Dipol FM | 105,6 fm

Тюменский сказкотерапевт: Все древние сказки - для взрослых

Он уверен, что с помощью народных сказаний можно решить любую проблему, найти ответы на все вопросы.

Тюменский собиратель сказок, психолог, сказкотерапевт Александр Миронов уверен, что в старинных сказках заложена вся народная мудрость, и эти сказки являются ключом к решению всех взрослых и детских проблем. Просто нужно искать исходные варианты и читать их вдумчиво. А когда поймете, будет намного проще заниматься воспитанием своих детей.

Изучением сказок Александр Миронов занялся более 10 лет назад. В свое время учился на режиссера, получил высшее образование, работал во всех тюменских театрах: в театре драмы, театре кукол, в «Ангажементе».

Увлекся славянской культурой. Параллельно с изучением сказок получил второе образование — по психологии и сказкотерапии. Ведет тематические тренинги. Плюс ко всему за спиной 20-летний опыт проведения различных мероприятий с участием большого количества людей — от юбилеев до спартакиад. Александру 45 лет. 15 из них он не курит и принципиально не употребляет спиртных напитков.

Современная версия «Курочки Рябы» потеряла смысл

«Все началось с интереса к славянской культуре, потом увлекся сказками, я начал собирать старинные издания, в том числе всем известных сказок, — говорит Александр. — Сейчас в моей коллекции уже более 300 книг. Больше чем уверен, что многие хорошо известные всем сказки „подчистили“ для детей, а заодно убрали из них смысл. Взять хотя бы известную сказку „Курочка Ряба“. Ее все знают, но мне попался вариант этой сказки, написанный Владимиром Далем. Я ее читал и не понимал — она совсем другая! Сейчас в моей коллекции 22 варианта „Курочки Рябы“, опубликованные в разных изданиях».

По словам Александра, к той сказке «Курочка Ряба», которую все знают, возникают вопросы, на которые нет ответов:

1. Почему яичко золотое?

2. Почему дед и баба сами пытаются разбить яичко, у них не получается, и начинают плакать, когда яичко разбивается из-за пробежавшей мимо мышки? Это же не логично.

3. Почему курица говорит человеческим голосом?

«Зато во всех остальных интерпретациях сказки яичко не золотое, его никто не бьет, и курица не разговаривает человеческим голосом, — отмечает сказкотерапевт. — Все варианты сказки можно разделить на две части: дохристианские и христианские, где в сказках появляется поп, попадья и так далее. Зайдите в любую библиотеку, возьмите сказки Афанасьева. Находите у него сказку «Курочка Ряба». У него яичко не золотое, а простое. А то, что знают все, это авторский вариант сказки Константина Ушинского.

Дохристианский вариант «Курочки Рябы» другой, и яичко в ней дед с бабой не били, положили в кут (красный угол). Его также разбивает мышь. А это существо, как известно, живет в трех мирах: под землей, на земле и в небе (летучие мыши). «Яичко разбилось. Дед плачет, баба возрыдает. Огонь в печи сам зажегся, двери открываются, коровы, овцы заверещали, вода из колодца ушла, рыба в реке кверху брюхом перевернулась, соседний лес листву сбросил, птицы замертво падают, гром и молнии сверкают. Миряне услыхали, какое горе случилось, начали драться меж собой, половину перебили…». Сказку записал Алексей Толстой. Однозначно, что этот вариант сказки более древний.

Тюменский сказкотерапевт: Все древние сказки - для взрослых

Почему начинаются катаклизмы? В сказках различных народов — в Скандинавии, Месопотамии (территория современного Ирака) и даже у наших северных народностей говорится о том, что жизнь зарождается от яйца, а не от курицы. Если яйцо разбивается изнутри, начинается жизнь, а если снаружи — происходят катаклизмы. Совершенно очевидно, что изначально эта сказка предназначалась не для детей, а ее современный вариант превратился в какую-то бессмыслицу, предназначенную лишь для того, чтобы малыш поскорее уснул".

Почему мать превратилась в птицу

Глубокий смысл можно увидеть в сказках народов тюменского Севера, возможно, потому что они дошли до нас без сильных искажений. Поражает сказка «Кукушка».

«Жила-была мать, у нее было несколько детей, — пересказывает сказку Александр. — Они ее не слушались, играли на снегу с утра до вечера. Снег в дом натащат, а мать убирает. Потом мать заболела от тяжелой работы, потому что ей никто не помогал. Мать слегла, просит у детей принести ей воды попить, а те даже не думают идти. Потом старшему захотелось есть, он заглянул в чум и увидел, как мать превращается в птицу. Мать превратилась в кукушку и улетела. Дети уже было спохватились, решили воды принести, а уже поздно — Кукушка улетела. Дети ходили беспомощные по тундре, ноги до крови изранили, поэтому в тундре красный мох растет. Я спрашиваю, кто плохой: мать или дети? Как правило, многие начинают обвинять мать, ведь она покинула детей, не понимая, что, превратившись в птицу, женщина умерла. Птица — это образ.

