Dipol FM | 105,6 fm

Злостным неплательщикам на Новый год перекроют канализацию

На сайте интернет-газеты «Вслух.ру» состоялась онлайн-конференция с участием директора по сбыту компании "Тюмень Водоканал" Екатерины Карячки.

_Во вторник, 3 декабря, на сайте интернет-газеты «Вслух.ру» состоялась онлайн-конференция с участием директора по сбыту компании «Тюмень Водоканал» Екатерины Карячки. Екатерина Алексеевна рассказала о том, что ждет злостных неплательщиков, как долго можно не платить за воду безнаказанно, как установить прибор учёта и платить по нему, какими способами можно оплачивать услуги водоканала. Она также подвела предварительные итоги месячника по борьбе с должниками и нарисовала портрет среднестатистического должника._

— Здравствуйте, первый вопрос такой: «Что такое шуга? Откуда она взялась и почему тюменцы раньше не слышали о такой проблеме? Некоторые думают, что шуга — это всего-лишь миф».

— Тюменцы не слышали об этом потому, что нам повезло и мы живем в достаточно северном регионе, где резко наступает зима. Другие города, такие как Волгоград, Москва, ежегодно сталкиваются с этим явлением.

Когда река начинает застывать, образуются мелкие кристаллики льда. Если температура держится на уровне +1 или -1 градус по Цельсию, река не успевает покрыться коркой льда. Образуется шуга, в последний раз она случилась у нас в 2008 году, но была поверхностной и прошла незаметно для граждан. Ночью водолазы успели все почистить, поэтому никто особо ничего не заметил.

В этом году водолазы также почистили решетки ночью, но шуга продолжала идти днем. Все заметили, что в этом году зима никак не наступает — постоянно около нуля градусов. Кристаллики льда полностью забивают решетки на водозаборе, поэтому забор воды затруднителен.

Водолазы до сих пор справлялись с этой ситуацией. К сожалению, действительно можно сказать, что на один день город остался без воды.

— То есть, если кто-то сомневается в том, что шуга существует, им стоит заглянуть на сайты других городов?

— Да, там это явление постоянное, они на него уже не обращают внимания. Мы тоже, в принципе, были готовы, но теплая зима дала о себе знать.

— Сколько нужно накопить долгов, чтобы водоканал взял должника за жабры и перекрыл ему канализацию? Если, вдруг, нет денег на коммуналку, когда нужно начинать беспокоиться?

— Чтобы водоканал взял за жабры, достаточно не платить три месяца. Если нет оплаты, мы уже обращаем на должника внимание, высылаем претензии и подаем иски в суды. Чтобы перекрыли канализацию, долги должны копиться не менее шести месяцев.

Если, вдруг, нет денег на коммуналку… Действительно, бывают тяжелые случаи: человека уволили с работы, либо многодетная семья, или еще что-то. Мы всегда идем навстречу потребителям, они могут прийти и написать заявление на рассрочку платежа, разбить его на шесть месяцев, на год.

Копить долги не надо, мы же с вами кредиты платим вовремя. А почему? Потому что там растет процентная ставка. По коммуналке пока такой процентной ставки нет.

— Пока?

— Да. Вообще, по законодательству, мы можем начислять пени. Но пока мы этого не делаем. Мы ждем 3−4 месяца. Но когда у человека долг копится годами и он не обращается к нам, не говорит, в чем проблема, и мы не знаем, почему он не платит, тогда приходится начислять пени, перекрывать канализацию и выселять.

Лучше сразу прийти и сказать, в чем проблема, мы же все люди. Если человек пишет пояснение, почему произошла такая ситуация, мы уже знаем, что на него в связи с тяжелой жизненной ситуацией не нужно подавать в суд.

— А могут недобросовестные потребители этим воспользоваться? Возможность есть, платить не хочу, но раз мне предлагают объяснить свою ситуацию, почему бы этим не воспользоваться? Водоканал же не будет перепроверять, уволили человека с работы или нет.

