Он уверен, что с помощью народных сказаний можно решить любую проблему, найти ответы на все вопросы.
Тюменский собиратель сказок, психолог, сказкотерапевт Александр Миронов уверен, что в старинных сказках заложена вся народная мудрость, и эти сказки являются ключом к решению всех взрослых и детских проблем. Просто нужно искать исходные варианты и читать их вдумчиво. А когда поймете, будет намного проще заниматься воспитанием своих детей.
Изучением сказок Александр Миронов занялся более 10 лет назад. В свое время учился на режиссера, получил высшее образование, работал во всех тюменских театрах: в театре драмы, театре кукол, в «Ангажементе».
Увлекся славянской культурой. Параллельно с изучением сказок получил второе образование — по психологии и сказкотерапии. Ведет тематические тренинги. Плюс ко всему за спиной 20-летний опыт проведения различных мероприятий с участием большого количества людей — от юбилеев до спартакиад. Александру 45 лет. 15 из них он не курит и принципиально не употребляет спиртных напитков.
Современная версия «Курочки Рябы» потеряла смысл
«Все началось с интереса к славянской культуре, потом увлекся сказками, я начал собирать старинные издания, в том числе всем известных сказок, — говорит Александр. — Сейчас в моей коллекции уже более 300 книг. Больше чем уверен, что многие хорошо известные всем сказки „подчистили“ для детей, а заодно убрали из них смысл. Взять хотя бы известную сказку „Курочка Ряба“. Ее все знают, но мне попался вариант этой сказки, написанный Владимиром Далем. Я ее читал и не понимал — она совсем другая! Сейчас в моей коллекции 22 варианта „Курочки Рябы“, опубликованные в разных изданиях».
По словам Александра, к той сказке «Курочка Ряба», которую все знают, возникают вопросы, на которые нет ответов:
1. Почему яичко золотое?
2. Почему дед и баба сами пытаются разбить яичко, у них не получается, и начинают плакать, когда яичко разбивается из-за пробежавшей мимо мышки? Это же не логично.
3. Почему курица говорит человеческим голосом?
«Зато во всех остальных интерпретациях сказки яичко не золотое, его никто не бьет, и курица не разговаривает человеческим голосом, — отмечает сказкотерапевт. — Все варианты сказки можно разделить на две части: дохристианские и христианские, где в сказках появляется поп, попадья и так далее. Зайдите в любую библиотеку, возьмите сказки Афанасьева. Находите у него сказку «Курочка Ряба». У него яичко не золотое, а простое. А то, что знают все, это авторский вариант сказки Константина Ушинского.
Дохристианский вариант «Курочки Рябы» другой, и яичко в ней дед с бабой не били, положили в кут (красный угол). Его также разбивает мышь. А это существо, как известно, живет в трех мирах: под землей, на земле и в небе (летучие мыши). «Яичко разбилось. Дед плачет, баба возрыдает. Огонь в печи сам зажегся, двери открываются, коровы, овцы заверещали, вода из колодца ушла, рыба в реке кверху брюхом перевернулась, соседний лес листву сбросил, птицы замертво падают, гром и молнии сверкают. Миряне услыхали, какое горе случилось, начали драться меж собой, половину перебили…». Сказку записал Алексей Толстой. Однозначно, что этот вариант сказки более древний.
Почему начинаются катаклизмы? В сказках различных народов — в Скандинавии, Месопотамии (территория современного Ирака) и даже у наших северных народностей говорится о том, что жизнь зарождается от яйца, а не от курицы. Если яйцо разбивается изнутри, начинается жизнь, а если снаружи — происходят катаклизмы. Совершенно очевидно, что изначально эта сказка предназначалась не для детей, а ее современный вариант превратился в какую-то бессмыслицу, предназначенную лишь для того, чтобы малыш поскорее уснул".
Почему мать превратилась в птицу
Глубокий смысл можно увидеть в сказках народов тюменского Севера, возможно, потому что они дошли до нас без сильных искажений. Поражает сказка «Кукушка».
