы сроки возврата товара?
Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи.
Некачественный товар рекомендуется возвращать сразу.
Если покупка через интернет оказалась ненадлежащего качества, то у покупателя те же права, что при офлайн-торговле. Статьи 18-24 Закона «О защите прав потребителей» предусматривают возможность замены товара на новый, перерасчета стоимости, а также возврата продавцу товара с недостатками.
Как вернуть деньги через агрегатора?
Законом «О защите прав потребителей» установлены случаи, в которых владелец агрегатора по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара или услуги. В частности, это ситуации, когда товар не доставлен в срок, и потребитель в связи с этим направил исполнителю уведомление об отказе от них и сообщил об этом владельцу агрегатора.
В возврате такой предоплаты может быть отказано потребителю, если продавец предоставит подтверждение о передаче товара потребителю.
Советы потребителям в «киберпонедельник»:
— Проверьте цену на товар со скидкой у других продавцов. Если товар неожиданно «подорожал» перед акцией и со скидкой стоит столько же, сколько и раньше, привлечь к ответственности продавца будет невозможно: многие из них находятся за рубежом.
— Слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже фальсифицированного или контрафактного товара. Попробуйте запросить у продавца сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя.
— Обратите внимание на стоимость доставки товара до его оплаты. Большая скидка на товар может быть достигнута за счет дорогой доставки.
— При покупке товара выясните, в какие сроки он должен быть доставлен. Продавец обязан согласовать с покупателем сроки передачи товара покупателю.
— Убедитесь, что продавец не прячет информацию о себе. На сайте или в приложении должно быть указано фирменное наименование, адрес, режим работы, ОГРН для юрлиц, фамилия, имя, отчество (если имеется) и ОГРНИП для индивидуальных предпринимателей.
— В случае, если при покупке через агрегатор товар не будет доставлен в срок, покупатель может заявить требование о возврате денег такому посреднику. Возврат произойдет в течение десяти календарных дней со дня предъявления требования.
— Опасайтесь фишинговых сайтов и ресурсов, основной целью которых является не продажа товаров со скидками, а сбор персональных данных, а также сведений о платежных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании.
Фото: pixabay.com