Выставки косторезного искусства в Тюмени проходят довольно часто. Но экспозиция, развернувшаяся в одном из залов Тюменского областного музея изобразительных искусств, уникальна. Творчество Сандлерской не вписывается в формальные определения “профессиональное искусство”, “самодеятельное искусство” и “творчество народного мастера”. Она — художник-философ, работы которого пронизаны любовью к миру и болью за него.
…Маленький человек, беспомощный и растерянный, движется в тесном пространстве по бесконечному кругу. Такова основная тема творчества художника-костореза Маргариты Сандлерской, персональная выставка которой открылась в Тюмени…Выставки косторезного искусства в Тюмени проходят довольно часто. Но экспозиция, развернувшаяся в одном из залов Тюменского областного музея изобразительных искусств, уникальна. Творчество Сандлерской не вписывается в формальные определения «профессиональное искусство», «самодеятельное искусство» и «творчество народного мастера». Она — художник-философ, работы которого пронизаны любовью к миру и болью за него. Автор выставки кроме фигурок из кости привезла тюменцам свои работы из керамики и живопись. Показать свое творчество в разных городах художница смогла благодаря поддержке Канадского агентства международного развития «Фонд гендерного равенства». Это не первая персональная выставка Маргариты Сандлерской. В 1995—1996 годах работы этой художницы увидели в Сургуте, Кемерово, Екатеринбурге, Тюмени и Москве. Маргарита Сандлерская родилась в Башкирии. После окончания школы поступила учеником лаборанта в опытно-исследовательский цех местного завода. После окончания Уфимского библиотечного техникума несколько лет работала библиотекарем. В 1978 году переехала в Тобольск и 18 лет проработала на фабрике художественных изделий. С 1996 года живет в Москве: работает скульптором в палеонтологическом институте Российской академии наук. Десять лет назад Маргарита Сандлерская была принята в Союз художников Российской Федерации. Работы ее находятся в фондах музеев Сибири и Урала, а также Москвы."Я родилась и выросла в деревне, — рассказывает Маргарита Сандлерская, — у нас был свой дом, свое хозяйство. Я находилась постоянно на природе… Невозможно словами сказать то, что я вкладывала в свое творчество, это нужно видеть. Мне бы хотелось, чтобы понятными были формы и образы, которые представлены на выставке. Хотелось, чтобы зрители поняли, что любой материал, который в природе существует, ценен, благороден и важен для человека".Работая на Тобольской косторезной фабрике, Маргарита долгое время занималась изготовлением художественных изделий на северную тематику. В тобольской резьбе по кости с самого ее возникновения в 1860-е годы постоянным был интерес к жизни коренных народов Севера. С 1960-х годов эта тема стала практически единственной. С уходом на «вольные хлеба» Маргарита Сандлерская не бросила это направление в своем творчестве, наоборот, стала ближе знакомиться с жизнью и культурой коренных обитателей Среднего Приобья — ханты и манси. В 1979 году художница впервые побывала в Ханты-Мансийске. Затем, уже в начале 90-х, Сандлерская отправилась на Север более детально изучать традиции народов Тюменского Севера. В первую очередь Сандлерскую поразило бескрайнее пространство — тайга, тундра, безбрежная Обь и люди, сохранившие традиционные занятия — охоту, рыболовство, оленеводство. Жизнь, как выяснилось, у жителей Среднего Приобья далеко не «сувенирная». Ее, со всеми изгибами и заворотами, Маргарита Сандлерская показывает в своих произведениях."Маргарита очень внимательно работает с материалом, — комментирует выставку искусствовед Вера Субботина, — она как бы входит в него, в его фактуру, в его пластику, размеры, объем или плоскость. Максимальное сохранение материала в первозданном виде помогает ей создавать произведения, которые дают зрителю возможность ощутить абсолютную «слитность» мира. Когда-то кость, с которой работает художник, была частью живого существа. Для Риты работа с этим материалом — продолжение жизни оленя, лося или, скажем, коровы. Главное здесь идея абсолютного единства мира, где все живое соединено".Маргарита Сандлерская старается как можно меньше вмешиваться в те произведения искусства, которые создала сама природа. Она лишь добавляет несколько штрихов, чтобы подчеркнуть и придать больше выразительности природному материалу. «Кажется, что очень просто поправить материал, убрать немного лишнего и получить образ. Но для того, чтобы его разглядеть и увидеть смысл, нужно действительно быть художником, мыслящим глубоко и серьезно», — подчеркивает искусствовед Вера Субботина.