Dipol FM | 105,6 fm
94.09
100.53

У ФК «Тюмень» появится фан-шоп, парк развлечений и собственный гимн

Перспективы у футбольного клуба колоссальные, но нужно решить главную спортивную задачу - выход в ФНЛ.

_Содержание футбольного клуба — удовольствие, как известно, дорогое. И ФК «Тюмень» — не исключение. Перед руководством клуба учредитель в лице правительства Тюменской области поставил задачу — выйти на самоокупаемость. Возможно ли это в принципе? Директор по стратегическому развитию и доходам ФК «Тюмень» Дмитрий Васильев уверен, что возможно. Накануне последнего в регулярном чемпионате России домашнего матча против «Челябинска» мы побеседовали о том, за счет чего клуб может получать доход, почему этого не происходит сейчас и какова роль болельщика в общем успехе клуба._

— Дмитрий, принято считать, что футбол в нашей стране — занятие убыточное. Вы утверждаете обратное. Чем аргументируете?

— У нас любят клеить ярлык, что футбол доходным быть не может. Но на самом деле клубам просто не ставят задачу зарабатывать. Нет такой необходимости. У нас есть декларированная позиция губернатора, которую мне назвал президент клуба [Александр Попов](/thesaurus/49 994): учитесь зарабатывать.

— Скажем прямо, это довольно свежая позиция. Прежде подобных разговоров о ФК «Тюмень» не вели.

— Она не может быть старой по определению, потому что существует догма о том, что ресурс зарабатывания во второй лиге сильно ограничен. На самом деле возможности есть. Мы будем работать на удовлетворение потребностей жителей Тюмени. Мы можем предложить горожанам различные товары в клубном фан-шопе, а также услуги, например, туристические. Возникает вопрос: в чем наше конкурентное преимущество? Оно заключается в том, что у потребителя больше оснований доверять нам, чем какому-либо другому игроку на рынке. Например, покупая турпутевку, человек ищет гарантии того, что его не обманут. Имея дело с футбольным клубом «Тюмень» в лице его коммерческих структур, тюменец получает дополнительную гарантию того, что услугу ему окажут качественно и в срок, потому что за всем этим стоит футбольный клуб «Тюмень». Он не позволит потребителю пострадать, так как это сразу обвалит всю стратегию развития клуба.

— Не возникнет ли обратного эффекта? Ведь потребитель понимает, что такие услуги — не прямой ваш бизнес, а дополнительный.

— Это издержки восприятия бизнес-процесса в России. Мы шаг за шагом будем ломать этот стереотип. На Западе футбольный клуб нормально ассоциируется со всеми его бизнес-проектами. Там люди понимают, что деньги футбольного клуба не берутся из ниоткуда, деньги клуб зарабатывает. А у нас пока не видят смысла упираться и зарабатывать — деньги все равно дадут из бюджета. Даже на телетрансляциях в России заработать не могут. Футбольная национальная лига — это двадцать клубов по всей стране от Калининграда до Владивостока. Казалось бы, какой огромный ресурс. За сезон ФНЛ заработала с продажи прав на телепоказ 12 миллионов рублей. Клубы на этом вообще ничего не заработали.

Такой бизнес футбольному клубу «Тюмень» совершенно не интересен. Почему? Телетрансляция для любого клуба интересна в случае, если у него заведомо переполненный стадион. Допустим, у нас 13 000 мест, и мы знаем, что стадион забит битком, а в листе ожидания еще 5000 желающих попасть на арену. Но сейчас в Тюмени на стадион ходят 2000 человек, а если сделаем еще и прямую трансляцию, придет всего 1000.

Много вещей, которые сейчас заведомо делаются неправильно, так, что клубы на этом в принципе ничего не могут заработать. Мы от этого будем отказываться и участвовать только в том, что способно приносить доход. В итоге в перспективе пяти-семи лет стоит задача — выйти на операционную самоокупаемость. Затраты, связанные с командой, — зарплата футболистов, администрации, тренеров — это те деньги, которые ФК «Тюмень» обязан научиться зарабатывать самостоятельно.

