Dipol FM | 105,6 fm
75.04
91.22

Валерий Афонькин, банк «Открытие»: Несмотря на сложности, мы показали отличный результат

Управляющий банком «Открытие» в Тюменской области рассказал о том, как удалось не только выровнять позиции, но и прийти к росту показателей.

_Непростой год на исходе. Каким он оказался для представителей банковской сферы региона? О том, как удалось не только выровнять позиции, но и прийти к росту показателей, почему выжидательная позиция только вредит делу, зачем пенсионеру учиться инвестировать и что на Новый год друг другу желают банкиры, рассказал управляющий банком «Открытие» в Тюменской области Валерий Афонькин._

— Валерий Михайлович, в одном из интервью летом этого года вы говорили, что руководством банка «Открытие» тюменскому отделению поставлена задача четвертый квартал отработать так, как если бы пандемии не было. При этом ситуация с коронавирусом осенью только усугубилась. Поменяли ли установку и чего, с учетом уже полученного в этом году опыта работы в условиях ограничений, удалось добиться к настоящему моменту?

— Установку не поменяли. Но, наконец, в обществе, и в бизнесе, в том числе, пришло понимание, что коронавирусная инфекция появилась не на мгновение, не на несколько месяцев. Мы осознаем, под каким знаком пройдет следующий 2021 год. Как раз в этот период прошла переоценка жизненных стратегий — либо остановить всякую деятельность, заморозить расходы, а вместе с ними и доходы, и сидеть дома, либо адаптироваться и действовать уже в новой парадигме — с масками, соблюдением безопасной социальной дистанции, ответственностью за собственное здоровье и здоровье тех, кто рядом.

Жизнь продолжается, поведение людей, потребителей изменилось, но уже более-менее возвращается в нормальное русло. Вновь растут потребности, появляется необходимость покрывать свои расходы, покупать продукты, учиться, улучшать жилищные условия, путешествовать — хотя бы в пределах региона, страны, и так далее. Поэтому, да, мы восстановили все потери, которые появились в период строгой самоизоляции. Мало того, сейчас, даже с учетом роста заболеваемости, количество людей, посещающих офис, возросло. Отсюда и финансовые результаты.

По большому счету, мы заканчиваем год, выполнив все запланированное практически на 100%, а порой и превысив плановые показатели.

— Речь идет не только о восстановлении, но и о развитии?

— Безусловно. По итогам этого года мы говорим о росте минимум 10-15%, не учитывая инфляционную составляющую, а по некоторым направлениям и более. Задачу, которую ставило перед нами руководство, мы выполнили.

— В разных регионах были разные ограничения. Это повлияло на результаты отделений банка по году в разных регионах?

— Я приведу цифры. В стандартном режиме работы в пик заболеваемости бывает в среднем 5-7% заболевших от численности персонала. В пандемию число заболевших в нашем отделении доходило до 15%. По регионам ситуация с коронавирусом была совершенно разная. Где-то пик заболеваемости прошел чуть раньше, где-то чуть позже. Это отразилось на финансовом результате. Поэтому кому-то приходилось работать чуть больше. Но в целом по банку «Отрытие» проблем это не создало.

— В каком положении тюменское отделение по сравнению с остальными?

— В отличном. Итоги за первый квартал этого года показали, что мы занимаем первую позицию в стране среди крупных региональных отделений. По итогам 9 месяцев этого года у нас вторая позиция по бизнес-показателям. Мы прекрасно себя чувствуем, коллектив работает хорошо.

Валерий Афонькин, банк «Открытие»: Несмотря на сложности, мы показали отличный результат

— Есть ожидания по четвертому кварталу?

— Да, отличный результат дает работа практически по всем направлениям. Но, конечно, есть и проблемные направления бизнеса. Например, выдача кредитных карт. Выполнение близко к ста процентам, тем не менее не полностью достигли планируемых объемов. Причины небольшого снижения просты — клиенты ведут себя более осторожно, потребности в данный момент снижены. И это, скажу, как потребитель, ответственная позиция — взятые кредиты нужно отдавать. Отмечу, что такая ситуация характерна для всего рынка, а не является только нашей особенностью.

— Выработана ли определенная стратегия на будущий год, который, по осторожным прогнозам развития ситуации с заболеваемостью, может быть похож на текущий? На что будет сделан основной акцент в работе?