Но с другой стороны возьмем современную жизнь с ее гиперопекой детей — ой, не надо, я за тебя все сделаю, а то разобьешь, испортишь… А разве не так? Большинство домашних уроков делают за детей родители. Поэтому суть сказки не только в том, что что дети должны помогать родителям, но и в том чтобы сами родители давали возможность своим детям развиваться, не ограничивая их гиперзаботой.

Другой перекос — в отсутствии общения в семье, оно сводится к минимуму, все сидят в компьютерах. Родители ограничиваются дежурными вопросами про оценки в школе и прочее. Но ведь и ребенок тоже должен интересоваться, как у родителей дела, предлагать помощь, интересоваться у родителей историей семьи, кто были их бабушки и дедушки. Если же в семье ни у кого друг к другу нет интереса, это не семья, а сожители. Конечно же, все должно идти от родителей. Как учителя пробуждают интерес к знаниям, так и родителям надо пробуждать интерес к своей семье, к истории, творчеству.

Кто помог вытащить репку

Мы ушли от династий, не понимаем смысл — то что на роду написано. Если отец искусный кузнец и дед кузнецом был, то и ребенок, когда вырастет, должен работать с металлом. Эту профессию он освоит намного быстрее. Все знания передаются в сказках. Каждая сказка — это урок. И в каждой сказке насчитывается до 16 слоев смысла.

Тюменский сказкотерапевт: Все древние сказки - для взрослых

Возьмем сказку «Репка». Первый слой самый простой — вместе сможем справиться с любой задачей. Второй слой намного глубже. Его можно понять, посмотрев на иллюстрацию к литографии Афанасьева. Подсказки есть и в тексте: «Позвали они пять ног, — пять за четыре, четыре за три, три за две, две за одну и все вместе вытянули репку». Что это за ноги на рисунке? И нарисованы они почему-то только до колена. Начинаешь задумываться. Оказывается, это наши по-колени-я. Они не живые, но они тоже присутствуют в нашей жизни и помогают нам. Пять поколений следят за каждым из нас. Разве эта сказка для детей?"

Как изменили «Красную шапочку»

Еще один пример — всем известная сказка «Колобок». Вроде в ней никакого смысла. Но самом деле смысл есть, просто его сейчас не замечают.

«Дед ведь не просто попросил бабку испечь ему колобок, — напомнил Александр. — Он повелел, зная, что муки-то в доме уже нет. „Поскреби, по амбарам помети“. Но ведь бабка знает, что если ничего нет, наскрести можно только… мусор. Как бы отреагировала современная женщина? Скорее всего, устроила бы скандал. А героиня сказки поступила мудро — испекла колобок из мусора. Ты же просил, вот и получи. Разве это детская история? Эта сказка показывает отношения между взрослыми людьми. А в старину детям до 5 лет читали не сказки, а песенки, прибаутки, потешки, побасенки».

Александр Миронов уверен, что народные сказки могли намеренно искажать ради достижения различных целей.

«У меня есть документ об изменении сказки „Красная шапочка“, подписанный Луначарским в 1928 году, для борьбы с алкоголизацией населения. В изначальном варианте Красная Шапочка несла Бабушке красное вино и хлеб. Дело в том, что для христиан и католиков красное вино и хлеб — это причастие. Их заменили на масло и пирожки. Кстати, по поводу этой сказки тоже много вопросов и логических нестыковок».

А вот 300-400 лет назад алкоголь, по словам собирателя сказок, наоборот, внедрялся в умы людей, в том числе через сказки, в которых можно увидеть, как главный герой пьет вино. В древних же сказках нет никаких историй, связанных с алкоголем, просто потому что люди вели трезвый образ жизни.

Тюменский сказкотерапевт: Все древние сказки - для взрослых

«Многие уже забыли, что в XVII веке на территории нынешних Воронежской и Орловской областей народ поднимал бунты против алкоголя, — напоминает Александр Миронов. — Люди бунтовали так, что приходилось вводить войска. Сейчас нам пытаются насаждать мифы о том, что на Руси пили всегда».

Баба Яга против

Еще одно распространенное заблуждение, по словам сказкотерапевта, это отношение к такому персонажу русских народных сказок, как Баба Яга. Многие считают ее злой колдуньей, однако никаких доказательств того, что Баба Яга является негативным персонажем, что от нее одни беды, нет.

«Ни в одной сказке не говорится, что Баба Яга плохая. Кто это придумал? — возмущается Александр. — Совершенно очевидно, что это надумано. Ярким примером незаметного искажения истины является всем известная картина русского художника Ильи Репина, на которой Иван Грозный „убивает своего сына“. Правильное название картины: „Иван Грозный и его сын Иван“. Мы сами себе что-то придумываем, уходим от истины. Скажите мне, Баба Яга хоть кого-нибудь съела? А ее все называют злой и даже кровожадной, пугая детей. Сказку „Гуси-лебеди“ понимают неправильно. Вот, мол, какая плохая Баба Яга — ребенка похитила. Почему же тогда он не взаперти у нее сидел, а играл, да еще молодильными яблоками. События в сказке стали уроком для старшей сестры — нужно внимательнее смотреть за младшим братцем. Попутно объясняются и правила этикета, уважения к людям».

