#МастерЗавтрак с Павлом Белявским.
Как обычно, ниже представлено личное переосмысление мероприятия, возможно, не всегда совпадающее с позицией гостя. За информацией из первых уст добро пожаловать на мероприятие — #МастерЗавтрак — территория практиков.
Менеджеры-троеборцы
«Особым успехом в мире сегодня пользуются менеджеры-троеборцы — они понимают интересы сторон: поработал в бизнесе, потрудился в государственных структурах и активно участвовал в общественном секторе… Это совпало и в моей траекторией профессионального развития», — задал контекст общения Павел с самого начала.
Основная озвученная идея — все везде устроено одинаково, любое взаимодействие внутри и власти и бизнеса и общественных организаций строится на отношениях и на способности объединить вокруг себя. Дело в том, что везде люди мотивированы достигать свои цели, просто цели каждый понимает по-своему. Достаточно обратить внимание на риторику:
• Что говорят общественники: «мы единственные, кто хоть что-то может сделать в этой стране»;
• Что говорят сотрудники государственных структур: «если бы не мы, все бы в этой стране уже развалилось» — «и они не далеки от истины», — комментирует Павел;
• Что говорят предприниматели: «вот если бы поставили у руля предпринимателя, все было бы нормально».
У каждого своя картина мира, но механизмы действий и мотивация на достижение везде едины. С практической точки зрения теперь нас интересует, что же делать для продвижения своих интересов.
Первое — помнить о мотивах. Например, патриотическая мотивация — основной мотив для тех, кто достигает значительных высот в государственном секторе: «Так что чиновник может быть серьезно ориентирован на решение вопросов и быстро, и эффективно. Если вы предложите ему проект, который решает его служебные задачи, он найдет решения, чтобы корректно преодолеть барьеры регламентов и порядков».
Почему чиновники иной раз долго решают вопросы или отправляют «в путешествие по замкнутому кругу», лучше всего поймет тот, кто проработал в системе или много взаимодействует с ее представителями: «Для любого госслужащего важна отчетность. Если ты допустил ошибку в бизнесе — к тебе приходят из налоговой инспекции, а если ты допустил ошибку в государственном управлении, за тобой приходят из прокуратуры».
Важно понимать, что над чиновниками есть несколько уровней контроля: контроль непосредственного руководства, общественный контроль, например, в форме Общероссийского народного фронта, и федеральный уровень контролирующих органов. Кстати, федеральные структуры обязаны начать проверку по любому, даже анонимному, обращению, которое, например, размещено на популярных ресурсах в сети. И у них (пусть они это и отрицают) существует план… Поэтому чиновник всегда думает, как он будет решать ситуацию, когда придут с проверкой федералы, общественники
Итак, совпадение интересов в результатах вашего предложения — этой первый ключ. Как вытащить конкретику регулирования того или иного вопроса, конкретные задачи и риски чиновника — это уже дело ваших профессиональных компетенций: «Снимайте его головные боли и получайте зеленый свет». Вы, например, можете предложить, действительно, лучший вариант строительства забора по соотношению цена / качество. Но с точки зрения проверяющих органов ваше предложение может содержать «излишний уровень качества», что повлечет лишние вопросы к заказчику. Поэтому заказчик, если вы не обеспечите его вескими аргументами для проверяющих структур, выберет самый дешевый,
Второе — учитывать поправку на ветер. Любая власть имеет политическую ориентацию: «чиновники не берутся из ниоткуда». Вы можете помочь решить представителям власти их политические задачи, например, пригласив их для участия в свой общественный проект, и, тем самым, сработать на повышение их политического веса.
Здесь все просто — этот вариант актуален не только для выборных должностей, но и для представителей исполнительной власти: «фактор общественного мнения при сохранении чиновника на должности или при его продвижении только набирает свой вес. Проводя представителей власти на свой общественный проект, который решает их вопросы, вы получаете зеленый свет для своего проекта».
Когда вы на светлой стороне Луны
Определились в мотивах, а теперь поговорим о практике взаимодействия. Не нужно видеть вокруг нечистых на руку лиц. Важно изначально не противопоставлять и не присваивать свои представления о власти конкретному человеку: «каждому надо давать право быть человеком». В конце то концов «власть — наше зеркало и не более чем: сегодня там, на приеме граждан, сидят наши же одноклассники».
