В прошлом году в России действовало 603 франчайзинговых концепции, 20 тысяч франчайзинговых точек, которые организовали 300 тысяч рабочих мест.
В прошлом году в России действовало 603 франчайзинговых концепции, 20 тысяч франчайзинговых точек, которые организовали 300 тысяч рабочих мест. Об этом сообщила гендиректор компании EMTG,
По ее словам, больше всего на российском рынке распространены недорогие франшизы — стоимостью до полумиллиона рублей (41%), 38% составляют франшизы стоимостью от полумиллиона до миллиона рублей, 6% - свыше 5 млн рублей, 15% - от 1 до 5 млн. На западном рынке наблюдаются аналогичные тенденции. На российском рынке 66% российских франшиз, остальное — зарубежные (34%). Франчайзинг в России активнее всего развивается в сфере розничной торговли: продовольственный и непродовольственный ритейл, далее идут сфера услуг и общественного питания.
Екатерина Сойак — одна из инициаторов проведения в России известной выставки Buy Brand. В 2002 году, когда она начала проводить выставку, франчайзинг путали с чем угодно: и банкиры, и чиновники, и бизнесмены. «С того момента я уже десять лет двигаю гору к Магомету», — сказала Сойак.
Предприятия, которые создаются по системе франчайзинга, имеют минимальные риски банкротства. Доказательством этого может служить рост количества точек франчайзи, несмотря на кризис. «Многие уволенные топ-менеджеры выбирали путь франчайзинга как наименее рискованный», — отметила она.
Очевидные преимущества франчайзинга: быстрый старт, доступ к методам ведения бизнеса, возможность быть частью маркетинговой и рекламной стратегии бизнеса. Однако франчайзер должен обязательно соблюдать правила системы, в которую он вступает. Екатерина Сойак говорит: «Бытует мнение, что франчайзи должен быть неким солдатом, это не совсем так. Например, „Биг-мак“ был внедрен не головной компанией, а франчайзи. Конечно, для этого нужно набраться определенного опыта, а потом уже предлагать изменения головной организации». Одним из минусов системы франчайзинга можно назвать ограничение инициативы и креативности франчайзи. По мнению Сойак, стоит ли менять что-то, когда действующая система уже доказала свою прибыльность. «Франчайзи и франчайзер кровно заинтересованы в успехе друг друга», — отмечает бизнесмен.
В заключение она дала предпринимателям несколько советов. Во-первых, нужно изучить сферу, в которой бизнесмен хотел бы открыть свое дело, желательно получить некий багаж знаний. Во-вторых, четко просчитать средства, которые потребуются на открытие бизнеса. Она напомнила, что паушальный взнос, роялти и затраты на маркетинг — это лишь малая часть затрат. «Нужно смотреть, какие средства в целом вам понадобится вложить в бизнес», — добавила Сойак. Кроме того, нужно обязательно пообщаться с уже действующими франчайзи системы, частью которой хотел бы стать предприниматель.