«Жила-была мать, у нее было несколько детей, — пересказывает сказку Александр. — Они ее не слушались, играли на снегу с утра до вечера. Снег в дом натащат, а мать убирает. Потом мать заболела от тяжелой работы, потому что ей никто не помогал. Мать слегла, просит у детей принести ей воды попить, а те даже не думают идти. Потом старшему захотелось есть, он заглянул в чум и увидел, как мать превращается в птицу. Мать превратилась в кукушку и улетела. Дети уже было спохватились, решили воды принести, а уже поздно — Кукушка улетела. Дети ходили беспомощные по тундре, ноги до крови изранили, поэтому в тундре красный мох растет. Я спрашиваю, кто плохой: мать или дети? Как правило, многие начинают обвинять мать, ведь она покинула детей, не понимая, что, превратившись в птицу, женщина умерла. Птица — это образ.
Но с другой стороны возьмем современную жизнь с ее гиперопекой детей — ой, не надо, я за тебя все сделаю, а то разобьешь, испортишь… А разве не так? Большинство домашних уроков делают за детей родители. Поэтому суть сказки не только в том, что что дети должны помогать родителям, но и в том чтобы сами родители давали возможность своим детям развиваться, не ограничивая их гиперзаботой.
Другой перекос — в отсутствии общения в семье, оно сводится к минимуму, все сидят в компьютерах. Родители ограничиваются дежурными вопросами про оценки в школе и прочее. Но ведь и ребенок тоже должен интересоваться, как у родителей дела, предлагать помощь, интересоваться у родителей историей семьи, кто были их бабушки и дедушки. Если же в семье ни у кого друг к другу нет интереса, это не семья, а сожители. Конечно же, все должно идти от родителей. Как учителя пробуждают интерес к знаниям, так и родителям надо пробуждать интерес к своей семье, к истории, творчеству.
Кто помог вытащить репку
Мы ушли от династий, не понимаем смысл — то что на роду написано. Если отец искусный кузнец и дед кузнецом был, то и ребенок, когда вырастет, должен работать с металлом. Эту профессию он освоит намного быстрее. Все знания передаются в сказках. Каждая сказка — это урок. И в каждой сказке насчитывается до 16 слоев смысла.
Возьмем сказку «Репка». Первый слой самый простой — вместе сможем справиться с любой задачей. Второй слой намного глубже. Его можно понять, посмотрев на иллюстрацию к литографии Афанасьева. Подсказки есть и в тексте: «Позвали они пять ног, — пять за четыре, четыре за три, три за две, две за одну и все вместе вытянули репку». Что это за ноги на рисунке? И нарисованы они почему-то только до колена. Начинаешь задумываться. Оказывается, это наши по-колени-я. Они не живые, но они тоже присутствуют в нашей жизни и помогают нам. Пять поколений следят за каждым из нас. Разве эта сказка для детей?"
Как изменили «Красную шапочку»
Еще один пример — всем известная сказка «Колобок». Вроде в ней никакого смысла. Но самом деле смысл есть, просто его сейчас не замечают.
«Дед ведь не просто попросил бабку испечь ему колобок, — напомнил Александр. — Он повелел, зная, что муки-то в доме уже нет. „Поскреби, по амбарам помети“. Но ведь бабка знает, что если ничего нет, наскрести можно только… мусор. Как бы отреагировала современная женщина? Скорее всего, устроила бы скандал. А героиня сказки поступила мудро — испекла колобок из мусора. Ты же просил, вот и получи. Разве это детская история? Эта сказка показывает отношения между взрослыми людьми. А в старину детям до 5 лет читали не сказки, а песенки, прибаутки, потешки, побасенки».
Александр Миронов уверен, что народные сказки могли намеренно искажать ради достижения различных целей.
«У меня есть документ об изменении сказки „Красная шапочка“, подписанный Луначарским в 1928 году, для борьбы с алкоголизацией населения. В изначальном варианте Красная Шапочка несла Бабушке красное вино и хлеб. Дело в том, что для христиан и католиков красное вино и хлеб — это причастие. Их заменили на масло и пирожки. Кстати, по поводу этой сказки тоже много вопросов и логических нестыковок».