— Водоканал рассчитывает на добросовестность и честность потребителей.

— Действует ли запрет на выезд за границу для тех, кто должен водоканалу?

— Да, запрет действует, как и по всем остальным услугам. Есть те, кто не платит алименты, есть банковские должники. Мы подаем в суд, и если его решение не выполняется, передаем дело судебным приставам, а они уже накладывают ограничения на выезд, на займы, блокируют счета, кредитные и банковские карты.

Человек может попасть в такую ситуацию, что с карты начнут снимать детское пособие, пенсию.

— В общем, до приставов лучше ситуацию не доводить. С вами еще как-то можно договориться, а с ними уже сложнее. Сталкивались ли вы со случаями, когда счетчик воды обманывают? Например, с помощью магнитов. Что в отношении такого вора воды предпринимается?

— С такими случаями мы сталкивались. Раз в полгода мы стараемся проверять наших потребителей. Чаще всего мы согласуем наши выезды и потребители убирают магниты, но некоторые не делают этого.

Мы пришли и увидели магнит, это было в частном доме. Мы зафиксировали данный факт при свидетелях (ходим не одни). В таком случае законодательство позволяет нам начислять оплату по нормативу с момента последней проверки счетчика. То есть, как минимум, за последние полгода ему начислят достаточно крупную сумму. Допустим, два года назад счетчик зарегистрировали, мы нагрянули и увидели магнит. Все показания мы удаляем и начисляем оплату по количеству зарегистрированных в доме.

— А есть еще какие-то способы, кроме магнита?

— Лучше об этом не говорить. Кому надо — те и так узнают.

— Но ведь можно сообщать не те данные, которые отображаются на счетчике.

— Да, действительно, можно сообщать не те данные, умышленно или нет. Кто-то, может, не понял, какие данные передавать, или просто забыл. Но это тоже покажет проверка. Когда мы придем, вы не сможете открутить показания до нужной цифры.

Если вы откажете один раз, другой, не пустите проверить счетчик, то оплату также начислят по нормативу с момента приемки.

— Какова мировая практика, как решают проблему неуплаты коммунальных услуг в других странах?

— Мировая практика ничем не отличается от российской и, конкретно, тюменской. До недавнего времени Россия отличалась от других стран СНГ тем, что в них было разрешено ограничение канализации, а у нас законодательство запрещало это делать. С недавнего времени разрешили это делать и нам. Дело в том, что в развитых странах Европы менталитет немного другой. Долги за коммунальные услуги не копятся, как у нас. Там в первую очередь люди платят за коммунальку, а потом за кредиты, учебу и так далее. Как таковых, долгов не копится, но меры применяются к должникам те же.

Ограничение услуг и полное отключение у них практикуется. Об опыте ограничения канализации мы узнали на Украине. Впервые я увидела такое в Одессе. Причем, у нас к людям относятся лояльнее: если человек оплатил долг после ограничения канализации, ему в течение трех дней это ограничение снимают. В Одессе и на территории Украины делается так: ограничивается канализация, затем специалисты едут по всем регионам с проверкой. Неизвестно, когда к вам вернутся, даже если вы оплатите все долги. Это может случиться и через месяц.

— Соответствует ли на ваш взгляд действующий тариф качеству оказываемых услуг в принципе? Не секрет, что качество воды — вопрос проблемный для города.

— Качество нашей воды находится на допустимом уровне. Тариф, в целом, складывается из того, что мы с этой водой делаем. Мы закладываем в тариф и химреагенты, и энергию, и транспортировку по сетям, и промывку.

Тариф, на самом деле, соответствует качеству. Другое дело, что на уровне законодательства такие меры, как предельный индекс, регулируют тарифы. Не может он быть больше 12%. Мы и хотели бы поставить ультрафиолетовые установки, набурить скважин, много чего сделать, если бы тариф был не 21 рубль и 3 коп. за тысячу литров, как сейчас, а 200 рублей.

