Dipol FM | 105,6 fm

Что не так с имиджем?

Тюмени предложили уточнить образ для западных инвесторов.

На фоне крупных городов Уральского федерального округа Тюмень заранее обречена быть в подчинении Екатеринбургу. А вот ставка на самый европейский город Западной Сибири для тюменцев может оказаться правильной и решающей. Такую возможность предложил обдумать гость очередных, 24-х, Губернаторских чтений — заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН, член-корреспондент Российской академии наук Алексей Кузнецов.

Участники чтений, которые прошли 15 марта в областной научной библиотеке, искали способ заявить о Тюменской области на корпоративной карте мира. Губернатор Владимир Якушев напомнил, что в ходе всех встреч регион ищет свое положение в глобальной системе координат. Приглашенного эксперта он отрекомендовал лучшим проводником в этой сфере.

Почему инвесторы обходят Тюмень?

Алексей Кузнецов подчеркнул, что за последние несколько десятилетий развитие глобализации изменило характер мировых экономических отношений. Теперь регионы имеют возможность выходить на международные рынки, где оказываются вовлечены в жесткую конкуренцию как за инвестиции, так и за другие ресурсы.

Практика показала, отметил ученый, что и российские инвесторы могут радикально менять экономику региона. Зачем тогда делать акцент на иностранцах? Самая простая причина — иностранный бизнес является очевидным источником диверсификации экономики. «У национального бизнеса есть свои стереотипы, приоритеты, связи. Переломить эту тенденцию сложно. Зарубежные компании не всегда нужно звать, иногда они угрожают самому существованию российских компаний. Но в тех случаях, когда российская компания чувствует себя относительно хорошо, конкуренция ей не повредит».

Что не так с имиджем?
_Алексей Кузнецов_

По привлечению прямых иностранных инвестиций Тюменская область уступает только Москве и Сахалинской области. Однако если посмотреть, насколько позже, чем в крупные уральские города, в Тюмень приходят крупные компании, станет заметно, что в иерархии российских городов областная столица стоит далеко не на первых позициях.

«В 2013 году у вас появился „Ашан“, 57-й в России. При этом вы многие годы входите в 20 крупнейших городов страны. Понятно, что в Москве и Санкт-Петербурге создавалось по несколько предприятий. Но почему вы только 57-е, а не 40-е? — поинтересовался докладчик. — „METRO Cash&Carry“ — уже хорошо, 21-й комплекс в России. Но уральские города и здесь были чуть раньше. „Леруа Мерлен“ открылся в Тюмени в 2013 году, в России же компания с 2004 года, в Новосибирске — с 2008-го. Это все может быть случайностями, и не нужно вам второго магазина. Но тенденция, что Тюмень отстает в иерархии городов, налицо. Готовых рецептов нет. Имидж — скользкая вещь».

Что не так с имиджем?

Первое, что бросилось исследователю в глаза, когда он начал изучать Тюменский регион, — в англоязычном Интернете нет вообще никакой информации о столице Западной Сибири. «Когда мы открываем английскую „Википедию“ и ищем там Тюменскую область, то видим, что это нефтегазовый регион. И все. Как вы понимаете, любой человек, хоть немного говорящий по-английски, может войти в „Википедию“ и дописать информацию. В регионе, где почти 100 тыс. студентов, никто этого до сих пор не сделал, — обратил внимание он. — Это элементарно, не требует никаких интеллектуальных и материальных усилий».

Интерес инвесторов к Тюмени будет меняться в зависимости от того, как она себя позиционирует. Большинством инвесторов Тюмень воспринимается как столица сырьевого региона. Эти стереотипы складывались два десятилетия назад, хотя сейчас для имиджа территории сделано немало. Но ломать их, по мнению ученого, может быть, и не стоит. Все-таки у многих нефть ассоциируется с процветанием и, следовательно, высокой покупательской способностью.

Что нужно иностранным инвесторам в Тюмени?

Проводимые в России опросы инвесторов показывают, что больше всего их интересует рынок сбыта. На этом и надо делать акцент, уверен Алексей Кузнецов. Тем более что для многих Западная Сибирь — это и есть Тюмень с ее деньгами и географическим положением.

Удивило докладчика, что в Тюменской области нет инвестиций из неевропейских стран. «Если европейскую часть России осваивают преимущественно европейские компании, что логично и объясняется эффектом соседства, то почему они приходят в Тюмень, а азиаты, которые должны были продвигаться с противоположной стороны, к вам не идут? — задал вопрос ученый. — Да, я знаю, что ведется работа, переговоры с Кореей, Индией, но в целом нет эффекта. Это не страшно, но есть общемировой тренд разворота на Восток, которым можно воспользоваться».

