#МастерЗавтрак – территория практиков.
_Встреча с генеральным директором группы компаний «Нео-Ком» Алексеем Лисовиченко на площадке Мастер-завтраков выбивается из общего хода мероприятий — она как будто прошла не на понятийном уровне, а на уровне энергии, предпринимательских и жизненных потенциалов. Да и общение сложилось достаточно многогранное._
Грань первая: «Хочу, чтобы было»
Ряд стран Европы и ряд регионов, разбросанных по широкой карте России — это места, где 32-летний выпускник МГТУ имени
На первый полноценный бизнес Алексей решился в 2008: «Август. Самый идеальный момент для старта выбрал — потенциальные клиенты, на которых рассчитывал при запуске, в кризис отваливались один за другим… У себя в „Листехе“ я был и директор, и монтажник, и продавец, и секретарь, и бухгалтер… Прошли годы, и сегодня эта компания в сфере IT обслуживает в России такие бренды, как ТиссенКрупп, Дойче Банк, Шереметьево и другие. В компании стабильно трудится более 20 человек».
Причину успеха Алексей объясняет просто:
1. Действия. «Случайность. Но если ничего не делать, с тобой ничего не случится. Когда что-то делаешь, у тебя матрица возможностей растет».
2. Перфекционизм. «Я плохо делать не люблю. Если делаю, то делаю на полную катушку. Был случайный заказ, и заказчик остался доволен. Пошли рекомендации… Ключевые факторы: делать вовремя и нести ответственность — мы отвечали за результаты».
3. Работа на опережение. «До сих пор в России нет такой конкурентной среды, когда ради клиента предприниматели массово готовы на все — дают качество и бонусы сверху».
За три года в Тюмени состоялся ряд инвестиционных проектов, оформившихся в группу компаний «Нео-Ком». Сегодня два из трех — это самодостаточные бизнесы с понятным рыночным сегментом, отлаженным бизнес-процессом и положительным денежным потоком. Третий на этапе низкого старта. Логика их рождения практически на поверхности — симбиоз личностей и трендов рынка:
• Проект первый. Клиника эстетической медицины Bioswiss. «Пришел человек с идеей, когда еще занимались ныне отложенным до лучших времен проектом битумного завода. От идеи до открытия — год и пара месяцев. Сегодня на рынке с высокой конкуренцией это лучшие врачи, лучшее оборудование и стабильный рост продаж даже в наше непростое время». Есть и потенциал для дальнейшего наращивания масштабов, в том числе, возможно, в формате франчайзинга.
• Второй проект. Аэродинамическая труба FlyRoom. «Я спортсмен-парашютист, мне нужно было где-то тренироваться, а под Ялуторовском — каменный век. Вот и получилось: не хватало мне, а вышел целый бизнес — нашелся человек, который его построил и развивает». Перспектива — открытие аэроклуба: «Сейчас уже ищем самолет, который будет удовлетворять всем нашим требованиям».
• Третий проект. Завод «Полипак» по производству упаковочных материалов. Строительство ведется в районе села Исетское. «Это огромный рынок внутри страны — 70% биг-багов импортируется из Китая, Европы, Турции. Слишком дорого для многих видов продукции. А на территории России действует всего три конкурента, и у них все хорошо, им достаточно, они не работают над качеством… Сегодня строительство завода потребляет максимальное количество времени и финансов группы компаний „Нео-Ком“. 1,5 года от старта, и проект будет работать». Дальнейшая перспектива — диверсификация.
«Выбор тем для бизнеса? На основе личного жгучего желания: „хочу, чтобы было“. Но желание в процессе анализа быстро проходит. На смену романтики приходит математика — без модели и бизнес-плана никуда двигаться нельзя. Это первый шаг. А дальше очередь „чуйки“, интуиции — смотришь и понимаешь, что модель крутая, но не пойдет! А бывает, и модель не очень, но понимаешь — взлетит… С трубой так было — по расчетам она не окупалась. Стратегия инвестиций — это смесь точных объективных знаний и внутреннего ощущения самого инициатора».
Кстати, на бизнес-планах гость останавливался не раз — уделил большое значение именно оценке возможностей и перспектив: «Бизнес должен приносить прибыль. Будет это 1% гигантского рынка или 100% небольшого рынка — какая разница, если цифры устраивают. Но всегда интереснее идти туда, где можно получать новый и новый сегменты рынка, где есть потенциал наращивания».
Грань вторая: интуиция
Об опоре на интуицию при принятии инвестиционных и управленческих решений в течение всего Мастер-завтрака мы говорили не раз. Гость дал предельно ясный ответ о том, как ее сформировать и развивать: «Интуиция — это приобретенное качество, комбинация опыта и мышления. Важен прошлый профессиональный опыт, культурный слой, образование, мудрость прожитых лет — чем больше ты познаешь Мир и смотришь, что, где и как работает, и все это накладываешь на свой культурный багаж, тем более сильны и точны твои решения… В бизнесе нет догм, это не математика».