На протяжении всей встречи Павел акцентировал внимание на позитивном контексте взаимодействия бизнеса с общественностью и властью: «Все, что касается левых тем — это не ко мне». Что важно учитывать, выстраивая взаимодействия с этих позиций?
1. Любая власть делает лишь то, чего она не может не сделать. Прогрессивные идеи, проекты, решения содержат слишком высокие риски для представителей власти. Чтобы риски распределить, обезличить инициатора запускают сквозь множество барьеров в виде экспертиз, согласований, обсуждений. Это серьезно удорожает проект, но если оно того стоит — просто отнеситесь к этому, как к необходимости: «Прогрессивность — удел не многих. Прогрессивность будет встречать сопротивление… Часто ситуация решается лишь с позиции мягкой силы — просвещение, убеждение». Если представитель власти поверит, что вы готовы вгрызаться в тему (при условии ее важности для его фронта работы) и решать все вопросы с ним до конца, он станет вашим союзником.
2. Власть всегда реагирует на подготовленное массированное давление общества: «Преврати свою проблему в вопрос общественной важности — и твою проблему решат. В обществе есть иммунитет к отдельным жалобщикам, но нет иммунитета к общественному давлению… У нас менее 10% населения включено в какие-то общественные организации, советы. Но через такие структуры можно частное мнение превратить в мнение общественности. Чиновник выбирает с кем разговаривать. Он будет общаться с лидером мнения». И помните: «Практически в любой спорной ситуации общественность занимает позицию, противоположную власти». Однако дополню: но путь диалога и поиска совпадающих интересов стратегически более верен и дальновиден.
3. Власть — это не монолитное явление: как в любом крупном сообществе, там есть разные группы, которые между собой конкурируют. Поэтому бизнес, выстраивая отношения с властью, берет на себя и риски — завтра доминирующую позицию может получить другая группа, имеющая на ваш проект диаметрально противоположный отрицательный взгляд: «Посмотрите на постоянные дебаты между Глазьевым и Кудриным. Их точки зрения могут никогда не совпасть». Это обстоятельство заставляет опытных стратегов предъявлять к качеству подаваемых проектов и инициатив еще более высокие требования.
И в заключение, по традиции, ряд прозвучавших мыслей, которые помогут более глубоко прочувствовать атмосферу прошедшего Мастер-завтрака с Павлом Белявским:
• Государство не будет обучать таким тонким вещам — это область неявного.
• Чиновник находится на одном из полей и не способен рассказать о процессах (взаимодействия власти, общества и бизнеса — примечание автора) объективно.
• В сильном государстве ты как грызун с динозаврами — смотри, чтобы не наступили. Но сильное государство — это счастье, а слабое — это беды.
• Если мы говорим о чиновнике, который что-то решает, это минимум начальник управления. Это реальная сила. Но это консервативная и жесткая среда.
• То позитивное, что делается сегодня в социальной сфере, будет давать отдачу уже когда наши дети отучаться.
• Любой уважающий себя университет должен ответить на вопрос о том, как устроен бизнес и власть региона, где он работает.
• В Тюменской области средний возраст чиновника ниже, чем в целом по России, а наш губернатор — выходец из финансовой среды. Это обеспечило нам качество и динамику перемен в инвестиционной среде.
• У России всегда была сильная экономика, но она была ориентированная на средства защиты. Вызов наших дней — создание потребительской экономики. Потому что творческое развитие возникает лишь тогда, когда появляется излишек.
Организация и поддержка: ТРО ООО «Деловая Россия».
Идея и концепция: Институт моделирования бизнеса «Мастер».
Ведущий: Антон Язовских (www.facebook.com/anton.yazovskikh).
Информационная поддержка: vsluh.ru, 1tmn.ru, Издательский дом «Янтарь» и «Афиша Бизнес Событий».
Фото: Александр Зубков.
Видео: Алексей Чиняков.
Ссылка на анонс предстоящего Мастер-завтрака.