Партийные собрания, бюро и конференции были неотъемлемой частью жизни каждого коммуниста в былые годы. Протоколы таких мероприятий велись подробные, затем складывались в папки и сдавались на хранение в партархив. Сегодня это ценнейший материал для изучения 60-летней истории Тюменского театра кукол. Спасибо коммунистам, их протоколы стали настоящей летописью ...
Партийные собрания, бюро и конференции были неотъемлемой частью жизни каждого коммуниста в былые годы. Протоколы таких мероприятий велись подробные, затем складывались в папки и сдавались на хранение в партархив. Сегодня это ценнейший материал для изучения 60-летней истории Тюменского театра кукол. Спасибо коммунистам, их протоколы стали настоящей летописью жизни нашего театра.
Для начала заглянем в папку под названием «Тюменский областной комитет ВКП (б). Отдел пропаганды и агитации. Отчеты областного отдела искусств о работе учреждений искусств в области, отчеты драмтеатров Начата 25 сентября 1945 г. Всего 79 листов».
Хорошая папочка. Доклад секретаря парторганизации облдрамтеатра тов. Дымова на XIII Тюменской городской партконференции в феврале 1948 года охватывал период с января 1945-го по февраль 1948 года. Тов. Дымов был по-партийному откровенен: « В городе имеется кукольный театр, кооперативное товарищество „Художник“. Эти учреждения не имеют парторганизаций, следовательно, на них особое внимание должен обращать горком партии. Кукольный театр — молодая организация, к нему нужно особенно чуткое отношение. Коллектив был отправлен на гастроли. Руководителем был назначен непроверенный коммунист, который гастроли провалил, допустил бытовое разложение и антигосударственную практику — ставил концерты в свою пользу Сейчас кукольный театр не имеет помещения. Он занимает комнату в шесть квадратных метров, в которой проводятся репетиции, и здесь же находится руководящий и административный аппарат »
На глаза попадается «План художественного обслуживания в период весенне-посевной кампании учреждениями искусств Тюменской области в 1946 году» с пунктом: «Командировать на весь период весеннего сева Тюменский кукольный театр в районы: Сорокино, Аромашево, Голышманово, Омутинка, Юрга, Новозаимка (с 1 апреля по 15 июня с.г.). Ответственный: художественный руководитель Е. С. Стивина».
Актеры не выдерживали таких гастрольных мытарств и разбегались кто куда. В 1953 году кукольники были прикреплены к областному драмтеатру и стали упоминаться в протоколах их партсобраний: « Я против того, чтобы актеры кукольного театра готовили программу для избирателей в живом плане. Кукольный театр может подготовить политсатиру, частушечный каркас, чеховские миниатюры но в куклах и на ширме. В живом плане актеры-кукольники играть не могут — это будет плохо», — утверждала почему-то прародительница нашего театра, актриса драмы Екатерина Сергеевна Стивина на открытом партсобрании 16 марта 1954 года.
В октябре слово на партсобрании берет
В феврале 1956 года не выдержал и «взорвался» актер театра кукол
У тов. Опалихиной нет плана по выездам. К ней приехал сын на каникулы, и она не стала заделывать спектакли в Свердловской области Если наш театр не сможет себя оправдать — нужно составить просто бригаду, но кукольный не должен приносить убытки областному театру".
Страсти кипели на каждом собрании. И вот итоговая бумажка за 50-е годы: пункт 8 «Мероприятий областного управления культуры по улучшению идейно-художественной и производственно-хозяйственной деятельности театров и филармонии» от 5 февраля 1959 года гласил: «Провести сокращение штата учреждений искусств на 10,5 ед. с фондом заработной платы 62 тыс. руб., в том числе по театру кукол сократить 8,5 ед. с фондом заработной платы 49 тыс. руб.».