— Основной посыл ясен. Все, что связано с передачей инфекции, — работа в офисах, обслуживание клиентов — постепенно переводится в дистанционный формат. Этот тренд уже нельзя изменить. Тем более, что весь набор услуг в современных банковских учреждениях можно получить, не приходя в офис. У нас через удаленные каналы обслуживания сегодня можно выполнить до 90% всех операций. Это касается как физических лиц, так и юридических. Пандемия сказалась, но не столь сильно, как можно было бы подумать. Весь мир давно уже идет по пути цифровизации. Мы оптимизируем и сокращаем одни процессы, освобождая сотрудников для управления более сложными. Услуга при этом остается. Нам важно перевести ее в более комфортный формат как для банка, так и для клиента.

— Эти задачи сформулированы для всех отделений банка? Есть ли различия от региона к региону?

— Практически нет. Сейчас Тюмень, например, участвует в пилотном проекте обслуживания малого бизнеса в удаленном формате. Это стратегически важное направление, которым сейчас необходимо заниматься. Именно малые предприятия, индивидуальные предприниматели, те, кого мы в банке называем «непринимателями», являются двигателем прогресса и экономики, создают ту экономическую среду, с которой каждый из нас сталкивается каждый день. В развитых странах их доля в экономике постоянно растет, обеспечивая ее устойчивость за счет диверсификации экономической системы страны.

— Насколько прозрачны банковские стратегии в период пандемии? Можно ли говорить об управленческих ноу-хау?

— Думаю, что приоритеты понятны всем — выйти на цифровое обслуживание, обеспечив комфорт и безопасность использования банковских продуктов клиентам. Банк «Открытие» движется в этом направлении динамично, в каких-то моментах опережая даже лидеров в нашей сфере. Мы начали практиковать Зум-конференции, исключили встречи с большим количеством людей. Сегодня любую презентацию для клиентов и партнеров наши специалисты могут провести дистанционно, находясь на своих рабочих местах. Второе важное направление, где мы движемся с опережением, как я уже говорил, это дистанционное обслуживание малого бизнеса.

— Вы ранее говорили о том, что в банке «Открытие» еще до пандемии в диджитал были вложены большие средства, развитию этого направления уделялось повышенное внимание. Каких принципиальных изменений и новшеств ждать потребителям в ближайшем будущем?

— Это как раз обслуживание малого бизнеса. Мы закончили тестирование данного сервиса, по итогам приняли программу перевода клиентов этого сегмента с определенным объемом выручки на принципиально иной уровень обслуживания. Весь спектр услуг, который они получали очно, теперь будет доступен онлайн — быстрее и проще.

Кроме того, продолжится работа со старшим поколением, теми, кому пока проще прийти в офис, чем провести самостоятельно простую операцию онлайн. Тем не менее, уверен, что такой переход будет происходить, и наша задача сделать его более удобным для любого клиента. Понятно, что никто не будет отказывать в предоставлении обычной услуги в офисе. Хотя сейчас физическим лицам посещать офис практически не нужно — все можно решить удаленно.

Валерий Афонькин, банк «Открытие»: Несмотря на сложности, мы показали отличный результат

— Какие направления работы для тюменского филиала в этом году можно назвать прорывными и почему?

— Подъем ипотечного направления после определенных шагов государства был прогнозируем, но мы не ожидали, что он будет столь резким. Сказалось, во-первых, принятие госпрограммы поддержи ипотеки, во-вторых, безопасность покупателей недвижимости обеспечили эскроу-счета. Люди перестали бояться попасть в число обманутых дольщиков. Снизились ставки по кредитам, соответственно, возросло число людей, которые смогли эти кредиты взять.

Поэтому мы впервые в истории нашего банка в Тюмени за октябрь-ноябрь преодолели миллиардный порог объемов выдачи ипотечных кредитов.

— Много раз к нему приближались, но не могли преодолеть. На цифру в полтора миллиарда мы выйдем за один квартал. Результат ипотечного направления работы банка составил более 160%!

— Рост по этому направлению продолжится?

— Думаю, да, но не в таком темпе. В основном люди уже закрыли свои потребности, приобретя то, что считали необходимым. На развитие ситуации могут повлиять несколько факторов, от возможностей самих строителей до состояния зарплат и занятости населения. Поэтому рост будет, но не столь значительный.

