Dipol FM | 105,6 fm
92.26
99.71

Форум «Управление IT»: бизнес где-то рядом

Кто поведет бизнес вперед, классические управленцы или IT-директора новой эпохи?

_Кто поведет бизнес вперед: классические управленцы или IT-директора новой эпохи? Как роботы заменят людей? Это и многое другое обсуждали в прошедшую пятницу на крупнейшем форуме в области управления информационными технологиями в Тюмени. Впервые за несколько лет айтишники пригласили на мероприятие представителей бизнеса и власти. Дискуссия разгорелась жаркая._

CIO четвертого поколения

С самого момента появления отрасли IT она существовала рядом с бизнесом, подчеркнул председатель Союза IT-директоров России Андрей Семенов. «Информационных технологий без бизнеса не бывает. Они созданы для бизнеса, призваны делать его более качественным. Развитие информационных технологий делает бизнес более комфортным, безопасным, — уверен Семенов. — Сегодня мы пригласили бизнесменов, чтобы узнать, как они видит IT и как желают, чтобы они развивались. Чтобы бизнес подсказал нам какие-то векторы развития».

Сейчас IT нужны директора, способные управлять информационными технологиями как бизнесом, уверен Семенов. «Мы испытываем острую нехватку таких руководителей. Если вы спросите у любого IT-директора, кто он по образованию, он ответит вам: инженер-программист, математик, программист-экономист. Ни одного управленца», — обозначил проблему он. Даже обычных CIO в отрасли не хватает, чего уж говорить о новой генерации таких руководителей.

Руководитель центра IT-экспертизы МРОО «Содит» Борис Славин сразу пояснил, что существует несколько уровней профессионализма IT-директоров. На самом первом уровне они работают с ресурсами, на следующем — с сервисом, на третьем — с информацией. Но вскоре должны появиться IT-директора новой генерации, которые будут делать из информации новый бизнес. «Четвертый уровень — это директор, который начинает придумывать при помощи информационных технологий новый бизнес. Это CIO следующего уровня», — добавил Славин.

Что важнее — бизнес или IT?

О том, что сейчас собственники даже не прислушиваются к IT-специалистам, не то что допускают до управления бизнесом, напомнил председатель Ассоциации по развитию информационных технологий Андрей Сидоров. «Мало предложить идею. Главное, чтобы ее поняли, — отметил он. — Важно не только умение айтишника говорить, но и умение директора слышать. Айтишники давно созрели и готовы заниматься бизнесом, но им не разрешают».

Смелую идею допустить IT-менеджеров к управлению фирмами оценил директор ЦИТ ТО Артур Усманов. «Сейчас бизнес пользуется информационными технологиями как инструментом. Но все больше и больше в нашу жизнь проникают технологии, информационные сети, — напомнил директор Центра информационных технологий. — Я думаю, что через 20 лет IT и будет управлять бизнесом. Новый образ — это бизнесмен-айтишник. Крупные успешные компании сейчас такими людьми и созданы».

Нельзя сделать из IT-специалиста бизнесмена, уверен директор «Запсибнефтесервис» Александр Кияев. Он попытался спустить коллег на землю. «Здорово, если айтишники станут руководить бизнесом. Но я скорее думаю, что бизнесмены начнут обучаться информационным технологиям, — предположил он. — Нельзя сделать из айтишника бизнесмена. Стать бизнесменом нужно захотеть, к этому нужно стремиться».

О том, что и в госсекторе IT уже давно используется в любом новом проекте, рассказал директор департамента информатизации Тюменской области [Александр Албычев](/thesaurus/256 984). «Когда мы поставили серверы, провели каналы, закончились инфраструктурные вопросы, то началось не IT. Надо еще обучить тысячу людей, построить систему аналитики, выбрать показатели, заставить их понять, что это нужно и имеет высокий приоритет… Вокруг IT крутится очень много технологий, никак не связанных с IT. В конечном итоге, чтобы управлять системой, нужно создать все ее элементы. Элементы, присущие любому бизнесу, который имеет право на жизнь», — уверен Албычев.

Когда IT на своем месте

Место отдела информационных технологий в компании зависит от многих факторов. И сколько бы ни тянули на себя одеяло по очереди продажники, маркетологи, кадровики и айтишники, важность отдела определяется текущими целями компании. Об этом напомнил бизнес-тренер клуба ИТ-директоров Тюмени Александр Цаккер.

