Dipol FM | 105,6 fm
93.44
99.58

Театр работает как сталелитейный цех, безостановочно. Раньше государственные субсидии составляли 90 процентов, остальные десять – собственные средства. Сейчас – 50 на 50.

Нынешний сезон в Тюменском театре кукол — юбилейный, 65-й. И отмечают его, как и полагается, творческими вечерами, встречами, премьерами… Что и неудивительно: круглая дата — праздник не только для труппы, но и для зрителей, повзрослевших (и взрослеющих) вместе с театром кукол.

Театр из лоскутковМы предлагаем читателям снова заглянуть в закулисье сказочного дома, полистать странички истории театра кукол. А появился он в нашем городе в 1945 году.— Сложно сегодня точно выяснить, как все было на самом деле, — рассказала помощник главного режиссера театра кукол Любовь Чмутина. — Известно лишь, что на одном из партсобраний драмтеатра было решено устраивать для детворы кукольные спектакли. Ответственной назначили ведущую актрису драматического театра Екатерину Стивину. Она собрала вокруг себя увлеченных актеров. В домашних условиях, из лоскутков они делали кукол, какие-то декорации, ставили спектакли. Один, второй… Стали выходить на публику. Сложность в том, что актерам негде было приткнуться. С 45-го по 72-й они мыкались по разным площадкам… Труппа была разъездная. То они в школах, то в детских садах выступали. Колесили по городам и весям области. Специального транспорта не было, в пункты назначения добирались как придется, иногда на попутках. Что ж, энтузиазм в те времена был в моде… Однажды артисты прилетели зимой в один северный поселок, отыграли спектакль — и застряли на несколько дней: погода нелетная. Каждый день они играли здесь один и тот же спектакль — смотреть его приходили одни и те же зрители… В 1972 году театру кукол выделили здание на улице Кирова — это уже другая страничка в его истории. Директором театра в те годы был Ростислав Яичников. «Именно ему удалось „отбить“ это место, — уточнила Любовь Васильевна. — Вообще здесь планировалось строительство библиотеки, а начали возводить бетонную коробку театра. Увы, дальше все застопорилось. Сдвинулось дело с мертвой точки благодаря Раисе Рогачевских, возглавившей театр кукол».Раиса Николаевна пригласила в Тюмень Станислава Железкина, он позвал с собой Анатолия Тучкова… «С миру по нитке — и в театре кукол собрался увлеченный, творческий коллектив. Актеры, режиссеры приезжали в Сибирь творить, здесь чувствовали свободу, — заметила Любовь Чмутина. — В других краях что-то запрещали, нам — нет! В театре кукол что хотели, то и ставили».Спектакль «…забыть Герострата» (с Железкиным в главной роли), появившийся в репертуаре в 1980 году, до сих пор с трепетом вспоминают завзятые театралы. В городе творилось что-то невообразимое: билеты на постановку по пьесе Григория Горина раскупались на три (!) месяца вперед. В чем секрет такого успеха? «Этот спектакль сделала сильная труппа, — уверена Любовь Васильевна. — Актерам хотелось выйти из-за ширмы, им было мало зайчиков и медвежат… Время пришло. На телеэкране ничего, кроме Брежнева со звездами, не увидишь. В театре появился спектакль: неожиданно откровенный, смелый, честный… Железкин в Герострата вложил весь свой темперамент! Именно за эту роль он получил звание, став в 37 лет заслуженным артистом России, самым молодым в области. Прежде такого не бывало».