Во второй раз собрались за круглым столом участники недавно созданного в Тюмени пресс-клуба "Автобизнес Тюмени: проблемы и перспективы". Обсуждался актуальный для предприятий отрасли вопрос – кадровый голод. Президент Тюменского автомобильного холдинга Алексей Салмин рассказал об истоках проблемы. Корнями она уходит в государственную распределительную систему, существовавшую в советское время.
Во второй раз собрались за круглым столом участники недавно созданного в Тюмени пресс-клуба «Автобизнес Тюмени: проблемы и перспективы». Обсуждался актуальный для предприятий отрасли вопрос — кадровый голод. Президент Тюменского автомобильного холдинга Алексей Салмин рассказал об истоках проблемы. «Нехватка кадров ощущается сегодня практически в каждой из сфер экономики», — убежден президент холдинга. Корнями она уходит в государственную распределительную систему, существовавшую в советское время. Если производство тогда было доминантой, то сфера обслуживания сильно отставала. Точек обслуживания легковых автомобилей в Тюмени, например, практически не было. Все это привело к так называемому «блату», который в автосервисе буквально процветал. Именно тогда, по мнению Алексея Салмина, и сложилась категория тех специалистов, которые, работая на предприятиях, старались заработать для себя лично, в обход общей кассы. С такими «халтурщиками» предприятие сталкивается по сей день: «они приходят учиться, притом мы вкладываем серьезные средства в их обучение, получают навыки работы, а затем создают собственную точку по ремонту и обслуживанию авто». Как отмечает директор ЦКТ «Альянс-Тюмень» Ирина Визирова, отношения «автовладелец — авторемонтник» не до конца укладываются только в экономическую схему. Многие, по старинке, предпочитают персонифицированную связь, когда человек, проводящих обслуживание автомобиля, знает и владельца, и его железного коня, что называется, в лицо."В большом предприятии такие отношения не выстроить. Вот и идут автовладельцы к народным мастерам, с которыми и посоветоваться можно, и за жизнь поговорить ", — цитирует Салмина агентство по связям с общественностью «PRемьер».Выступление еще одного эксперта, директора городского центра занятости Вадима Самсонова, дало новый толчок к обсуждению проблемы. Он подчеркнул, что «в скором времени владельцу предприятий автобизнеса придется действительно бороться за квалифицированного работника, у нас сейчас приходит свыше трех тысяч вакансий по данному сегменту, и удовлетворить их мы не можем, нет таких специалистов». Вадим Самсонов предложил бизнесменам поработать с совершенно новой для них категорией потенциальных работников автопредприятия. «Необходимо начинать с подростков. В этой среде искать будущие „золотые руки“. Не секрет, что для большинства трудных подростков работа на автопредприятии является самой привлекательной. Государство готово компенсировать работодателю часть затрат по привлечению таких подростков, созданию для них временных рабочих мест."Если сегодня их упустить, к 17 годам они найдут более легкий способ раздобыть деньги, и тогда государство столкнется с новой проблемой», — уверен эксперт. Кроме того, по мнению Вадима Самсонова, автопредприятиям необходимо создавать специализированный учебный центр, и профессиональный стандарт, который будет выработан сообществом профессионалов. «Такой стандарт позволит оценить качество предоставляемых на рынке услуг, станет своеобразным гарантом для потребителя».Заметим, что идея создания подобного центра уже витает в воздухе и например, Тюменский автомобильный холдинг предпринял определенные шаги в этом направлении — совместно с институтом транспорта ТГНГУ разработаны стандарты и система обучения, аттестации сотрудников холдинга. По словам экс-ректора Института транспорта Геннадия Закирзакова, Алексей Салмин стал вообще первым из тюменских автобизнесменов, кто пришел в университет и начал налаживать тесный контакт с вузом по обучению и практической подготовке специалистов. Однако усилий одного предприятия в этом плане явно недостаточно. «Нужна государственная программа привлечения молодых людей к рабочим специальностям. Престиж рабочих специальностей в нашем государстве пока слишком низок, — считает Владимир Раков. — Кого мы видим на телеэкранах? Банкиров, олигархов, омоновцев. Интересных историй становления рабочего, истории его жизненного успеха просто нет. До тех пор, пока государство не возьмется решать эту проблему, одних стремлений владельцев бизнеса будет недостаточно». Рынок автомобилей растет стремительно. Соответственно, растет и потребность в качественном обслуживании этого рынка. Пока не все автосервисы, увы, могут предоставить достаточно качественные услуги, во многом и в силу дефицита кадров.