«Вслух.ру» опросил нескольких руководителей бизнеса разных отраслей.
«Пандемийный» 2020 год стал одновременно годом потерь и новых возможностей. Тюменские предприниматели поделились с нами своими бизнес-успехами и неудачами, а также далекоидущими планами на 2021-й год.
Роман Поспелов, руководитель агентства performance-маркетинга Delaem.Digital
— 2020-й год, несмотря на его непредсказуемость, я оцениваю положительно: бизнес-показатели нашей фирмы выросли примерно в 2-2,5 раза. Это касается как выручки, так и штата сотрудников. Бизнес все больше нуждается в измеримом результате маркетинга — этот тезис и стал нашим главным драйвером роста. Какие-то затраты компании сократили, но продажи нужны всегда! И нашей ключевой особенностью как раз является ответственность за конечный результат: количество обращений и объем продаж.
Более того, по итогам ушедшего года мы поняли, что «переросли» действующий офис и решили переехать в новый: светлый, просторный, с ремонтом в стиле Google, над которым трудились больше месяца. В конце марта 2020-го, как и большинство других компаний, мы ушли на самоизоляцию и порядка двух месяцев работали в удаленном режиме, но это никак не повлияло на нашу эффективность.
Помимо расширения штата мы открыли новое креативное направление, где с помощью творческих методов ищем и находим подход к «сердцам» клиентов наших заказчиков. Серьезно расширили и SMM-направление, пополнили свое портфолио новыми крупными проектами, например, в 2020 году нашими клиентами стали Тюменский нефтегазовый форум, ГК ТИС.
На 2021 год у нас грандиозные планы. Мы возвращаемся с образовательными проектами, которые пришлось временно приостановить. Планируем расширить наши компетенции в сферах, с которыми ранее редко работали (e-commerce и производство), а также освоить новые регионы.
Евгений Ошибков, создатель проекта «Всеактивныетуры.рф», руководитель компании «Яхты на колесах»
— У нас два направления деятельности: продажа и аренда автодомов и активные туры по России. По первому весной прошлого года было проседание продаж, однако затем, когда путешественники осознали преимущества поездок в автодомах: практически полная автономность (спальные места и горячий душ, кухня с газовой плитой и холодильником, биотуалет, выход в «люди» только за продуктами и на АЗС), возможность выбирать самим маршрут по России
Кроме того, выросли запросы и на покупку автодомов. Однако здесь мы столкнулись с проблемой поставок: часть заводов встала из-за карантина, из-за закрытых границ были некоторые сложности с пересечением таможни. В итоге автодома покупателям поступили с задержкой 3 месяца. Сегодня уже частично зарезервирован 2022-й год, а по некоторым заводам заявки принимаются только на 2023-й год, настолько они загружены.
Что касается активных туров по России, проект стартовал в мае 2020-го. Глубина продаж не превышала 15 дней: в силу неопределенности туристы тянули до последнего… Летом были проблемы с комфортным размещением на Алтае: там небольшое количество достойных баз, которые, как правило, выкупают очень быстро, а этим летом спрос на путешествия по России серьезно вырос. Большая часть наших сотрудников перешла на удаленный формат работы. В нашей команде много фрилансеров, поэтому мы не заметили особой разницы.
В целом год был не самым плохим. Не было, конечно, кратного увеличения продаж, но и никакой катастрофы не случилось. На 2021 год мы возлагаем большие надежды. Сейчас инвестируем в развитие наших проектов: IT-платформу проекта активных туров, развитие партнерской сети как среди агентов, так и туроператоров, тем более ситуация этому способствует: по прогнозам, в следующем году спрос на поездки по России только вырастет, как и на автопутешествия. Большие планы и по порталу «Всеактивныетуры.рф»: в горизонте 2025-2027 годов хотим выйти на уровень СНГ и Европы.
Александр Андросов, директор компаний «Клякса», «Вертикальный мир», ледового катка «Звездный полюс»
— У нас несколько направлений деятельности: по высотным работам («Вертикальный мир») в прошлом году объем услуг снизился, но сильно не просел. По рекламным услугам («Клякса») оборот серьезно упал, потому что около половины заказов выполняется, как правило, под мероприятия, выставки, презентации, соревнования и свадьбы…
Но мы вовремя сориентировались и занялись выпуском авторских брендированных масок, за счет чего сумели наработать финансовую подушку. В период острого периода пандемии мы поставляли маски крупным компаниям во Владивосток, Калининград и Москву, на удаленной работе было занято 37 самозанятых швей. Сейчас поставки осуществляем на юг Тюменской области. Ближе к новому году в «Кляксе» повысился спрос на сувенирную продукцию, но в целом по году все равно отмечается снижение.
Что касается ледовых катков, в этом году мы решили не запускать каток у Драмтеатра, в центре, не рисковать в период неопределенности, а сконцентрировать все силы на катке около ТРЦ «Тюмень Сити Молл». Сегодня много заведений закрыто, и мы отмечаем высокий спрос среди горожан на посещение катка: его мы стимулировали специальными активностями — «День блогера» в декабре, розыгрыш двух путевок в Сочи среди посетителей
В целом мы сократили штат компаний процентов на 20 — где-то за счет снижения объемов, где-то — за счет оптимизации бизнес-процессов. Например, нашли фрилансеров по более выгодным «ставкам» в других регионах, несколько наших дизайнеров перешли на удаленную работу. По аренде, кстати, арендодатель предоставил нам «каникулы» на два месяца, снизив арендную плату на 50%.
У пандемии есть и свои плюсы: у нас появилось время, чтобы обдумать стратегию продвижения «Кляксы». Зимой мы проведем ребрендинг компании.
На будущий год у нас грандиозные планы по развитию рекламного направления и полиграфии. Мы приобрели принтер по качественной сувенирной УФ-печати на разных поверхностях — дереве, коже, стекле, зеркалах.
Фото предоставлено спикерами. Главное фото — pixabay.com