Трудно представить, что этот автомобиль массой 1320 кг при мощности двигателя в скромные 54 л.с. может нестись со скоростью до 90 км/ч и передвигаться по ужасному бездорожью, но это так! Это - ГАЗ-67, мечта коллекционеров и реставраторов, машина, на которой наши дедушки сражались за победу, а позже - за урожай и светлое будущее. Он вошел в историю как ...
**Трудно представить, что этот автомобиль массой 1320 кг при мощности двигателя в скромные 54 л.с. может нестись со скоростью до 90 км/ч и передвигаться по ужасному бездорожью, но это так! Это — ГАЗ-67, мечта коллекционеров и реставраторов, машина, на которой наши дедушки сражались за победу, а позже — за урожай и светлое будущее. Он вошел в историю как самобытный, «русский» образец автомобиля — прочный, неприхотливый, тяговитый и вездепроходимый. Облик ГАЗ-67 неказист — это упрямый, крепко сбитый трудяга, уверенно идущий по любым дорогам на своих широко расставленных колесах. Сейчас таких автомобилей почти не встретишь — в толпе современных машин они появляются лишь изредка, как инопланетяне
**
Этот ГАЗ-67 исколесил немало дорог, прежде чем попал в руки нынешнего владельца. Теперь он в Тюмени, живет под чуткой заботой своего владельца — Николая Зинченко, человека, увлеченного старинной техникой. Уже много лет они исповедуют одну веру: жить, чтобы ездить.
Раздобыл его Николай где-то в глубинке, в одном из кордонов Свердловской области. В 1986 году его разукомплектованным и в ветхом состоянии, с обгорелым салоном и баком, забитым песком, транспортировали в один из военных городков Тюмени. В ход пошли «болгарка», ключи, электросварка Делал новый хозяин все основательно: кузов переваривал заново, очищал и красил каждую деталь, восстанавливал электрическую «начинку», крылья, подножки, тентовый верх Помогали солдаты, друзья и все дети военного городка, которые могли держать в руках металлическую щетку.
Первые смотрины состоялись еще до полной реставрации: загрохотав в гараже без выхлопной трубы, эта гора металлолома двинулась по территории военного городка — нужно было опробовать ходовые качества! Дым валил отовсюду, грохот, смех, ребятня облепила со всех сторон!.. Происходившее напоминало сцену из сказки — Емеля на печи. Но старый солдат был невозмутим — уверенно катил, брыкаясь и подпрыгивая на кочках. Однажды вечером, в темноте, он пересекал футбольное поле, на котором была вырыта траншея, занесенная снегом. Не заметив этого обстоятельства, газик лихо взял барьер! От удара ржавый кузов сорвало с креплений, заклинив педаль тормоза. Движение, однако, было продолжено! Навстречу на ужин мирно шагала рота солдат: увидев «ужас, летящий на крыльях ночи», совершенно не собирающийся тормозить, солдаты в панике бросились врассыпную! Надолго им запомнился ГАЗ-67
** «Рабочий парень»
**
После восстановления «джипчик» уехал в Черкесск, на родину хозяина. «Газик» оказался чувствительным к заботливому обслуживанию и уходу — он надежно и безотказно служил, радуя своим неприхотливым характером. Ездили на нем много: и на рыбалку, и в лес по грибы и орехи
Форсировал он и горные речушки, и камышовые заросли, перевозил стройматериалы, и колесил по улицам села, доверху набитый кукурузой!.. Доводилось даже дикие абрикосы и груши собирать вместе с ним: расстилаешь тент в кузове, фаркопом чуть-чуть в ствол дерева ударяешь, и весь урожай — в тенте, готов к транспортировке!
Праздники наш «джипчик» наблюдал на парадах, которые посещал вместе с хозяином — человеком, трепетно относящимся к отечественной истории. Николай убежден — такой автомобиль надо хранить: он — кусочек истории нашей страны.
**Тряхнем стариной?
**
И сейчас «джипчик» не позабыт, не позаброшен — он, благополучно вернувшись в Тюмень, продолжает служить семье Зинченко. Автомобиль на ходу и в исправном состоянии — мы, не удержавшись, предложили «откатать на нем программу тест-драйва». Предложение было принято с воодушевлением. С первым испытанием — преодолением подъемов и спусков по дороге из щебня ГАЗ-67 справился легко и без понижающей передачи. Усложнили задачу: песчаная лесная дороге с крутым подъемом, но и здесь испытуемый атаковал все препятствия на отлично! В конце подъема казалось, что машинка вот-вот зароется в песок навечно, но при подключении переднего моста наш «джипчик» уверенно справился с поставленной задачей. Не зря фронтовики ценили «козлик»!..
**Водные процедуры
**
А годится ли «шестьдесят седьмой» для преодоления водных преград? Высоко установленный двигатель, говорят, позволял ему преодолевать метровые броды. Мы убедились, что это действительно так: просили аккуратно и бережно (раритет все-таки!) проехать по кромке берега, но не тут-то было — водитель с азартом разогнал машину и с ходу форсировал водоем всеми четырьмя колесами! Не видя ничего из-за фонтана брызг, боясь снести храброго фотографа, водитель сбросил газ и машина, буксуя в иле и водорослях, встала у берега
Попытки выехать садили «джипчик» все глубже
Наблюдая это, некоторые маловерные посчитали, что — все, финиш
Но хозяин и машина мыслили иначе: вода в выхлопной трубе бурлила как десятки гейзеров. Надрываясь, «67-й» сантиметр за сантиметром выбрался-таки к берегу, не заставив водителя краснеть за себя!
Не эпилог
Этому ветерану оказался по силам весь джентльменский набор настоящего «джипера». Старый солдат ГАЗ-67 и в следующей — гражданской — жизни справился с поставленными задачами, заслужив справедливое восхищение: «На таких машинах мы и завоевали Победу!».