Бывалые знают, что в бизнесе важны не только решения о входе, но и решения о выходе из проекта. Как понять, что по тем или иным причинам проект нужно заморозить или отказаться от него, даже безвозвратно списав произведенные вложения на убытки? Алексей Лисовиченко: «Этап „вот-вот сейчас и полетит“ может длиться годами. Так нельзя. В любом проекте есть задачи и график их решения. Прошло 4-5 месяцев, когда каждый делал свои дела, и в заданное время должны быть произведены замеры по определенным параметрам — оценка на реперных точках. Это относится не только к ходу решения внутренних задач, но и к периодическому сканированию изменений на рынке. Иначе можно остаться единственным мастером по изготовлению каменных топоров».
Грань третья: менеджмент
Уже в самом начале нашего общения гость представил свою формулу управления: «Точно соединяя ресурсы, инструменты и исполнителей, ты получаешь нужный тебе результат. Искусство управления — это искусство свести три эти вещи в одном месте. Дальше идет само».
При этом в центре общения с Алексеем Лисовиченко постоянно находились не материальные ресурсы и не инструменты, а человек. В этом контексте в ходе Мастер-завтрака выделилось три принципа:
• В отношении членов команды — подбор и полное включение: «Найти человека в проект — это самое главное приобретение. Главное — ищите людей. Максимизируйте тех, кто решает проблемы, удаляйте тех, кто их создает… Здесь опять интуиция на первом месте — после 100 собеседований начинаешь улавливать многое. Но потом обязательно следует скучная кадровая работа — рекомендации, опыт, испытательный срок».
• В отношении руководителей — максимальная планка компетентности и ответственности: «Нет профессии хороший человек. Если руководитель не занимается бизнесом, его надо менять». Вообще Алексей продемонстрировал в своей работе максимальную опору именно на то, что российским менеджерам слабо удается — на правильное делегирование. Во главе каждого бизнеса стоит руководитель с широким кругом полномочий и максимальной ответственностью: «Не ты уже готовишь принятие решений, а профессионалы… Из вуза, как самое главное, я вынес не знания, а навык учиться».
• В отношении партнеров — репутация: «Прежде всего — репутация. Город небольшой, все всех знают».
Особняком в менеджменте стоит еще один вопрос — управление финансами. Это ключевая функциональная область, где сосредоточено и планирование, и текущий контроль, и оценка результатов: «Единственное, что я контролирую плотно — это финансы. Я даже мотивацией не занимаюсь».
Атмосфера
По традиции приведу ряд высказываний, характеризующих и самого Алексея Лисовиченко и общую атмосферу этого Мастер-завтрака:
О личности:
• Кто такой Алексей Лисовиченко? Муж, отец, человек и только потом рабочий маньяк.
• Источники энергии? Результат дает силу. Жемчужина формируется вокруг песчинки.
• Много где жил. Москва — это город, который мобилизует на свершения.
• Я кинестетик, мне все надо потрогать, меня интересует кэш.
О среде:
• Почему Тюмень? Большая административная поддержка властей. Здесь решают задачи инвесторов. Почему село Исетское? Нашли общий язык с главой. Сейчас каждый глава района в Тюменской области так работает, но ведь прошло три года. А тогда один нашелся — показал участок.
• Высока ли вероятность, что инвестор украдет идею? Невысока. Инвестор заинтересован во вложении денег. Ко мне многие приходят, и еще ни одной идеи не украли.
О бизнесе:
• Я не готов людям втюхивать Макдональдс.
• Уровень — не значит, что нужно задрать ценник в пять раз, а вот дать качество за вменяемые деньги — это идеал.
• Почему в группе такие разные бизнесы? В аэротрубе работают сильные мужчины, а в клинике — прекрасные женщины. Вот уже хорошее взаимодополнение.
• Сроки окупаемости? Не рассматриваем проекты с окупаемостью более семи лет.
• О технологиях менеджмента: как правильно — вам никто не скажет. Когда люди в рутине сидят годы, им нужно что-то менять — нужно вдохновить. Для этого и применяются новые подходы.
• Все старые проекты никуда не девались. Они все со мной, и я их все люблю. Мы не делаем бизнесы на продажу, хотя если будут предложения, рассмотрим.
• Заемные деньги — это инструмент. Хороший инструмент. Но как любой инструмент, он требует навыков и осторожности. Им можно поднять бизнес, а можно его задушить. Заводы на свои деньги не строит никто, и мы комбинируем.
Участники о Мастер-завтраках
Анатолий Иванов, директор тюменского подразделения компании «Дельрус», владелец маркетинговой компании: «Знаете, у меня есть принцип: я читаю только те книги, которые написаны людьми, которые что-то сделали в жизни. Грандиозное — не грандиозное, простое — сложное… Главное, чтобы это были практики, которых я знаю, которых кто-то знает, мир знает
МастерЗавтрак — территория практиков.
Анонс предстоящего Мастер-завтрака.
Организация и поддержка проекта Мастер-завтраки: ТРО ООО «Деловая Россия».
Идея и концепция: Институт моделирования бизнеса «Мастер».
Ведущий: Антон Язовских (www.facebook.com/anton.yazovskikh).
Информационная поддержка: vsluh.ru, 1tmn.ru, tumix.ru, vsemetri.ru, Издательский дом «Янтарь» и «Афиша Бизнес Событий».
Фото: Александр Зубков.
Видео: Алексей Чиняков.