А не согласитесь ли с тем, что телетрансляции хорошо влияют на рост лояльной клубу аудитории?

— Допустим, я соглашусь. А какой вывод из этого делать?

Что показ матча по телевидению приносит клубу очевидную пользу.

— Понимаете, вопрос в выборе наибольшей пользы для клуба. В трансляции пустых стадионов я не вижу смысла. Пример. Треть матчей лиги Англии транслируется в прямом эфире. Все остальное в записи, потому что люди хотят видеть «Арсенал», «Манчестер Юнайтед». А «Саутгемптон» и «Фулхэм», условно говоря, не так интересны. Теоретически, когда рассуждаешь категориями бюджетной халявы, то любая прямая трансляция — это благо. Если руководствоваться интересами клубов, то это совсем не так. Если матч показывают по телевизору, какой смысл человеку вставать с дивана, куда-то ехать, проходить турникеты, заходить на какие-то трибуны? Из десяти шестеро, кто потенциально мог бы прийти на стадион, останутся дома.

ТВ интересно только в том случае, если оно компенсирует нам выпадающие доходы. При нынешнем раскладе максимум, что нам интересно, — трансляция в записи. Условно говоря, игра начинается в 19:00, заканчивается в 21:00. В 23:00 начинается показ по телевизору. Это очень здорово и для клуба, и для болельщиков. Те, кто все равно не пришел бы на стадион, имеют возможность посмотреть, а те, кто пришел, могут потом дома налить чаю с ватрушками, сесть и с комфортом еще раз убедиться в своих ощущениях, которые получены на стадионе. Я сам очень люблю так делать.

Вы говорили про фан-шоп и сопутствующие бизнесы. Предполагается, что все это будет сосредоточено вокруг стадиона или будет располагаться в разных уголках города?

— Мы уже договорились с руководством двух торговых центров о том, что мы открываем наши корнеры — уголки, в которых будет продаваться наша продукция. Нам дают по 15 квадратных метров площади. Это очень круто. Мы им признательны и благодарны за возможность напрямую обратиться к очень большому потоку наших потенциальных потребителей. Хотим таким же образом попасть еще в несколько торговых центров. Мы сможем продавать часть клубных товаров, билеты на матчи и распространять клубный журнал.

Что это за журнал?

— Могу анонсировать: в ближайшее время мы планируем запуск ежемесячного большого журнала по примеру многих клубов. Мы хотим пойти по аналогии с тем, что выпускает «Зенит». То есть это журнал о Тюмени, о жизни, о футболе, обо всем. Каждый сможет найти что-то интересное для себя. Будет даже рубрика «Шпилька», чтобы наша женская аудитория не скучала.

В существующей точке продаж пока весьма скромный ассортимент товаров…

— Да, имеющийся ассортимент и качество товаров весьма средние. Исправить эту ситуацию в одночасье невозможно. Необходим осмысленный подход и создание нормальной коллекции. Мы пока не можем позволить себе такую роскошь — просто заказать шапок и бейсболок. Я заранее прошу прощения у наших болельщиков за то, что до выхода в ФНЛ и открытия фан-шопа мы не можем тратить большие деньги на неправильные вещи. В какой-то период провал по атрибутике будет. Но я уверяю, в результате того, что мы делаем, будет бомба. Мы дадим повод тюменцам гордиться своей командой и тем, что она для них делает.

Какой клубный товар, в вашем представлении, мог бы стать самых любимым и ходовым?

— Майка с фамилией игрока. Но это одновременно и самый интересный, и самый рисковый товар. В фан-шопе будут их продавать. Болельщик выберет майку, ему на специальном аппарате напечатают номер и фамилию, например, Михаила Пименова или Ладо. Более того, можно заказать свою фамилию и свой номер.