В 1962 году директором театра стал Ростислав Владимирович Яичников и сразу стал добиваться строительства стационара. Он поднимал этот вопрос на каждом партсобрании. Театр кукол к тому времени существовал во временном деревянном доме по ул. Ленина, 48 и имел самостоятельную парт-ячейку. По протоколам шестидесятых чувствуется повышение благосостояния народа: их уже не пишут чернилами или химическим карандашом, а печатают на машинке. А то! В 60-е годы как-никак получили распространение ранее недоступные блага — наручные часы, фотоаппараты, радио, а затем и телевизоры. Хотя сознаемся, что образ жизни советских людей оставался спартанским.
В 70-х годах актеры-коммунисты сами разбирали и критиковали свои спектакли. Партсобрание 26 мая 1971 года вел актер Шубенков Виктор Иванович и решительно обрушился на премьеру «Чебурашка»: « это некачественный спектакль. Мало положительных черт у главного героя Чебурашки. Музыкальное оформление состоит из старых песен, которые уже не воспринимаются юными зрителями »
Кто же такое вытерпит? На следующем партсобрании 29 декабря шел разбор персонального дела коммуниста Шубенкова: напился во время гастролей в Сургуте и растратил казенные деньги, будучи уполномоченным по распространению билетов. Заработал строгий выговор без занесения в личное дело.
А вот последнее выступление
22 мая 1973 года коммунисты управления культуры и театра кукол единогласно поддержали предложение главного режиссера Юрия Александровича Набокова о выставлении (так написано в протоколе) тов. Рогачевских Раисы Николаевны (нового директора театра) кандидатом в депутаты Центрального райсовета депутатов трудящихся по избирательному округу 31, русскую, 1928 года рождения, члена КПСС с 1954 года.
1 марта 1974 года на партсобрание театра явились начальник областного управления культуры и секретарь по идеологии обкома КПСС. Они подвергли критике доклад директора Рогачевских «Работа Тюменского театра кукол с детьми младшего и среднего школьного возраста»: почему стационар освоен лишь на 50% и горожане мало о нем знают? «У вас есть все условия, чтобы хорошо работать, и мы будем строго спрашивать с вас», — пригрозили высокие гости. Но Раиса Николаевна держалась уверенно и бесстрашно парировала на партийную критику: вы квартиры для театра помогаете «выбивать»? Ведь должно быть по штатному расписанию 24 актера, а у нас 6 вакансий Проблему с отсутствием репетиционного зала решаете? Вопрос с пристроем для театра давно стоит ребром. Да и цеха не укомплектованы
На октябрьском собрании коммунистов 1977 года директор Рогачевских уже не обращала внимания на выпады представителя обкома КПСС на главного режиссера Набокова: мало уделяет внимания выездным спектаклям, а берется за масштабные. Театр кормят разъездные группы, а стационар плохо осваивается
Раиса Николаевна знала, что у Набокова на руках приглашение на работу в Московском областном театре кукол, и ждала выступления начальника управления культуры. Тот выступил с похвалами в ее честь: недавно прошедший II фестиваль театров кукол Урала в Тюмени под ее руководством вызывает чувство гордости! Венгры — гости фестиваля сравнили наш театр с лучшими театрами Союза! Организация и проведение фестиваля заслужили высшую оценку!.. И пообещал помочь решить вопрос с укомплектованием труппы и строительством пристроя.
Вот досада! Протокол от 15 мая 1979 года рассмотрел персональное дело коммуниста Рогачевских. Она потеряла партбилет и получила строгий выговор с занесением в учетную карточку. При этом были отмечены интересные поиски театра: успешное выступление коллектива на III фестивале театров кукол Урала в Уфе со спектаклями «Медвезайцы» и «Робинзон», укрепление дружбы с польским театром «Пиноккио» (г.Лодзь); коммунист Станислав Железкин стал лауреатом в областном конкурсе творческой молодежи за лучшее исполнение мужской роли в спектакле «Робинзон"
В 80-х годах секретарями парторганизации театра кукол были заслуженные