На что тюменцы тратят полученные средства, в каких сферах они чаще всего открывают свое дело и какие муниципалитеты региона наиболее активны в предпринимательской деятельности?
_И региональная власть, и представители общественных бизнес-организаций на различных площадках отчитываются о росте количества малых и средних предпринимателей, их вкладе в бюджет региона и новых рабочих местах. Но что представляет собой господдержка изнутри? На что тюменцы тратят полученные средства, в каких сферах они чаще всего открывают свое дело и какие муниципалитеты региона наиболее активны в предпринимательской деятельности — в этом мы решили разобраться на основе информации, предоставленной Инвестиционным агентством Тюменской области, одним из основных институтов поддержки МСП в регионе (по данным за 2013 год)._
Инвесторы выбирают сферу услуг
Инвестиционное агентство Тюменской области оказывает поддержку по нескольким направлениям. Первое — сопровождение инвестпроектов, стоимостью до 300 млн рублей (более крупные проекты находятся в ведении регионального департамента инвестполитики и господдержки предпринимательства). Сопровождение — это не только предоставление инвестзайма (до 200 млн рублей) по низким процентным ставкам (от ставки рефинансирования ЦБ до 12,5%), но и решение административных вопросов, связанных с выделением земли, подведением необходимых коммуникаций, получением разрешения на строительство и пр.
Впрочем, инвесторы в экономику Тюменской области обращаются в инвестагентство в первую очередь именно за деньгами. Профинансировать их проект просят 91% обратившихся. Остальные 9% почти в равной степени распределяются на просьбы о помощи во взаимоотношениях с ресурсными организациями, автодорожными и кадастровыми службами и пр.
Кстати, всего на сопровождении инвестагентства, а прошлом году находилось 227 проектов, из них 148 предприятий претендовали на поддержку в создании нового бизнеса, а еще 79 нуждались в субсидиях для расширения и модернизации действующего дела.
Если же говорить об отраслях, интересных для МСП, то картина складывается следующая: 22% от всех инвестиционных проектов приходятся на сферу социальных услуг для населения, и это самая популярное направление для инвестиций. На втором месте — придорожный сервис, гостиничный бизнес и туриндустрия — 18% проектов открываются по этому профилю. Замыкает тройку сельское хозяйство с показателем 17%. Аутсайдеры — деревообработка (5%) и здравоохранение (4%).
На что же тратят полученные деньги инвесторы? Согласно отчету инвестагентства, основная статья расходов — приобретение нового оборудования (46%). Затем идут расходы на строительство — 35%. На третьем месте затраты на недвижимость — 11%. На покупку транспорта и пополнение оборотных средств приходится всего лишь 5% и 3% соответственно.
География сопровождаемых инвестпроектов также интересна. Безусловно, лидируют города: Тюмень (32 проекта), Ишим (16), Тобольск (15). А вот Ялуторовск с его восемью инвестпроектами опережают сразу несколько сельских территорий: Абатский район (13 проектов), Тюменский район (12), Омутинский и Нижнетавдинский районы (по 11), Исетский и Голышмановский районы (по 10), Ярковский район (девять инвестпроектов).
Селяне обгоняют горожан?
Еще одним популярным продуктом поддержки малого бизнеса является микрофинансирование, призванное помочь малому бизнесу. Несколько вариантов поддержки («Микро-старт», «Микрофинансирование», «Микрофинансирование и развитие») позволяет предпринимателю воспользоваться займами до 1 млн рублей всего под 8% (до одного года) или под 19% (до трех лет).
Наиболее популярной формой поддержки является «Микрофинансирование и развитие» (до 3 лет под 19%) — за ней в минувшем году обратилось 502 бизнесмена. Затем идет «Микрофинансирование» (254 активных займа) и «Микро-старт» — этой программой воспользовались 63 стартапера.
Структура займов по территориальной принадлежности выглядит так: на первом месте, естественно, Тюмень — 129 предпринимателей. А вот на втором неожиданно оказался Голышмановский район с показателем 116. Второй по численности населения город региона — Тобольск — только третий (56 предпринимателей). На четвертой строчке — Ялуторовск (50 человек). Пятое место снова у сельского муниципалитета — воспользоваться поддержкой инвестагентства решили 33 жителя Омутинского района. Аутсайдер — Армизонский район с показателем 5.
Каждому свое
На основе полученных данных напрашиваются два очевидных вывода. Во-первых, очевидно, что МСП в Тюменской области в первую очередь нацелено на инвестиции в сферу услуг и сервиса, что, в принципе, соответствует мировому тренду — крупный бизнес открывает предприятия-гиганты, обеспечивающие финансовое благополучие жителей региона. А МСП, двигаясь за крупным бизнесом, удовлетворяет возрастающие потребности населения.
Другой тренд — рост предпринимательской активности в сельских районах, что отчетливо видно на примере того же Голышмановского района. Новое высокотехнологичное производство всегда предполагает сокращение числа работников. Малый бизнес — органичный способ самозанятости населения на селе, позволяющий людям зарабатывать себе на жизнь, а власти — не тратиться на их содержание.
Комментарий:
------------
Ольга Езикеева, генеральный директор Инвестиционного агентства:
> — Программа микрофинансирования действительно очень востребована среди предпринимателей. Особенно микрозаймы популярны у сельских предпринимателей, которые реализуют небольшие бизнес-проекты в сфере услуг и производства, и, конечно, в сфере торговли, ведь микрофинансирование — одна из немногих программ, которая направлена на поддержку этого вида бизнеса. Оперативность в получении займа, кредитование предпринимателей из самых отдаленных и небольших поселений, финансирование стартапов — вот главные причины успеха программы в регионе.