Если это можно сделать быстро и в одном месте, то это очень удобно.

— Помимо удобства, это экономически целесообразно по очень простой причине. «Реал» или «Манчестер» могут себе позволить напечатать 10 000 футболок Роналду, точно зная, что они продадутся. У них есть стратегия и понимание, что этот Роналду следующие два года точно никуда из «Реала» не уйдет. А для таких клубов, как наш, заранее напечатать футболки с фамилиями — это большой риск. Потому что завтра футболист может перейти в другой клуб, и все, что связано с ним, прекратит продаваться. Чтобы не рисковать, мы просто поставим этот аппарат. В любом приличном фан-шопе делается именно так.

В ФНЛ возможен ежегодный редизайн формы ради зарабатывания денег, или это фантастика?

— Это неизбежность, если мы в рынке и в теме. Сейчас у нас два комплекта формы — гостевая и домашняя, черная и белая. Со временем у нас появится резервная форма в третьем цвете, которая позволит расширить наш рынок потребления. У команды очень удобная для работы цветовая гамма. Некоторым клубам, например, той же «Кубани» или «Анжи» с их желто-зеленым цветом достаточно тяжело соблюсти цветовую гамму. А «Тюмень» — это черно-белые цвета сегодня и сине-бело-красные цвета из истории «Геолога», которые так или иначе ассоциируются с клубом и, слава богу, ни у кого не вызывают аллергии. Поэтому мы можем спокойно использовать всю эту гамму и желтый, присутствующий в эмблеме. Ни один из этих цветов не будет восприниматься как чужеродный.

Волосы не шевелятся от того, что на такую роскошную арену приходят лишь 2000 человек?

— 2000 — это ужасно. Здесь вопрос курицы и яйца. Болельщики рассуждают так: вот выйдете в ФНЛ, тогда будем ходить. Клуб рассуждает так: зачем нам рвать жилы, если ходят всего 2000 человек?

Вы верите в переполненный стадион «Геолог»?

— Что вас смущает? В Тюмени проживает 650 тысяч человек. Это без студентов и прочих приезжих. По численности населения город сопоставим с Манчестером, Ливерпулем и Дортмундом. В Дортмунде арена вмещает 78 тысяч человек, и она всегда полная. Там больше 10 000 человек в листе ожидания, стремящихся попасть на футбол. Ничего невозможного нет, вначале мы должны в это поверить.

Дмитрий, и все же, как привлекать болельщиков на стадион?

— Прежде всего за счет спортивной составляющей. Люди должны видеть, что с каждым матчем команда играет лучше. Постепенно это будет приводить к увеличению интереса. Кроме того, игра должна быть азартной. Это эмоции, а футбол без эмоций людям не интересен. Сам процесс не должен и не будет ограничиваться тем, что люди пришли на матч, посмотрели его и разошлись. Мы работаем над тем, чтобы футбольный вечер был неким системно продуманным единым шоу. Гостей будет встречать парк развлечений еще до попадания на стадион. Кроме того, добавляем розыгрыш ценных призов на арене. Уже сейчас на каждом матче разыгрывают айфоны. Кроме того, мы работаем над созданием классического гимна футбольного клуба «Тюмень». Надеюсь, что это будет очень приятная вещь.

Кто автор этого гимна?

— Слова написали заинтересованные болельщики. А мелодия — Джузеппе Верди.

Сильно. Впервые мы услышим гимн в следующем сезоне?

— Мы постараемся успеть подготовить его уже в этом сезоне. Но это очень ответственная работа. К выходу в ФНЛ гимн будет готов однозначно.

Гимн — очень серьезный символ. Он будет записан в Тюмени?

