Несмотря на неблагоприятные погодные условия аграрии Тюменской области смогли с честью выйти из сложной ситуации и собрать достаточный для потребностей региона урожай.
_Несмотря на неблагоприятные погодные условия аграрии Тюменской области смогли с честью выйти из сложной ситуации и собрать достаточный для потребностей региона урожай. Об этом в интервью телеканалу «Тюменское время» рассказал заместитель губернатора Тюменской области, директор департамента АПК Владимир Чейметов._
— Год 2014 оказался не таким простым, как хотелось бы. Что можно сказать по его итогам?
— Непростым, это мягко сказано. За девять лет моей работы в департаменте АПК это самый сложный год — уборку в середине ноября мы еще никогда не завершали. 2014 год можно назвать героическим. И ту битву за урожай, которая велась в наших погодных увлоиях, можно назвать подвигом. Мы в непростых погодных условиях обмолотили практически весь возможный к обмолоту урожай. Мы с честью преодолели все трудности. При том что сельхозтоваропроизводители других регионов России просто вынуждены были оставить десятки тысяч гектаров, с которых невозможно было убрать урожай.
Так, наши коллеги из Челябинской и Свердловской областей смогли обеспечить себя только наполовину и сейчас надеются на тюменских аграриев. Я еще раз хочу поблагодарить наших сельхозработников за их самоотверженный труд. Люди вложили в работу всю свою душу, и каждый колосок был собран. В итоге мы имеем очень хорошие показатели. И я горжусь тем, что у нас такие люди, на которых можно положиться в любой ситуации.
— Остался ли какой-то негатив по итогам этого года?
— Нет. Можно говорить о дополнительной нагрузке, работе в ночное время, работе при отрицательных температурах в минус 15 и минус 20 градусов. Уставали люди, ломалась техника, зерно собиралось очень влажным и приходилось по два-три раза его просушивать. Тем не менее мы получили урожай зерновых по объему выше, чем в прошлом году. Да и в целом валовое производство сельхозпродукции по отношению к 2013 году мы планируем в 2,2 раза выше.
— Владимир Николаевич, мы много говорим об импортозамещении. Будет ли у нас каждый производитель работать в этом направлении сам по себе, или в области будет создана специальная региональная программа?
— В части работы с торговыми сетями у нас уже есть рабочая группа. Мы приглашаем на свою площадку производителей сельхозпродукции и торговые сети, где они обсуждают вопросы сотрудничества. Хочу отметить, что торговые сети активно и конструктивно меняют свой подход. Если раньше на согласование ввода новой продукции уходило три месяца, то сейчас достаточно 25−30 дней. Набирает обороты и кампания по сокращению отсрочки платежа. Если раньше она равнялась 45 дням, то сегодня обсуждаются сроки в 10−15 дней. То есть путь товаров местного производителя на полку крупных федеральных сетей упрощается и улучшается.
Что касается автономных округов. Точно так же мы собираем наших производителей, готовых реализовывать продукцию на территории ХМАО и ЯНАО и обсуждаем вопросы, связанные, например, с открытием фирменной торговли. Отрабатываем с конкретным муниципалитетом проблему предоставления помещений. То есть в каждом отдельном случае тот или иной вопрос решается индивидуально, но при этом в регионе действует единый подход, который уже дает свои плоды. Мы видим, что заключаются новые договоры, предприниматели с севера обращаются напрямую к производителю. И эта работа в 2015 году будет продолжена.
— Оказался ли регион готовым к импортозамещению?
— Мы были одними из первых субъектов, которые отреагировали на эту ситуацию. Мы отправили обращение в Минсельхоз, в котором продекларировали готовность области предоставить серьезные объемы продукции. Наши производители только в рамках регионального сотрудничества с торговыми сетями подписали девять договоров на предоставление продукции в более широком ассортименте. Еще восемь находится в стадии подписания. И еще важный момент — мы очень сильно продвинулись в округа, где становится все больше наших товаров. В том числе, и тюменской рыбы, о чем еще несколько лет назад говорить не приходилось.
— В сфере АПК постоянно появляются какие-то новые тенденции. Сначала мы говорили о развитии молочного стада, потом о переработке рыбы, теперь много внимания уделяется тепличным хозяйствам. Какие направления будут развиваться в 2015 году?
— Надо сказать, что мы каждый год стараемся найти что-то новое. Например, есть несколько интересных проектов, связанных с производством грибов — шампиньонов. Прорабатывается вопрос о строительстве теплицы, в которой буду выращиваться цветы. Мы планируем заняться семеноводством овощей — это отдельная интересная тема, потому что на семенах можно хорошо зарабатывать. В следующем же году у нас появится новая продукция от завода Danone, где ведется серьезная модернизация производства. Ну и, конечно, очень рассчитываем на недавно открытый тепличный комбинат. То есть мы в постоянном поиске, в постоянной работе и надеемся открыть на территории нашего региона дополнительные интересные проекты.
— Возрастут ли затраты сельхозпроизводителей в будущем году?
— Согласно нашему анализу, подорожать могут запасные части на технику или какие-то средства защиты растений, семена, которые поставляются из-за рубежа. Всего импорта в структуре затрат около 30%. Но вместе с тем есть понимание того, какой объем средств нам нужен для проведения весенне-полевых работ. Есть понимание того, как мы эти работы будем выполнять. Есть подписанные протоколы с поставщиками ресурсов. Планируем в 2015 году засеять на 10 тыс. га площадей больше, то есть вырастем где-то на 1%.
— Не вырастет ли к весне очередь аграриев за помощью? Есть ли у бюджета средства на эти цели?
— Поживем — увидим. Тут даже вопрос не столько в бюджетных средствах, сколько в эффективной экономике и ведении хозяйства. Можно бесконечно говорить о том, что средств мало, но что ты сам сделал для того, чтобы материальных ресурсов расходовалось меньше? Цены растут, и предприятия, которые работали над сокращением издержек, вкладывали средства в новую многофункциональную технику, профессионально и грамотно подходили к своему делу, в текущей ситуации, безусловно, получат конкурентное преимущество перед теми, кто просто сидел и ждал у моря погоды.