— Ну, для этого нужно референдум собирать, чтобы узнать, готовы ли жители пойти на такие траты.

— Жители пока не готовы. Даже минимальное повышение тарифов отзывается негативом.

— Можно ли рассчитаться за воду через Интернет? Возможно ли платить авансом? А может, есть еще какие-то идеи для забывчивых?

— Если вы забывчивый, у нас есть достаточно популярная услуга Сбербанка — автоплатеж. Один раз вводим данные Водоканала, расчетный счет, ИНН, сумму, которую готовы платить, и она ежемесячно списывается. Это для тех, кто забывает.

— Но ведь сумма всегда разная?

— Если по счетчику платить, то да. Если счетчика нет, сумма одинаковая. Вы же примерно знаете свое потребление воды. В среднем восемь кубов на человека. Платить авансом, через кассы, ТРИЦ, непосредственно нам. Если на вашем счете останется переплата, она будет списываться ежемесячно.

— Как-то раз я столкнулся с непониманием в своей УК. Раз я забывчивый, решил заплатить немного вперед. Получилось, что заплатил много. Мне сказали, что так делать нельзя. В один прекрасный момент мне пришел счет, в котором были указаны цифры, которые они взяли просто с потолка.

— Это абсолютно неправильно. УК просто не захотела пересчитать авансы, а может, не позволило программное обеспечение. У нас оборудование позволяет это делать, ничего сложного здесь нет. К примеру, много квартир покупают северяне. Они здесь не живут, а платят за год вперед и не переживают.

Хуже остаться должником. Допустим, нужно лететь из Ханты-Мансийска в Тюмень, затем обратно, и в аэропорту вдруг узнаешь, что тебя не выпускают.

— Как установить прибор учета и платить по нему? Многие тюменцы жалуются, что общедомовые приборы учета установлены, но почему-то не введены в эксплуатацию, и жильцы вынуждены платить по тарифам. Как обстоят дела в вашей компании и куда нужно обратиться, если недобросовестные бизнесмены подключились к общедомовой трубе, а платят за воду жильцы?

— Начнем с индивидуальных приборов учета. Их установить очень просто, идем в любой магазин сантехники, покупаем любой прибор. Кто-то предпочитает немецкое качество, кто-то является патриотом. Российские счетчики, действительно, стоят дешевле, но они ничуть не хуже.

Счетчик стоит 400−500 рублей. Их должно быть столько, сколько стояков в квартире. То есть, если квартира большая и в ней 4−6 стояков, нужно столько счетчиков. Бывает и всего два стояка.

Затем обращаемся в свою управляющую компанию или к специалистам в этих магазинах. Можно и самому установить счетчик, если позволяют навыки. Устанавливаем счетчик и идем его регистрировать, потому что о том, что он установлен, пока знаете только вы.

В большинстве случаев счетчики пломбирует УК, эта услуга абсолютно бесплатна, хотя некоторое время назад УК брали деньги за эту услугу. Но сейчас это незаконно — было решение Верховного суда о том, что первичная приемка счетчиков должна быть бесплатной.

Есть дома, в которых не выбрана форма управления. Жильцы таких домов приходят в водоканал с паспортами на счетчики. Это все, что требуется. Паспорта не надо терять, они могут пригодиться при следующей проверке.

— Я слышал, правда, это касалось газовых счетчиков, что у них есть определенный срок годности?

— Со счетчиками воды точно такая же ситуация. При их покупке нужно обязательно смотреть: чем счетчик моложе и свежее, тем дольше он будет в эксплуатации. В паспорте на синей печати написана дата поверки.

— По поводу общедомовых приборов учета, которые установлены, но не введены в эксплуатацию…

— Они, действительно, установлены во всем городе, но не все введены. Это ответственность УК, даже если не она сама устанавливала прибор учета, а водоканал. УК должна обратиться к нам с просьбой принять прибор.