— Мне очень нравится кампания «Покупаем тюменское». Мы в своей работе ориентируемся на то, чтобы максимально использовать тюменские источники. В Тюмени много хороших вещей, но они недооцениваются. Есть замечательная Тюменская академия культуры и искусств, есть кафедра академического пения. Руководители кафедры восприняли наше предложение записать гимн с большим энтузиазмом. Мы привлечем студентов с поставленными голосами. У них есть необходимые студийные возможности.

Важно же, чтобы они были, скажем так, футбольными людьми.

— Нет. Для чего? Это песня. Есть музыка, есть слова, нужно просто спеть. А футбольные люди — это болельщики. И критерием оценки будет их реакция. Если им это понравится, они воспримут позитивно и будут подпевать.

Какие еще сюрпризы ждут болельщиков?

— Всевозможные конкурсы, аттракционы. Надо учитывать интересы разных групп. Должно быть интересно взрослым, детям, отдельно женщинам. Парк развлечений надо согласовать со всевозможными контрольными инстанциями, с пожарными, с полицией. Поэтому невозможно взять и быстро его сделать. Но прелесть работы в Тюмени заключается в наличии такой замечательной арены. Я ответственно заявляю, что от Екатеринбурга до Владивостока ничего подобного нет. Да, есть новый стадион в Якутске. Но это маленькая арена с футбольным функционалом и все. Такого ресурса развития, как на базе «Геолога» в Тюмени, нет ни у кого. И зона от стадиона от улицы Ленина — это большое благо.

Представим себе идеальную ситуацию, скажем, через три года…

— Идеальная ситуация через три года — мы в Премьер-лиге.

Согласен. И на стадионе 13 000 человек. Вы как себе представляете эту аудиторию? Это фанаты, семейная публика, дети?

— Фанаты появляются тогда, когда есть история и традиции. Когда нет фанатов, конечно, приходится говорить, что мы против фанатов, мы за пионеров и школьников. Мы действительно за пионеров и школьников, но и за фанатов тоже. Мы за всех. Критерием доступа всех болельщиков — неважно фанаты они или «кузьмичи», школьники или студенты — должна быть не степень фанатизма, а вклад в клуб. Наша задача — донести до осознания болельщиков мысль, что мы зависим от каждого рубля, который горожане принесут в кассу. Неважно, это купленный билет, или купленный пирожок, или купленные в фан-шопе джинсы. Из всего этого будет складываться по кирпичикам доходная часть бюджета, которая позволит нам решать большие спортивные задачи.

Уже во весь голос люди говорят о том, о чем я говорил пять лет назад. Период бюджетной халявы не может быть вечным, это очевидный экономический постулат. Совет Федерации предлагает запретить государственным корпорациям финансирование футбола. Рано или поздно возможности бюджетного финансирования будут как минимум ограничены, максимум — запрещены. Как во Франции. В УЕФА и ФИФА так же против того, чтобы государство напрямую владело футбольными клубами. Клубы, участвующие в еврокубках, обязаны уйти от государственного владения. Поэтому, например, казанский «Рубин» переходит от формы государственного автономного учреждения к форме ЗАО.

Ну и что значит смена формы собственности? Суть-то не изменится.

— Это приводит к отсутствию болельщиков на трибуне. Я видел аншлаг на казанском стадионе лишь один раз — на матче «Рубина» с «Барселоной». На игре с «Интером» аншлага уже не было. Хотя это был сезон, когда «Интер» был на ходу, мощнейшая команда. Отсутствует вовлеченность болельщиков в клуб. Нет зависимости клуба от болельщиков. Люди не дураки, им такой клуб не интересен. Мы от этой модели должны уйти. Даже если можно найти спонсоров и заставить выделить их большие средства, это может помочь решить краткосрочные задачи. А вот стратегически надо создать реальную зависимость клуба от каждого болельщика. Она выражается, во-первых, в присутствии на стадионе и моральной поддержке, во-вторых, в поддержке рублем.

Но даже 13 000 человек не могут содержать клуб.