Для наглядности он предложил рассмотреть основные элементы бизнеса, отдел продаж, производство, логистику (закупки, склад, транспорт), маркетинг, персонал, IT и финансы. Затем он разместил их по важности на примере нескольких реально существующих или уже нефункционирующих бизнес-проектов.

«На будущее IT в конкретной компании влияет множество факторов, — подчеркнул Цаккер. — Мне известны примеры, когда гениальные управленческие решения рушились о консервативность руководителя. Мне известны компании, которые вышли на определенную емкость и больше развиваться не будут. Туда ничего не продать, там ничего не развить. Компания стагнирует. И IT там развиваться не будет».

Бизнес-тренер предложил обратить внимание на роль IT-отделов в компаниях, ключевой принцип которых — экономия. «Принцип экономии значит, что новый компьютер купят только, когда сгорит старый. Чтобы корова меньше ела и давала больше молока, ее надо меньше кормить и больше доить. Такие компании довольно живучи», — пояснил Цаккер. В таких компаниях IT-отделы также никогда не получат развития.

Не будет развития информационных технологий и в фирмах, принцип которых — жесткое следование плану. «Это приводит к неадекватно агрессивной политике ценообразования. Несуразно высокие цены, несогласованные с рынком. В конце месяца продажи взлетают за счет несуразно больших скидок, — описал модель Александр Цаккер. — Вследствие жесткого следования плану умирает стратегическое развитие. Если коммерческий директор не выполнил план, его могут уволить, несмотря на то, что он полтора года строил правильные планы. Это не очень позитивная модель».

Единственный возможный случай, когда отдел IT будет гармонично развиваться вместе с компанией, это подход «лучшей фирмы в регионе», уверен Цаккер. Тогда компания придерживается принципа клиентоориентированности. «Все проблемы клиента — за мой счет, в сервис вкладываются денежные средства, появляются дополнительные технические подразделения. Во главу угла ставится профессионализм сотрудников, усиливается служба персонала. Профессионала будут кормить, выдавать молоко за вредность», — описал лучшую в регионе фирму тренер.

«IT можно поднять на уровень стратегического мышления. Информационные технологии могут продавать продукты. Но я призываю вас не ставить ваш отдел выше других. Если вы как IT-директор уверены, что нужно во что бы то ни стало донести до руководителя свою идею, а он вас не слышит, лучше смените фирму. Потому что это значит, что фирма еще не готова развиваться в этом направлении», — резюмировал тренер.

«Большой брат»

Не только о вечном спорили участники форума. Из более приземленных и полезных для бизнеса докладов особенно запомнился рассказ директора по развитию компании Appsolution Дмитрия Кропова. Системы, разработанные этой фирмой, можно запросто посчитать выдумкой фантаста-футуролога, а они на самом деле работают уже сегодня.

Первая такая новинка — система распознавания лиц reVISOR. Система сама обучается, фотографирует сотрудников и ее уже не обмануть. Даже если вы принесете с собой чужую карту доступа, в связке с системой безопасности ревизор вас в здание не пропустит.

Достойна внимания система радиочастотной инвентаризации iTEM. Она позволяет вести учет материальных ценностей и людей, в любое время идентифицируя интересующий вас предмет.

«У вас есть склад, кто-то переместил товар в другое помещение. Можно по нажатию кнопки увидеть, где он. Либо сделать невидимые границы. Если товар выходит за черту, то проходит сигнал для службы безопасности», — пояснил суть разработки Кропов.

Не спасет потенциального воришку даже поломка радиометки. «Когда фольгу на товаре в магазине ломают, метка не работает, — отметил он. — Если же вы повреждаете нашу метку, меньше чем через секунду поступает сигнал на пульт охраны. Надо еще успеть сделать ноги».

А вот система SmartCOM скоро будет внедряться на многие современные автомобили. Это платформа, которая позволяет дилеру, производителю, сервисному центру и потребителю взаимодействовать друг с другом через мобильный телефон. «У вас не просто загорается красная лампочка на панели автомобиля. Вам приходит сообщение, насколько поломка опасная. Система предлагает решение проблемы, записывает в сервис, заказывает детали», — рассказал Кропов.

Почему айтишники не понимают руководителей

IT отдел на предприятии — всегда особая ситуация. Айтишника от любого другого сотрудника отличает то, что он обладает неким большим знанием, чем другие. «Он больше любит общаться с машинами, чем с людьми. Он любит ритм во всем, он ориентирован на процесс. Он считается самым умным, в чем-то так и есть», — описал эмоциональное состояние специалистов отрасли бизнес-тренер Ярослав Панькив. Именно из-за этих особенностей IT-директорам и не удается донести до своих руководителей важность тех или иных нововведений.