А вот 300-400 лет назад алкоголь, по словам собирателя сказок, наоборот, внедрялся в умы людей, в том числе через сказки, в которых можно увидеть, как главный герой пьет вино. В древних же сказках нет никаких историй, связанных с алкоголем, просто потому что люди вели трезвый образ жизни.
«Многие уже забыли, что в XVII веке на территории нынешних Воронежской и Орловской областей народ поднимал бунты против алкоголя, — напоминает Александр Миронов. — Люди бунтовали так, что приходилось вводить войска. Сейчас нам пытаются насаждать мифы о том, что на Руси пили всегда».
Баба Яга против
Еще одно распространенное заблуждение, по словам сказкотерапевта, это отношение к такому персонажу русских народных сказок, как Баба Яга. Многие считают ее злой колдуньей, однако никаких доказательств того, что Баба Яга является негативным персонажем, что от нее одни беды, нет.
«Ни в одной сказке не говорится, что Баба Яга плохая. Кто это придумал? — возмущается Александр. — Совершенно очевидно, что это надумано. Ярким примером незаметного искажения истины является всем известная картина русского художника Ильи Репина, на которой Иван Грозный „убивает своего сына“. Правильное название картины: „Иван Грозный и его сын Иван“. Мы сами себе что-то придумываем, уходим от истины. Скажите мне, Баба Яга хоть кого-нибудь съела? А ее все называют злой и даже кровожадной, пугая детей. Сказку „Гуси-лебеди“ понимают неправильно. Вот, мол, какая плохая Баба Яга — ребенка похитила. Почему же тогда он не взаперти у нее сидел, а играл, да еще молодильными яблоками. События в сказке стали уроком для старшей сестры — нужно внимательнее смотреть за младшим братцем. Попутно объясняются и правила этикета, уважения к людям».
«Когда живешь в постоянном страхе, он тебя убивает»
Еще одна тема, которая нередко встречается в сказках, — это тема смерти.
«Любой страх нужно убирать, с точки зрения психологии страха не должно быть, — отмечает Александр Миронов. — Есть страх, как защитная функция, когда ты переходишь дорогу и смотришь по сторонам, а когда ты живешь в постоянном страхе, он тебя убивает».
По словам Александра Миронова, нынешние психологи для сказкотерапии используют современные сказки, которые написаны самими психологами по тем или иным психологическим проблемам у ребенка, и эти сказки слишком упрощены, примитивны, и им не всегда верят дети. Народные же сказки для сказкотерапии, к сожалению, используются крайне редко.
«Я считаю, что использовать народные сказки эффективнее, — уверен эксперт. — Поскольку они создавались столетия если не тысячелетия назад. Некоторые историки подтверждают, что самым древним народным сказкам более 100 тысяч лет. С помощью народных сказок мы можем решить любую проблему, найти ответы на все вопросы. На самом деле проблем не так уж и много. Все они в сказках уже отражены, нужно лишь прочитать, понять и применить. В сказках даже говорится, что нужно делать в той или иной ситуации. Затрагивается тема здорового питания и здорового образа жизни. В той же сказке «Конек-Горбунок» герой по очереди ныряет в холодную, горячую воду (закаливание и горячие источники), а потом в котел с молоком. Клеопатра ведь тоже использовала молоко для омоложения, значит, что-то в этом есть. Хотя сейчас нам пытаются внушить, что лактоза вредна для здоровья, картофель вреден и так далее.
Небольшое лирическое отступление: знаете, как в церковно-приходской школе учили грамоте? Вот церковная азбука за 1810 год. По этой азбуке дети начинали читать по слогам через четыре страницы. Все просто! Вот и все обучение! Оказывается, не нужно ничего усложнять. Нужно лишь больше практики, больше читать книг. Детей в школе учат грамоте, в то же время не учат общаться с людьми, разбираться в законах, заниматься бизнесом. Очень многое нам еще предстоит переосмыслить".
Фото: из архива Александра Миронова