— Почему? Существует четыре группы доходов. Первая — это матч-дэй доходы: билеты, пирожки, другие товары и услуги. Вторая — это опт: продажа рекламы. И тем более эффективен этот инструмент, чем больше болельщиков посещает стадион. Третья — трансферные доходы. Стоит задача сделать так, чтобы компенсация за переход наших игроков в другие клубы была выше, чем наши затраты на компенсации за переход игроков в наш клуб. В нашей стране лучший пример этой работы — ЦСКА. Клуб идеально работает на этом участке, но совершенно не дорабатывает в части розницы. Когда чемпион по итогам осенней стадии чемпионата России занимает второе с конца места по посещаемости домашних матчей — беспрецедентный случай. Четвертая статья доходов — это продажа прав на телетрансляции.

Во втором дивизионе игра на трансферах в принципе возможна?

— Понятно, что по-крупному играть на трансферном рынке можно только в Премьер-лиге. Но даже в ФНЛ есть клубы, которые годами жили на доходы от трансферной деятельности. Самый яркий пример — КамАЗ. Они всегда умудрялись кого-то дешево или бесплатно взять, а потом дорого продать. Мало кто знает, что за всю историю российского футбола самым доходным в процентах от затрат клубом был «Краснодар-2000», которым руководил замечательный человек Александр Борисович Молдованов. Клуб существовал фактически на доходы от трансферной деятельности.

Дмитрий, что нам нужно сделать, чтобы существовать так же?

— Для начала надо попасть в ФНЛ.

Ощущение, что тюменский клуб уже там.

— Надо юридически это закрепить. Критично важно, чтобы люди пришли и своим присутствием надавили на команду, показали, как они хотят, чтобы клуб повысил свой статус. Когда футболисты увидят не две тысячи человек, а шесть-семь-восемь тысяч, а еще лучше десять, будет совсем другой эффект: ноги сами их понесут к чужим воротам. Поддержка болельщиков здесь и сейчас важна как никогда. Надо продемонстрировать всем — соперникам, РФС, недоброжелателям, что не только ФК как юридическая структура, но и все наши болельщики желают видеть клуб в ФНЛ. А это уже другой уровень спортивной борьбы, азарта и новая мечта — выйти в Премьер-лигу.

*
Добавим, что сегодня, 6 мая, футбольный клуб «Тюмень» проведет последний матч регулярного чемпионата против ФК «Челябинск». Начало матча — в 19.00.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В пожаре в многоэтажке на улице Садовой в Тюмени погиб один человек
В пожаре в многоэтажке на улице Садовой в Тюмени погиб один человек
Причина ЧП устанавливается.
#МЧС
#пожар
#погиб
#смерть
#ЧП
#Тюмень
#новости Тюмени
В Тюменской области в зоне паводка все медучреждения продолжают работать
В Тюменской области в зоне паводка все медучреждения продолжают работать
Актуальные телефоны и адреса.
#здравоохранение
#медицина
#паводок
#Тюменская область
Родители отдыхают, а дети играют: подборка заведений Тюмени, в которых есть детская комната
Родители отдыхают, а дети играют: подборка заведений Тюмени, в которых есть детская комната
В некоторых ресторанах есть и детское меню.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#новости России
#ресторан
#кафе
#общепит
#дети
В благоустроенном сквере Пограничников пройдет татарский праздник «Карга боткасы»
В благоустроенном сквере Пограничников пройдет татарский праздник «Карга боткасы»
Жителей приглашают присоединиться к празднику и проголосовать за дизайн-проекты других территорий.
#парк Пограничников
#праздник
#благоустройство
#нацпроекты
#Тюмень
#новости Тюмени
Сбер окажет поддержку пострадавшим от паводка в Тюменской области
Сбер окажет поддержку пострадавшим от паводка в Тюменской области
Работа будет проводиться с каждым клиентом индивидуально.
#паводок
#Сбер
#кредиты
#помощь
#заявление
#новости Тюмени