В тех случаях, когда Водоканал принудительно устанавливал счетчики, нам необходимо показать их собственникам. Поэтому, УК должна пойти на встречу и сказать, какого числа можно встретиться в присутствии председателя совета дома и зафиксировать наличие счетчика. Мы поставим на него пломбу и с этого дня начнется оплата.

Нужно шевелить свою УК. Мы установили около тысячи счетчиков и сами потихоньку их сдаем. Мы же знаем, где они. Выходим на УК, пытаемся найти председателя совета дома, но не всегда это возможно. В случаях, когда все открыто и доступно, мы принимаем эти счетчики в регистрацию. Когда это проблематично и люди не хотят ждать очередь в тысячу домов, они должны сами обращаться в УК.

Насчет недобросовестных бизнесменов. Что это значит? Если в самом здании находится магазин, ничего плохого в этом нет. Стоимость общедомового прибора учета распределяется между всеми собственниками жилых и нежилых помещений. Тариф одинаковый для всех. Если выходит по 10 рублей на кв. м, то для каждого собственника сумма будет зависеть от метража квартиры или нежилого помещения.

Бизнесмены также получают счета на оплату общедомовых нужд и установку общедомового прибора учета. Перепроверять эту информацию не имеет смысла, если нежилое помещение находится в доме.

Если же вы заподозрили, что отдельно стоящее здание подсоединилось к какому то дому… На моей практике не было таких случаев. Граждане у нас довольно сознательные и они видят, кто и что выкопал, сразу позвонят. В крайнем случае, на нашем сайте есть раздел «Сообщи, где воруют воду».

У нас работает служба безопасности, есть инспекция водных ресурсов, которая ежедневно штудирует весь город. Чтобы произвести врезку, нужно раскопать, и это видно. Если между домом и ларьком раскопана маленькая траншейка, нужно задуматься.

— Доводилось слышать, что в большинстве своем неплательщики — состоятельные люди, для которых оплата не составляет какой-либо проблемы. Если так, то как бы вы объяснили этот феномен? Каков он, портрет тюменского неплательщика?

— Собирательный образ создать трудно. Возраст — средний. Молодежь живет с родителями, которые отвечают за платежи. Бывает, что люди и не против заплатить, но не знают куда, забывают, квитанция не пришла, уехал в командировку. Единственное, что могу сказать, что люди старше 50 лет — самые добросовестные плательщики. Я хочу выразить им огромную благодарность, потому что с пенсионерами никогда не бывает проблем. Для них самое главное — до 10 числа оплатить коммунальные услуги.

Что касается состоятельных людей, есть процент таких принципиальных, которые считают, что им ничего не будет. На самом же деле ко всем отношение одинаковое и будет суд. А если вы человек состоятельный, то у вас есть какие-то счета, которые с удовольствием закроют. Но таких случаев немного.

В большинстве своем неплательщики — это люди, которые просто забывают оплатить услуги. Им нужно напомнить. Только 10% совсем не платят — они либо малообеспеченные, либо уж совсем безответственные.

— У вас закончился месячник по борьбе с должниками. Какие итоги можно подвести? Сколько должны тюменцы за воду? Насколько мероприятие было успешным, удалось ли повлиять на платежную дисциплину населения?

— Мероприятие было настолько успешным, что месячник превратился в квартальник. Мы решили продолжить эту работу. Неплательщиков было много, но они просто не помнили о том, что нужно платить.

Мы разослали предупредительные документы, претензии, и оплата сразу пошла. Не важно, какой долг у человека, может и 500 рублей, а может и 50 тыс., для нас это абсолютно не важно — он должник.

Мы брали по районам, например ул. Широтную, и всех уведомляли. Люди платят. Количество должников резко сократилось. Мы продолжаем эту работу, на декабрь за эти три месяца у нас образовались новые должники.