— Как, по-вашему, это влияет на строительную сферу в целом? Каковы плюсы и минусы ипотеки с госучастием для потребителей, для банков, для строительного рынка?

— Процент просрочки по ипотеке действительно небольшой, около 0,5%. Что касается строительства, я благосклонно отношусь ко всему, что является локомотивом на рынке. Строительная сфера исторически выступает драйвером роста всей экономики, потому как формирует дополнительный спрос в смежных отраслях. За ростом вводимых квадратных метров жилья неуклонно следует подъем производства бетона, металлоконструкций, увеличивается спрос на услуги по использованию различной техники и т. д. Все перечисленное — это бизнес-процессы, в которых задействованы и люди, и банки.

— Вы использовали возможности роста заинтересованности в ипотечных кредитах на все сто процентов?

— Да, работали и в выходные дни, если была такая потребность. Сегодняшний высокий спрос нельзя переложить на завтра, поэтому, если есть необходимость, мы работаем.

— Снижение ставок по кредитам, что хорошо для потребителей, берущих ту же ипотеку, бьет по потребителям, хранившим сбережения на депозитах. О возможностях получать больший доход, занимаясь инвестициями, говорят много. Однако потребители мало разбираются в этой теме и не рискуют входить в инвестирование. Что вы посоветуете вашим клиентам в отношении инвестиций? Есть ли в банке обучающие программы, программы поддержки потребителей, готовых начать инвестировать?

— Проблема достаточно серьезная. Пассивные доходы в следующем году, в лучшем случае, будут лишь немного превышать официальный уровень инфляции. Вопрос поднимался даже на уровне Центрального банка в связи с тем, что инвестированием начали заниматься люди не вполне подготовленные. Инструмент очень сложный даже для людей опытных в финансовой сфере. Его необходимо изучать, повышать собственную финансовую грамотность и действовать осторожно.

В первую очередь, необходима стратегия. А для этого нужно понимание, с какими целями и на какой срок вы идете в инвестирование. Сумма имеет значение, но так называемое плечо инвестирования важнее. Оно может исчисляться десятилетиями. А если вложенные деньги понадобятся завтра на неотложные нужды, то инвестор, скорее всего, останется в убытке.

Важно научиться разбираться, как сбалансировать инвестиционный портфель, чтобы нивелировать убытки по одним вложениям доходами от других. И нужно понимать, насколько рисковыми могут быть операции. От этого и некоторых других аспектов будет зависеть набор инструментов, который у банка «Открытие» есть. К примеру, наша компания «Открытие Брокер» известна как одна из лучших в стране с точки зрения правильности и выверенности преподнесения информации инвестору.

— Пенсионер может прийти и начать инвестировать?

— Может. Должен. Но не с теми деньгами, которые ему могут потребоваться уже завтра.

— Какие направления работы вашего филиала показывают в этом году не лучшие свои результаты? Как в будущем их предстоит подтянуть?

— Ситуацию изменит только стабилизация экономики. Я уже упоминал ситуацию с кредитными картами, где мы немного отстаем от планов. Это продукт, позволяющий быстро получить необходимую сумму на траты, на которые никто не откладывает специально. Чаще всего, кредитные карты удобно использовать в отпуске, например. Сегодняшняя ситуация такова, что из-за закрытых границ многие отказались от поездок и развлечений, их расходы снизились и потребность в дополнительных быстрых кредитных ресурсах отпала. С восстановлением экономической, деловой и туристической активности можно ожидать и роста интереса к кредитным картам.

— Известно, что со следующего года ряд социальных пособий и выплат будут перечисляться на карты национальной платежной системы МИР. Как, в связи с этим, изменится работа банка «Открытие»?

— Изменений не будет по той простой причине, что банк уже не первый год работает с этим инструментом. Карта работает внутри страны, но нужно отметить, что весь функционал международных карт у нее есть. Добавление социальных выплат только расширяет имеющийся инструментарий. В этом случае важно, что ответственность за данный платежный инструмент лежит на государстве. Это новый уровень безопасности, поскольку деньги должны работать внутри нашей страны, иначе быть не должно.

Валерий Афонькин, банк «Открытие»: Несмотря на сложности, мы показали отличный результат

— Считается ли перспективным в региональных отделениях финансовых учреждений и в вашем филиале, в частности, такое направление работы, как Private Banking?