Что не так с имиджем?

Китай пока не может внятно сформулировать, какая именно территория попадет в экономическую зону шелкового пути. Есть вероятность, что мы проиграем конкуренцию нашим южным партнерам, в частности Казахстану. Все будет зависеть от того, где пройдет транспортный коридор. Если он не обогнет Тюменскую область, то китайскую экспансию получится использовать в мирных целях, посоветовал докладчик.

Всякий ли инвестор полезен?

Вопрос о том, что довольно внушительный процент инвестиций в Тюменскую область приходит из стран, которые традиционно связывают с офшорными схемами легализации денег, затронул кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе финансово-экономического института ТюмГУ Дмитрий Руденко.

Что не так с имиджем?
_Дмитрий Руденко_

Тот же вопрос поднял уже во время свободного обсуждения председатель совета директоров регионального экспертно-аналитического центра «Сотрудничество» Лев Березин. «Зарубежные инвестиции очень разные, и на экономику региона они оказывают разное влияние. Если это инвестиции с Кипра, из Люксембурга, Швейцарии и т. д., то, понятное дело, это ворованные российские деньги, отмытые и привлеченные сюда. Отличие их от легальных инвестиций в том, что они не связаны с технологиями. Технологии приносят сюда только прямые зарубежные инвестиции», — заверил участник дискуссии.

Что не так с имиджем?
_Лев Березин_

«Кипрские инвестиции» идут на потребление, строительство офисов и то, что называется инфраструктурой богатства, серьезного влияния на развитие экономики страны не оказывая. «Надо отслеживать, сколько у нас реальных зарубежных инвестиций, которые помогают экономическому росту страны. Их очень мало, может быть, 20% от всех средств, что пришли из-за рубежа», — отметил Лев Березин.

По его мнению, инвестиции в потребительский рынок жестко ограничены количеством населения в самой Тюмени. Потому что конкуренция идет не между регионами России, а между региональными центрами, за пределами которых большие пустоты, не получающие вообще никакого инвестирования.

Лев Березин добавил, что успехи региона в развитии инвестиционных процессов, конечно, блестящие, но за ними стоят конкретные люди, а не отлаженный механизм: «Вообще говоря, это как все в России, персонализировано. Все эти инвестиции заведены под Якушева. Оставляют ли они какие-то следы в институциональной среде региона? Я затрудняюсь ответить».

Что не так с имиджем?

Выступающему возразил Алексей Кузнецов. «Я не согласен, что все, что приходит из Швейцарии, — это воровские деньги без технологий. Все не так просто, — пояснил он. — Иногда крупные инвесторы заходят на Кипр, чтобы через него зайти в третью страну. Более того, сами россияне так заходят в страны СНГ. Все ругали Россию за это до украинских событий, а потом оказалось, что это было правильным решением. Инвестиции сейчас никто не конфисковывает, потому что они пришли из Евросоюза. У нас две трети инвестиций на Украине были через Кипр и другие офшоры».

Английский для гостей

В заключительном слове губернатор Владимир Якушев назвал актуальными многие вопросы, прозвучавшие во время чтений. Проблемы есть и с презентацией региона, и с распространением информации о нем на других языках. «Инвестиционный имидж — это одна из главных составляющих. С его помощью мы с вами можем претендовать на открытие новых производств, появление дополнительных рабочих мест, — отметил глава региона. — У нас недавно прошли два крупных мероприятия: чемпионат Европы по биатлону и чемпионат мира по зимнему плаванию. Главная проблема, о которой говорили иностранцы, — в кафе, гостиницах и ресторанах нет сотрудников, владеющих английским. Нам нужно серьезно над этим поработать».

Что не так с имиджем?

Важно, как встречает гостей областная столица, поэтому, отметил Владимир Якушев, сейчас проводится полномасштабная реконструкция аэропорта. Но вот в инвестиционный проект развития РЖД Тюмень, к сожалению, пока не входит, хоть глава области и не исключил, что эта позиция компании-перевозчика еще может измениться.

В туристической сфере тоже ведется работа. К примеру, в Тобольске недавно открыты музей Менделеева и музей царской семьи, единственный в России. «Точки притяжения туристов существуют. Но должна быть и инфраструктура», — заметил он.

По мнению главы региона, в нынешней ситуации планировать крупные инвестиционные проекты необходимо. Наступило время, когда за каждый рубль инвестиций нужно бороться. Поэтому вопрос позиционирования, имиджа региона и качества инфраструктуры приобретает особую важность.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!