— Наш город дважды принимал разъездной фестиваль театров кукол Урала, — вспоминала собеседница. — На второй я уже попала, когда работала в Тюменском отделении Союза театральных деятелей. Кстати, на фестивале «…забыть Герострата» я и увидела… Впечатления — незабываемые! После «Герострата» в театре кукол выпустили постановку «До третьих петухов» по рассказам Василия Шукшина. Этот спектакль, смелый, авангардный, почему-то прозвучал не так, как ожидалось…— К тому времени (1987−1991 гг.) Станислав Железкин стал председателем местного отделения СТД, то есть моим непосредственным начальником, — заметила Любовь Васильевна. — Это было впервые! Кукольник возглавил организацию, которая, как родовые угодья, испокон веков переходила только «драмовским». Что и говорить? Железкин был уникальным начальником. Когда он приходил в СТД после репетиций в театре кукол, для нас это был праздник. Буфетчица тащила все, что было в закромах, накрывала на стол — Железкин начинал рассказывать. Да так, что слушать его спокойно было невозможно, особенно воспоминания о детстве. Мы хохотали до боли в скулах, чудесный был рассказчик! Именно Станислав Федорович приучал меня к этому театру. Мне нравилось необычное здание, люди, атмосфера… Кукольники — народ особый. В них чувствуется дух коллективизма. Это неудивительно: в некоторых спектаклях три актера водят одну куклу. Нужно чувствовать ритм другого человека, уметь вовремя подставить плечо…— Сколько же лет вы в театре? — поинтересовалась.— У меня 30 лет театрального стажа, — улыбнулась Любовь Васильевна. — Из них 19 работаю в театре кукол. Пришла сюда вместе с Сергеем и Ириной Кузиными. До этого год была редактором в издательском отделе в школе милиции, преподавала русский язык курсантам из Средней Азии и Кавказа. Уникальный опыт! Но я очень быстро поняла: в школе работают милые, интересные, но… чужие мне люди. Театр — мой образ жизни. Чем только здесь ни занималась! Когда случался аврал, вместе с костюмерами пришивала жемчуг к костюму Деда Мороза, помогала бутафорам, была педагогом по работе со зрителями… Одна из увлекательных страниц истории театра кукол — спектакли для взрослых. Сергей Кузин их возродил. Он поставил «Женитьбу» по пьесе Гоголя, «Принцессу Брамбиллу» по Гофману, «Лысую певицу» Ионеско (эта работа оказалась самой удачной). «Принцесса…» была странным, но обаятельным спектаклем, — поведала Любовь Чмутина. — «Женитьбу» Кузин ставил с Перепелкиным. Она задумывалась особым образом. Сценография, костюмы выполнены в черно-белых тонах. Силуэтные портреты усиливали плоскость, линейность, графичность. Такое решение подчеркивало примитивное отношение к жизни гоголевских персонажей, скудность их внутренней жизни. Агафью Тихоновну играла Ирина Кузина, Подколесина — Василий Лазарев, Кочкарева — Юрий Федоров… Пластика актеров тоже была плоской, на сцене словно двигались тени, а не люди. Театр кукол мог себе позволить роскошь формотворчества, не отнимая хлеб у драматического искусства, но обогащая его… Менялись составы, но по сию пору «Женитьба» не списана из репертуара.В нужное время в нужном месте…Театр кукол, как и драматический, не терпит равнодушных. Здесь приживаются только люди, «заболевшие» этим искусством. Один из таких — Сергей Перепелкин. Что удивительно, в театр кукол его привел случай (а может, судьба?). Художник работал в мастерской ДК «Геолог». Но… однажды кто-то из актеров пригласил оформить сказку «Огниво». В силу разных причин спектакль не состоялся, Перепелкина же заметили. Несколько лет в театре не было главного художника после того, как уволился Владимир Осколков. Сергею Михайловичу предложили работу в театре. Два года он исполнял обязанности, а затем стал главным художником.