— А с рецидивистами что-то делать планируется? С теми, кто регулярно нарушает?

— У нас есть очень действенный метод — ограничение канализации. Мы хотим сделать, как одесситы. Уехать из города, конечно, не сможем, но есть новогодние праздники. Если отключить канализацию на Новый год — получится не очень приятно.

Допустим, вам ограничат канализацию в 20-х числах декабря. Пока вы оплатите долг, наступит 1 января, а мы, как и все граждане, отдыхаем. 9 января увидимся и там уже в порядке очередности откроем.

— Как обстоят дела с юридическими лицами, они должны водоканалу? Какими суммами измеряется задолженность? Как на юр. лиц воздействовать?

— С ними ситуация получше, чем с населением. У населения долги измеряются миллионами, а у юр. лиц — сотнями тысяч. И то это банкроты. Есть вот, к примеру, «Славянка», довольно крупное предприятие. Если оно обанкротится, где ему взять денег?

Если у юридического лица хотя бы один месяц задолженность, сразу дело передается в суд и перекрываются счета. Оно не может вести свою деятельность, поэтому достаточно предупреждения.

— Интересно, как работает система? Например, Василий К. Задолжал 150 тыс. рублей за воду. Вы неоднократно посылали уведомления, но ничего не происходит. Каковы дальнейшие меры? Сколько у нас вообще должников в области, назовите рекордсмена, не фамилию, а сумму.

— Если Василий задолжал нам 150 тыс. рублей, то, в первую очередь, мы его об этом предупредим. Если он в течение 30 дней не отреагировал, дело передается в суд. Решение суда в 100% случаев в пользу водоканала.

Василий может и не знать о том, что на него подали в суд. Он узнает, когда по почте придет решение суда. Ему придется платить госпошлину, пени. Если и по решению суда он отказывается платить, дело передается приставам, и далее все по известной схеме: перекрываются счета, вычитаются пенсии, перекрываются зарплаты.

Рекордсмены у нас, действительно, есть. К ним особый подход. Я не буду говорить о сумме долга и фамилию не назову, но два рекордсмена проживают на ул. Широтной и ул. Щербакова.

Выявлено сто злостных неплательщиков, на которых не действует ничего. Приставы не могут ничего у них забрать, у них нет дохода и они проживают в квартирах. Чаще всего это люди, проживающие в социальном жилье.

На эти сто человек мы подали ходатайство в администрацию, на что получили заключение, что сейчас идет поиск подходящего жилья. То есть, их будут выселять. Если сейчас человек на ул. Широтной живет в трехкомнатной хорошей квартире, то ему предоставят жилье по квадратам, согласно закону, а долги перечислят водоканалу.

— В этом году водоканал сообщал о такой мере воздействия, как затычки в трубах. Работает ли система, или это был некий устрашающий одноразовый ход?

— Затычка — это и есть ограничение канализации. Есть несколько видов, они называются по-разному, но суть в том, что канализация перекрывается.

На самом деле есть небольшой ноутбук, шланги и это устройство. К шлангам прицеплена камера и решетка в форме руки с мелкой сеточкой. Это устройство опускается через чердак, нам не нужен доступ в квартиру. В канализационный стояк запускается устройство, камера отображает на ноутбук отверстия от стояка в квартиры. Мы просчитываем, сколько этажей направо и налево, какая квартира нам нужна. После этого устройство захлопывает канализацию. Сквозь эту решетку может выходить жидкость. Все остальное — нет.

Такое устройство применяем не только мы, есть еще несколько УК. Оно действенно, это не просто страшилка.

— Какова вероятность ошибки? Я просто пытаюсь себе представить многоквартирный дом, на трубе же нигде не написано, что это квартира такая-то?

— От стояка трубы расходятся, главное не промазать этажами. Камера достаточно хорошо показывает. Ошибок не было ни разу, они недопустимы.