«IT-специалист не понимает, чего от него хотят и сам не может объяснить другому отделу, что хочет. А когда компания эффективна? Когда все элементы этого живого организма взаимодействуют. В этом смысле IT-отдел — крайне узкое место», — подчеркнул тренер.

В конце-концов от IT-отдела требуют, чтобы он облегчил общение с реальными людьми, а не с автоматами, напомнил Ярослав Панькив. «Когда система будет общаться с системой, человеческий фактор будет устранен и об эмоциях можно будет забыть. Но пока это будущее не наступило», — подытожил он.

Однако и руководители IT не понимают, в этом уверен вице-президент ОАО «Запсибкомбанк» Андрей Сидоров. «Мы говорим много красивой теории. Но вот я подошел сегодня к одному бизнесмену и спросил: а зачем тебе IT? „Оптимизация“, — ответил он. Зачем? „Чтобы быть оптимальным“, — говорит бизнесмен. Зачем, тебе плохо? „Нет, хорошо. Но я хочу построить свою работу эффективно. Чтобы поставку оформлял один бухгалтер, а не три“. Вот это цель», — пересказал диалог вице-президент банка.

Четкое понимание задач — основа развития и информационных технологий в компании, и самой компании. «Мы, не глядя на компетенции, задачи, выбираем айтишников. А потом пытаемся сказать: давай, автоматизируй. Не говорим конкретно: оптимизируй бухгалтерию. Есть заблуждение, что айтишник может все, — подчеркнул Сидоров. — Это напоминает анекдот: „Требуются водитель с категориями А, B, C, D, E. С опытом вождения Формулы-1. Желательно знание ракетных двигателей. Зарплата 5 тысяч рублей“. И в этом тоже есть проблема. Айтишники не понимают четко, зачем они существуют в компании, какие задачи решают».

Главная беда — коммуникативная, считает Андрей Сидоров. «Мы айтишники — мы общаться не умеем. Не умеем понять оппонента и донести свою мысль. Мы с каким вопросом заходим к бизнесменам? Дай денег. Зачем? Нужен новый сервак, старый износился. Чего там может быть морально изношено, если он работает? — шутит Сидоров. — Нужно не просить денег, а интересоваться, какая задача стоит у компании».

Именно четкое понимание задач — основа развития и информационных технологий в компании, и самой компании. Это вопрос доверия, а доверие, по словам Сидорова, просто так не возникает, для этого надо «на войну сходить», то есть сделать совместный проект. Руководителям бизнеса надо двигаться в сторону IT, но четко понимая, зачем.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменские автоинспекторы задержали нарушителя, проехавшего по пешеходной улице
Тюменские автоинспекторы задержали нарушителя, проехавшего по пешеходной улице
Оказалось, что у 21-летнего автомобилиста нет водительского удостоверения.
#нарушители
#ГИБДД
#улица Дзержинского
#штраф
Очевидец смертельного ДТП на пешеходном переходе в Тюмени: автомобиль ехал с большой скоростью
Очевидец смертельного ДТП на пешеходном переходе в Тюмени: автомобиль ехал с большой скоростью
Мальчик рассказал, как погиб его друг.
#ДТП
#дети
#безопасность
#пешеходный переход
#велосипед
Ямальские школьники знакомятся с Тобольском и Тюменью
Ямальские школьники знакомятся с Тобольском и Тюменью
Это стало возможным благодаря межрегиональному проекту "Освоение Сибири".
#туризм
#дети
#сотрудничество
#Тобольск
#новости Тюмени
700 выпусков в эфире: ток-шоу «Вечерний хэштег» отмечает юбилей
700 выпусков в эфире: ток-шоу «Вечерний хэштег» отмечает юбилей
29 марта телеканал «Тюменское время» покажет юбилейный выпуск программы.

#телевидение
#ток-шоу
#Вечерний хэштег
#новости Тюмени
Водитель BMW насмерть сбил 9-летнего школьника на велосипеде в Тюмени
Водитель BMW насмерть сбил 9-летнего школьника на велосипеде в Тюмени
Ребенок погиб на пешеходном переходе.
#ДТП
#дети
#ГИБДД
#безопасность
#велосипед