— Просто оказался в нужное время в нужном месте, — отшучивался собеседник. — Я наглый был, молодой, вот и подумал: «Почему бы не попробовать?» Получил бы такое предложение сейчас — отказался бы. Не потому, что не люблю театр кукол: оценил масштаб проблемы…— В нашем театре работали авангардные режиссеры Михаил Хусид, Анатолий Тучков. Ставил спектакли Юрий Фридман, Алексей Лелявский, Федор Шевяков, — вспоминал Сергей Михайлович. — В 80-х театр кукол был очень популярным. Народ сюда ломился. Я сам несколько раз приходил, смотрел «Забыть Герострата», «Шерлока Холмса», «Пер Гюнта»… В театр кукол влюбился, побывав на спектакле «Лысая певица» (режиссер — Сергей Кузин). Я хохотал, как сумасшедший, упал с кресла в корчах… Кстати, с Кузиным мы сделали несколько постановок. Что-то строили вместе до 1996 года. В 96-м произошел фестиваль театров кукол Урала. На мой взгляд, событие интересное. Тогда здесь собралось много разных театров. Самым разным был наш… В том же году случился очередной конфликт поколений. Из театра уволился Кузин с супругой.— Когда я пришел сюда, здесь были разброд и шатание. Ни художника, ни режиссера — только труппа и цеха. И вот опять началось… Я пережил несколько таких «цунами», — продолжал экскурс в прошлое Сергей Перепелкин. — Раиса Николаевна занервничала: театр кукол без главного режиссера — несерьезно. В это время вернулся из Израиля Григорий Гольдман. Он проработал у нас главным режиссером около 4-х лет — и уехал в конце 90-х в Ставрополь. В те же годы встал вопрос о смене директора. Раиса Николаевна, в силу возраста, не могла решать накопившиеся технические, финансовые и прочие проблемы… Был проведен конкурс — и к нам пришел Василий Пустыльников. Не жалея сил и времени, он вытаскивал театр из трудностей. Сейчас в театре — классная труппа, с ней легко и интересно работается. Большинство ребят — молодые. Это заслуга главного режиссера Сергея Грязнова.Волшебники сценыОб актерах нам и рассказал Сергей Анатольевич. Кто, как не главный режиссер, лучше представит чародеев, умеющих вдохнуть жизнь в кукол?! Актеры не знают секретных заклинаний, да и вместо волшебных палочек у них — талант и преданность выбранной профессии …— На сегодняшний день в труппе 16 человек. Их имена хорошо знакомы нашим зрителям: Юрий Федоров, Зинаида Береговая, Вадим Еременко, Лариса Шереметьева. Эти люди служат в театре не один год. Молодые ребята приняты в театр с моей подачи. Александр и Анна Ганичевы — выпускники Нижегородского театрального училища имени Евстигнеева. Юлия Гафеева, Наталия Гуцан — воспитанницы Тюменской академии, Антон Нестеренко, Надежда Черемнова, Татьяна Лузина, Алексей Усов, Владимир Кузьмин — выпускники Екатеринбургского театрального института… Надежду и Антона мы позвали на закрытие фестиваля «Золотой конек — 2006». Тогда же я объявил, что актеры будут играть в Тюмени. Новость оказалась неожиданной для многих гостей: руководители театров надеялись, что ребята приедут к ним… Сам Сергей Грязнов в недалеком прошлом — актер драматический. Однако, как признался, в его спектаклях всегда были куклы. Одну из постановок, «Не хочу быть собакой», Сергей Анатольевич сделал в омском «Пятом театре». Так сложилось, что ее посмотрел директор Тюменского театра кукол Василий Пустыльников — и пригласил перспективного режиссера в город на Туре. В нашем театре Сергей Грязнов ставит спектакли почти 10 лет. Его работы не однажды отмечались на различных фестивалях, в том числе и на «Золотом коньке». Напомним читателям: в 2010-м сказка «Двенадцать месяцев» (режиссер — С. Грязнов, художник — С. Перепелкин) стала «Лучшим спектаклем большой формы», получила награды за «Лучшую сценографию» и «Лучшую женскую роль».Новое время — новые правилаВасилий Пустыльников стал директором театра кукол 12 лет назад. О былых временах Василий Николаевич рассказывал с нотками грусти в голосе. «Нелегко пришлось, — признался. — Государство было разрушено — последствия перестроечных дел. Что уж о театре говорить?.. Здание было сильно изношено. В подвалах по колено стояла вода… Пожарники перекрыли дверь в зрительный зал. Спектакли не игрались. Коллектив принял меня с надеждой. Постарался ее оправдать. Чтобы выбраться из сложившейся ситуации, работали засучив рукава. Сделали реконструкцию здания, подняли творческий уровень.