— А на остальных это как-то может повлиять? Все-таки, посторонний предмет в стояке…

— Повлиять не может, потому что решетка одевается не на весь стояк, а на трубу из квартиры. Шланг — явление временное. Решетку поставили — шланг убрали. В следующий раз шланг окажется в стояке только после оплаты.

— Правда ли, что начисления ТРИЦ «по умолчанию» — превышают начисления «по счетчику»? Работает ли уже практика «деления недоплаченных денег на все квартиры без счетчиков»?

— Вопрос немного странно сформулирован. Действительно, в ТРИЦ есть такое понятие, как норматив. Если нет прибора учета — платишь по нормативу. Нормативы утверждены, они одинаковы для всех граждан. В благоустроенной квартире этот норматив — 8 куб. м.

По факту, по счетчикам, граждане, если они экономно расходуют воду, могут потреблять и меньше. А как иначе начислять ТРИЦ, если нет счетчика?

Если показания не сообщаются, то в течение трех месяцев мы начисляем оплату по среднему показателю за предыдущий период. Смотрим весь год и, если человек потреблял по 3 куба, то ему 3 куба и начислят, несмотря на то, что он забыл передать показания. Но когда пройдет три месяца, мы начислим норматив.

— А может возникнуть такая ситуация, что человек установил счетчик, но понял, что так получается дороже?

— Возможно, такие случаи были. Но потом эти же люди приходили к нам и говорили, что починили бачок унитаза и оказалось, что вся проблема была в нем. По-сути, даже при обычном потреблении счетчик — выгодная вещь. Он окупается, особенно если люди потребляют не много воды. Среднестатистический гражданин с 8 до 5 находится на работе, а норматив считает воду на весь день. В очень редких случаях люди отказываются от счетчиков.

— Главное, чтобы они понимали, что счетчики — не панацея?

— Это определенный контроль. Можно понять, сколько потребляешь и, если хочешь, будешь экономить.

— Было бы неплохо ознакомиться с тем, как потребляют воду в Лондоне, там с ней большие проблемы…

— Да, у них там жесточайшая экономия. Даже социальная реклама когда-то была: экономьте воду — принимайте душ вместе. Конечно, у нас тоже будет меняться менталитет. Мы будем потреблять 2 куб. м воды, а не как сейчас. Мы, граждане бывшего СССР, привыкли открыть кран с водой на максимум. Мол, у нас полным полно воды и все хорошо.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.
Последние новости
В Национальном чемпионате "Абилимпикс" принимают участие более 40 тюменцев
В Национальном чемпионате "Абилимпикс" принимают участие более 40 тюменцев
Состязаниях проходят на базе шести профессиональных образовательных организаций.
#Абилимпикс
#профессия
#инвалиды
Тюменская пенсионерка заплатила более 53 тысяч рублей за превышение скорости
Тюменская пенсионерка заплатила более 53 тысяч рублей за превышение скорости
Она гоняет по городу на черном BMW.
#ГИБДД
#дороги
#нарушители
#скоростной режим
«Тюменские звёздочки» соберут 150 фигуристов
«Тюменские звёздочки» соберут 150 фигуристов
В турнире принимают участие дети от 6 лет.
#фигурное катание
#спорт
#дети
#прибой
Тюменцы завоевали пять медалей на летнем чемпионате России по лыжным гонкам
Тюменцы завоевали пять медалей на летнем чемпионате России по лыжным гонкам
Подведены итоги соревнований.
#спорт
#соревнования
#лыжные гонки
#лыжероллеры
#Александр Моор
#губернатор
#итоги
#Тюмень
#новости Тюмени
«Позвони маме» и «Займись собой»: в Губкинском появились мотивационные знаки
«Позвони маме» и «Займись собой»: в Губкинском появились мотивационные знаки
Одни побуждают к действию, другие просто вызывают улыбку.
#ЯНАО
#новости России