«Когда живешь в постоянном страхе, он тебя убивает»

Еще одна тема, которая нередко встречается в сказках, — это тема смерти.

«Любой страх нужно убирать, с точки зрения психологии страха не должно быть, — отмечает Александр Миронов. — Есть страх, как защитная функция, когда ты переходишь дорогу и смотришь по сторонам, а когда ты живешь в постоянном страхе, он тебя убивает».

По словам Александра Миронова, нынешние психологи для сказкотерапии используют современные сказки, которые написаны самими психологами по тем или иным психологическим проблемам у ребенка, и эти сказки слишком упрощены, примитивны, и им не всегда верят дети. Народные же сказки для сказкотерапии, к сожалению, используются крайне редко.

«Я считаю, что использовать народные сказки эффективнее, — уверен эксперт. — Поскольку они создавались столетия если не тысячелетия назад. Некоторые историки подтверждают, что самым древним народным сказкам более 100 тысяч лет. С помощью народных сказок мы можем решить любую проблему, найти ответы на все вопросы. На самом деле проблем не так уж и много. Все они в сказках уже отражены, нужно лишь прочитать, понять и применить. В сказках даже говорится, что нужно делать в той или иной ситуации. Затрагивается тема здорового питания и здорового образа жизни. В той же сказке «Конек-Горбунок» герой по очереди ныряет в холодную, горячую воду (закаливание и горячие источники), а потом в котел с молоком. Клеопатра ведь тоже использовала молоко для омоложения, значит, что-то в этом есть. Хотя сейчас нам пытаются внушить, что лактоза вредна для здоровья, картофель вреден и так далее.

Небольшое лирическое отступление: знаете, как в церковно-приходской школе учили грамоте? Вот церковная азбука за 1810 год. По этой азбуке дети начинали читать по слогам через четыре страницы. Все просто! Вот и все обучение! Оказывается, не нужно ничего усложнять. Нужно лишь больше практики, больше читать книг. Детей в школе учат грамоте, в то же время не учат общаться с людьми, разбираться в законах, заниматься бизнесом. Очень многое нам еще предстоит переосмыслить".

Фото: из архива Александра Миронова

(0)
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.
Новости по теме
Криповый хорни? Где пруф, душнила? Краткий экскурс в молодежный лексикон
Криповый хорни? Где пруф, душнила? Краткий экскурс в молодежный лексикон
Краткая методичка по языку зумеров. Учимся говорить в тему слово «краш» и оперировать мемными фразами.
В экопарке "Турист" строят первые в Тюменской области дома на воде
В экопарке "Турист" строят первые в Тюменской области дома на воде
Новая база отдыха расположена на берегу озера Сингуль.
«Сов и косулю мы выпустили, а медведица до сих пор с нами». Как в Тюмени живут дикие звери
«Сов и косулю мы выпустили, а медведица до сих пор с нами». Как в Тюмени живут дикие звери
Зоопитомник в Патрушева помогает больным зверям и тем, кто не выживет в природе.
Тюменский кардиолог предлагает оснастить крупные ТРЦ и организации чудо-чемоданчиками
Тюменский кардиолог предлагает оснастить крупные ТРЦ и организации чудо-чемоданчиками
В интервью «Вслух.ру» специалист объяснил, как уменьшить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.
ВИЧ-инфекцией в Тюменской области чаще заражаются люди от 30 до 45 лет
ВИЧ-инфекцией в Тюменской области чаще заражаются люди от 30 до 45 лет
Охват населения тестированием составляет более 30 процентов.
Последние новости
Следователи выясняют причины схода с рельсов вагонов вблизи станции Войновка
Следователи выясняют причины схода с рельсов вагонов вблизи станции Войновка
Стоимость поврежденного имущества и объектов РЖД составила более 1 миллиона рублей.
В Тюменской области вырос спрос на сварщиков
В Тюменской области вырос спрос на сварщиков
На одну вакансию для такого специалиста приходится всего 1,2 резюме.
Чем Тюменская область может помочь Краснодонскому району ЛНР
Чем Тюменская область может помочь Краснодонскому району ЛНР
Об этом поговорили в программе «Вечерний хэштег» на канале «Тюменское время».
Тюменским предпринимателям рассказали о льготных антикризисных программах
Тюменским предпринимателям рассказали о льготных антикризисных программах
Действенным механизмом помощи бизнесу является гарантий фонд.
В Тюменской области мужчина резал закуску, а попал ножом в горло собутыльнику
В Тюменской области мужчина резал закуску, а попал ножом в горло собутыльнику
Подсудимый приложил значительное усилие при ударе ножом, чем поставил под сомнение свою невиновность.