— Сейчас снова настали непростые времена. Как удается выживать?— Театр работает как сталелитейный цех, безостановочно. Раньше государственные субсидии составляли 90 процентов, остальные десять — собственные средства. Сейчас — 50 на 50. Может, нам бы и не хотелось работать в таком режиме, но обязаны — иначе нельзя. Это веяние новой эпохи.— Расскажите, как формируется репертуар театра?— У нас есть фестивальные спектакли — глубокие, с философским подтекстом. Как правило, такие постановки, которые отмечают на всевозможных конкурсах, не воспринимает публика. Мы ориентируемся в основном на публику. Ставим то, что ей нравится. Думаю, многие театры так поступают. Это необходимость. Не будет денег в кассе — не из чего делать доплаты работникам… Редкие спектакли уходят в небытие. В основном постановки востребованы зрителями.— В театре кукол есть творческая команда?— Раньше здесь работало 110 человек. После перехода в АНО в 2005 году осталось 69… Оптимизация, знаете ли. В таком составе и трудимся. Но, поверьте, нагрузка на оставшихся увеличилась в разы. Можно смело сказать: театр кукол — единая команда.— Василий Николаевич, расскажите о ближайших планах театра. Чем порадуете зрителей?— В День защиты детей, 1 июня, запускаем новый театральный проект — спектакль «Мойдодыр» для самых маленьких. Выбор не случаен: мы рассчитываем на то, что родители, воспитанные на произведениях Чуковского, приведут к нам малышей. Ставит сказку помощник режиссера Галина Коптяева. Она работает в театре уже два года, приехала к нам из Кургана. По специальности — режиссер и актриса. Параллельно делаем спектакль по Правилам дорожного движения. У нас был в репертуаре «Веселый светофор», очень нравился ребятне. Новая постановка задумана как продолжение спектакля, его вторая серия. А новый сезон планируем открывать сказкой «Приключения Незнайки и его друзей», ставят ее Сергей Грязнов и Сергей Перепелкин. В конце года пригласим ребят на новогоднее шоу.— Появятся ли в репертуаре спектакли для взрослых?— Вряд ли… Время ушло, изменился менталитет. Сегодня Тюменский театр кукол воспринимается как детский. Как бы мы ни пыжились, этого изменить не удается…
Любовь Киселева. «Тюменские известия»

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Урожай-2024: тюменские аграрии готовятся к посевной
Урожай-2024: тюменские аграрии готовятся к посевной
Планируется засеять более одного миллиона гектаров.
#АПК
#аграрии
#урожай
#Тюменский район
#Тюменская область
Тюменец оставил рюкзак с наркотиками в камере хранения торгового центра
Тюменец оставил рюкзак с наркотиками в камере хранения торгового центра
Возбуждено уголовное дело.
#МВД
#уголовное дело
#наркокурьер
#наркотики
#ТЦ
#Тюмень
#новости Тюмени
В Ишиме отключат от электричества ряд СНТ и аэродром
В Ишиме отключат от электричества ряд СНТ и аэродром
Подачу возобновят после особого распоряжения.
#паводок
#электричество
#отключение
#Ишим
#Тюменская область
Александр Моор: За сутки уровень реки Ишим поднялся более, чем на 3 метра
Александр Моор: За сутки уровень реки Ишим поднялся более, чем на 3 метра
В Абатском районе защищают федеральную трассу.
#Александр Моор
#губернатор
#паводок
#Ишим
#Абатский район
#Тюменская область
Хоккеисты тюменского «Рубина» покатаются на коньках со своими болельщиками
Хоккеисты тюменского «Рубина» покатаются на коньках со своими болельщиками
Желающих приглашают во Дворец спорта.
#ХК Рубин
#Рубин
#хоккей
#коньки
#болельщики
#ВХЛ
#Тюмень
#новости Тюмени