Произошедшие во вторник авиакатастрофы могут сыграть на руку крупным авиакомпаниям. Несмотря на заверения служб безопасности о том, что никаких следов теракта на месте катастроф Ту-154 и Ту-134 обнаружено не было, эксперты не верят в версию «случайного совпадения» и выдвигают две версии: либо это «украинский» вариант, когда самолет был сбит в результате попадания ракеты в ходе военных учений (напомним, в 2001 году самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» был сбит украинской ракетой С-200, выпущенной в ходе учений украинских ПВО в Крыму), либо — преднамеренные действия, то есть теракт.
Причем, как пишет «RBC Daily», похоже, что предполагаемые захватчики не просто хотели захватить самолеты, а собирались «уронить» их над особо опасными объектами. Не секрет, что в Ростовской области, где вчера были найдены остатки одного из самолетов, расположена крупная атомная электростанция, кроме того, на южных территориях страны имеется большое количество предприятий химической промышленности.
Но даже если произошедшие катастрофы не были терактами, они свидетельствуют о крайнем износе отечественного авиапарка, который просто начинает «сыпаться». Как ни парадоксально, но это может сыграть на руку крупным авиакомпаниям. Скорее всего, полагают обозреватели «RBC Daily», в свете последних событий чиновники начнут форсировать процессы слияния и поглощения российских перевозчиков, объясняя это тем, что крупным компаниям гораздо легче уследить за надежностью своих воздушных суден.
Одних лишь Як-40 у отечественных перевозчиков по состоянию на конец 2002 года было 314 штук, тогда как такой тип воздушных судов начал эксплуатироваться еще в 1968 году. Между тем в нашей стране на данный момент работают 199 авиакомпаний, и в лучшем случае лишь десяток из них можно назвать крупными. Остальным же обеспечивать надлежащее техническое обслуживание своих судов просто не на что.
Авиационные власти давно понимают эту проблему и пытаются различными косвенными методами сокращать количество перевозчиков. Им это удается, но процесс идет медленно. Последние происшествия могут его ускорить. Так, в частности, вчера председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов заявил, что намерен внести в Госдуму законопроект о монополизации пассажирских авиаперевозок в России. В одном из своих интервью он сказал, что «интересны системные причины трагедии — это сильная децентрализация авиаперевозок», в связи с чем «необходимо усиление регулятивных мер в этой области».