— Региональной сети Открытие Private Banking уже более 10 лет, направление представлено в крупнейших городах России, что, безусловно, говорит о высокой востребованности услуг. В частности в Тюмени в конце 2019 года был открыт флагманский выделенный офис для высокосостоятельных клиентов, и в этот непростой для всех год удалось существенно нарастить портфель под управлением, прирост составил порядка 40%. Немаловажным фактором стало наличие дистанционных каналов, которые позволяют нашим клиентам без посещения офиса оформлять интересующие их услуги, один из таких каналов — «Открытие «Акцепт» — сервис по дистанционному подтверждению банковских операций.

— Порог вхождения — больше, меньше чем по стране?

— Порог входа соответствует среднерыночному, так называемая «золотая середина», которая позволяет привлекать новых клиентов, и при этом не терять в качестве обслуживания и управлении портфелем действующих.

— Как планируете расширять линейку услуг для этой категории клиентов?

— Специалисты банка «Открытие» тщательно изучают все новейшие тренды, касающиеся финансового инструментария, и внимательно следят за происходящим в экономиках России и мира. На фоне существенного снижения ставок по депозитам усилился интерес к фондовому рынку как к возможности получения повышенного дохода, и выросла потребность в грамотном финансовом консультировании. Как результат, мы сделали особый упор на предоставление именно такого рода услуг: портфель клиентов в УК «Открытие» в таких инструментах, как ПИФы и Доверительное управление, а также на услуге «Advisory» вырос в два раза. Тенденция, полагаю, будет сохраняться, и для наших состоятельных клиентов мы будем развивать эти направления и дальше. Ну и, безусловно, продолжится развитие дистанционных каналов обслуживания, хотя в сегменте Private не менее важно личное общение клиента со своим менеджером.

— Насколько в целом финансовые организации в Тюменском регионе удовлетворяют спрос на подобные услуги?

— Спрос на подобные услуги в Тюмени немаленький, конкуренция в сегменте высокая, и нам удается успешно закрывать потребности самых притязательных клиентов, об этом говорит и рост нашего портфеля под управлением, и увеличение числа клиентов, находящихся на обслуживании.

— Что в целом вы считаете главным достижением этого года для вашего коллектива, для вас как руководителя?

— Очень важным достижением стало то, что коллектив смог преодолеть все трудности текущего года. Да, сначала у нас, как и у всех, была растерянность, непонимание того, что происходит. Но мы быстро это состояние преодолели, никто из членов нашей команды не испугался сложностей, мы смогли сохранить весь коллектив и не потерять ни одного члена нашей команды.

Второй момент, который я считаю нашим достижением, это то, что мы смогли удовлетворить потребности клиентов по максимуму. В рейтинге по стране по этим критериям мы стоим на первых позициях. С точки зрения эффективности бизнеса мы тоже в числе лидеров. При этом важно то, что мы не сократили объем предоставляемых финансовых услуг: кредиты, ипотека, услуги для малого и среднего бизнеса, обслуживание клиентов по направлению Private Banking, и так далее.

Валерий Афонькин, банк «Открытие»: Несмотря на сложности, мы показали отличный результат

— Что банковские работники желают друг другу на Новый год?

— Что желают… (улыбается). Клиентов! Больше клиентов! Если есть клиент, значит жизнь продолжается, все процессы идут как надо — люди работают, зарабатывают, тратят, развиваются и дают развиваться другим.

Партнерский материал

Генеральная лицензия Банка России № 2209 от 24.11.2014.

_Фото Екатерины Христозовой_

Последние новости
«Рубин» бился до конца, но все же уступил «Торосу»
«Рубин» бился до конца, но все же уступил «Торосу»
Счет игры - 4:6.
Участник картеля заплатит штраф в полмиллиона рублей
Участник картеля заплатит штраф в полмиллиона рублей
Две организации создавали видимость борьбы на аукционах.
В Ялуторовске мошенник ограбил 93-летнюю женщину
В Ялуторовске мошенник ограбил 93-летнюю женщину
Он предложил ей купить усилитель слуха и она достала деньги. От покупки женщина отказалась, но мошенник не захотел расставаться с крупной суммой.
Александр Моор утвердил награду для тюменских волонтеров
Александр Моор утвердил награду для тюменских волонтеров
Торжественное вручение будет проходить ежегодно 5 декабря, в День добровольца.