Dipol FM | 105,6 fm

Берите ваучер. Почему авиакомпании предпочитают не возвращать пассажирам деньги

Можно ли вернуть свои кровные за отмененный рейс?

Отмены авиарейсов — ситуация неприятная, но привычная. В каждой авиакомпании нет-нет да и перенесут полет, а то и вовсе его отменят. Причины могут быть самые разные: нелетная погода, недозагруженность борта, технически неполадки. По закону деньги за билет отмененного или отложенного рейса компании возвращают без проблем. Во всяком случае, возвращали. Пока не пришел коронавирус и не принес за собой кризис.

И неожиданно оказалось, что возвращать деньги пассажирам больше невыгодно. Рейсы посокращали, направления до сих пор открыты не все, самолеты летают полупустыми. А отмены и задержки остались. В качестве спасения ситуации в отношения между перевозчиком и пассажиром влез так называемый ваучер. Новая форма возврата должна стать золотой серединкой, удовлетворяющей обе стороны.

ЧТО ТАКОЕ ВАУЧЕР И КОМУ ОН ВЫГОДЕН?

Ваучер — это по сути сертификат, дающий право на полет в другое время и/или направление этой же авиакомпанией. Говоря проще, если пассажир не смог улететь не по своей вине (ключевой момент), то компания потраченные на билет деньги не возвращает ему на руки, а переводит на заведенный депозит-счет. В дальнейшем эти деньги пассажир может потратить на полет в другое время. Кому выгодны такие условия?

Прежде всего, авиакомпаниям. По сути, перевозчик не выполнил обязательства перед пассажиром, не доставил его из пункта, А в пункт Б, но и деньги при этом не вернул. Деньги, на которые человек мог бы купить билет у другой авиакомпании.

Как ни странно, нередко эта форма выгодна и пассажирам. Просто потому, что многие авиакомпании (если не все) предлагают вместе с ваучером в качестве извинения дополнительные «плюшки». Если раньше человек возвращал только свои деньги за несовершенный перелет, то сейчас вместе с ваучером получает еще и скидки на перелет или дополнительные бонусные мили, которые опять же можно потратить частично или полностью на билет.

Но что делать, если пассажир категорически не согласен на ваучер?

МОЖЕТ ЛИ ПАССАЖИР СДЕЛАТЬ ВОЗВРАТ ДЕНЬГАМИ?

Воздушный Кодекс России совершенно точно регламентирует, что при невыполнении обязательств авиакомпания обязана возместить пассажиру потраченные средства: «В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки… пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата» ([пункт 2 ст. 108 ВЗК РФ](http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13 744/626c05522716c9a89b8d27e4a3d2ae0e9eeaeda6/)). Только перевозчики ведь и не отказываются возвращать деньги. Просто делают это другой формой — ваучерами. А как вернуть непосредственно деньги?

Мы позвонили в несколько крупных авиакомпаний и под видом пассажиров постарались выяснить, как быть в такой ситуации. Вопрос задавали всем одинаковый: «Хотим купить билет, но переживаем, что возврат в случае отмены рейса получим ваучером. Можно ли вернуть деньги?»

«Аэрофлот» успокоил сразу: ваучеры выдаются в случае отмены или переноса лишь тех рейсов, билеты на которые были куплены до 30 апреля (неважно, какая дата полета). Если оформлять билеты сейчас, то возврат будет уже деньгами. При этом обойтись без ваучера можно и тем, кто купил билет до 30 апреля. Но для этого нужно писать в обратную связь на сайте для индивидуального рассмотрения.

Новосибирский перевозчик «S7» предупредил, что возврат деньгами возможен, однако для этого потребуется больше времени — около двух месяцев. Раньше компания просто не сможет, сказывается кризис. При этом ваучер не именной. То есть, его можно оформить на другого пассажира. Вдобавок в качестве бонусов перевозчик предлагает 10% от стоимости ваучера милями.

«ЮТэйр» действует по похожей схеме. Ваучеры выдает вместе с 10% милями. Бонусная программа у тюменского перевозчика прозрачная: 1 миля = 1 рубль. Оплачивать милями можно билет как полностью, так и частично. То есть, потратить на покупку имеющиеся мили, остальное доплатить деньгами. Но вот с возвратом денег вопрос остался в воздухе. Неизвестно, вернется ли перевозчик к возврату денег после выхода из кризиса или оставит ваучеры на постоянной основе. В чате поддержки прокомментировали так: «На данный момент возврат ваучером, как будет дальше, к сожалению, подсказать не можем».

В «Уральских авиалиниях» также получить комментарий не удалось, телефонные линии перегружены. Автоответчик сообщил, что обменять и вернуть деньги за билеты на рейсы, отмененные в связи с коронавирусом, можно до 1 сентября включительно. После этого звонок сбрасывается.

ЧТО НУЖНО УТОЧНИТЬ, ЕСЛИ СОГЛАСНЫ НА ВАУЧЕР?

Тут можно разбить по пунктам:

1. До какого числа и года действует ваучер?

2. Можно ли его оформлять на другого человека?

3. Можно ли по нему лететь в другом направлении?

4. Если потребуется перелет более дальний и дорогой, чем изначально, можно ли его оплатить частично ваучером, а частично рублями?

И не стесняйтесь переспрашивать, уточнять, перезванивать. Это ваши деньги, это ваши права. Лучше десять раз переспросить, чем влипнуть в неприятности по незнанию.

КАК ТАМ У ОСТАЛЬНЫХ?

В Европе система ваучеров используется многими компаниям довольно долго, еще до массовых отмен рейсов из-за пандемии. Однако по данным некоторых федеральных СМИ (например, «Российской газеты»), еврокомиссия запретила авиакомпаниям выдавать ваучеры по отмененным из-за пандемии рейсам.

Мы в свою очередь можем посоветовать читателям, которые получили ваучеры, а хотели деньги, писать в обратную связь (контакты обязательно указаны на официальных сайтах авиакомпаний). Судебных прецедентов по данной ситуации пока нет, но не факт, что скоро не появится. Второй вариант — принять предложение перевозчика и согласиться на ваучер. Тем более, с приятным бонусом в виде миль. Так вы сэкономите и нервы, и время, потому что дозвониться до многих авиакомпаний в этот период крайне сложно, а «ЮТэйр» и вовсе всем контакт-центром ушел на удаленку, работают только через чат в соцсетях.

Фото с сайта Aviasales.ru

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!