О реформе местного самоуправления, романтизме и депутатах, работающих за «спасибо», наполняемости местных бюджетов и борьбе с Минфином.
_О реформе местного самоуправления, романтизме и депутатах, работающих за «спасибо» и уважительное отношение, наполняемости местных бюджетов и борьбе с Минфином в эксклюзивном интервью «Вслух.ру» рассказал председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук._
— Степан Михайлович, в мае Госдума приняла во втором и третьем чтении поправки в закон о местном самоуправлении. Расскажите, что изменилось?
— Закон очень простой, по сути мы возвращаемся к той системе местного самоуправления, которая существовала ранее. В целях устранения правовых пробелов в устройстве местного самоуправления мы ввели в рамках двухуровневой системы два новых типа муниципальных образований — городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.
Конечно, молодое поколение не помнит, как раньше работала система, поэтому 136 федеральный закон кажется им чем-то новым. Но это не так, мы возвращаем в крупные города районные советы, правда сейчас они будут называться внутригородские муниципальные образования. Плюс, в закон мы внесли десяток деталей, чтобы эту формулу внедрить и оформить систему.
— Этот тот случай, когда новое — хорошо забытое старое?
— Конечно. Ничего придумывать нет смысла, надо просто работать и понимать местное самоуправление. Я, кстати, не уверен, что у нас в стране чиновники понимают природу местного самоуправления. Тех, кто понимает, можно по пальцам пересчитать.
Все же путают управление с местным самоуправлением. А если по простому объяснить, то местное самоуправление — это когда люди что-то решили сделать, а государство, если это не противоречит его интересам, содействует в решении этого вопроса. У нас же ситуация такая: до сих пор есть те, кто думает, что в Москве что-то скажут, в области что-то повторят, а в деревне Гугучиха побегут исполнять. Все это должно происходить без указки сверху и с одобрения жителей. 136 закон расширяет возможности для более эффективного использования ресурса жителей в решении местных вопросов, позволит чаще обращаться к депутатам.
— А сейчас этой возможности нет?
— Сегодня на 650 тыс. жителей Тюмени всего 36 городских парламентариев. Столько же в Екатеринбурге на 1,3 млн человек, в Новосибирске — 1,5 млн горожан. Какое тут может быть взаимодействие и доступность власти.
— А, может, дело в обычной активности избирателей, которая на низком уровне. Думаете, если появится еще 100 парламентариев в городе, граждане скажут «спасибо»?
— Уверен, что так будет. Из ста новых депутатов будут и те, кто по праву является народным и понимает, что уважение населения — важная составляющая работы. Сегодня для многих народных избранников депутатство стало работой — заработная плата, кабинеты, приемные, машина. А вообще-то, хотелось бы дожить до того времени, когда депутату будет очень хорошо от того, что он просто оказывает помощь другому. Этот романтизм присутствовал у нас в начале 1990-х годов.
Я помню, как депутаты А. и К. предлагали воздушное пространство над Калининским округом объявить собственностью района и взимать плату за пролет самолетов и вертолетов на Плеханово. Конечно, это было нереально выполнить, но это было волеизъявление народа в чистом виде. А один из наших товарищей-депутатов предлагал ввести свои деньги в округе, когда сложности были с «живыми» рублями. Была депутат, которая, избираясь, пообещала населению, что вдоль железной дороги напротив Маяка построят гаражи. Когда разобралась в ситуации и поняла, что обещание невыполнимо, просто плакала. Но, конечно, это были сильные люди, способные увлечь за собой жителей.
— Вы рассчитываете, что романтика вернется с реформой местного самоуправления?
— Я рассчитываю, что появятся депутаты, которые искренне будут выполнять просьбы жителей за «спасибо», за уважительное отношение.
— Но за двадцать лет столько воды утекло. Чиновники за это время дискредитировали свой институт.
— Надо об этом говорить, примером доказывать. Через какое-то время население поверит, что депутат — это помощник и защитник. Кстати, в этом деле мы очень недооцениваем население.
— Как закон будет работать в Тюменской области?
— Областные депутаты должны привести в соответствие региональное законодательство, и они над этим работают. Я знаю принято решение, что в крупных городах области (Тюмень, Тобольск, Ишим) не будет деления на внутригородские районы, останется прежняя схема управления. А вот в муниципальных образованиях произойдут некоторые изменения: примерно 2/3 районов будут выбирать главу прямым волеизъявлением, остальные — через депутатов. Во всех поселениях будут проходить только прямые выборы. Это предварительное решение, конечно, все может измениться.
Раньше Москва хотела законом отрегулировать, каким должно быть поселение, районный центр, муниципалитет и так далее. Сейчас это право передается субъектам Федерации. Губернатор и законодательное собрание могут сделать не только однообразную схему управления, но и разнообразную с учетом специфики района, развития экономики.
Закон требует одного — согласия жителей. Например, глава муниципалитета хочет разделить территорию на районы, а гражданин Иванов не хочет. Здесь важно будет выходить к населению и доказывать, что это решение приведет только к положительным изменениям. В Екатеринбурге, например, мнение разделилось: администрация города желает оставить все по прежнему, а областная исполнительная власть и депутаты обсуждают, как поделить столицу Урала. В этих спорах главное — услышать мнение населения, а если этого не будет, тогда грош цена нашему закону и стараниям.
Важно ведь еще и учиться местному самоуправлению и жителям, и государственным деятелям, и ныне действующим депутатам, и новому поколению, которое стремится прийти во власть. Кстати, если говорить об обучении чиновников-управленцев, то здесь много претензий к высшим учебным заведениям страны. Чему они учат глав муниципальных образований? Только юридическим аспектам, а где психология управления или курсы стрессоустойчивости? После обучения, он приходит на работу и даже не знает как планерку провести.
— Я вас правильно поняла, нам ждать перемен в управлении областного центра не стоит?
— Тюмень не тот город, где требуются такие перемены. Мы живем в компактном по площади областном центре. И даже железная дорога и река особенно город не делят, потому что мы живем за рекой, а работаем в центре. Интересно, но я был председателем районного совета, а потом городского совета в Тюмени. И вот сижу я тут перед вами, рассказываю о местном самоуправлении, а сам, будучи главой Тюмени, ликвидировал районы в городе.
Сегодня надо понимать, что наше общество движется к большей открытости. Желаем мы этого или нет. Если раньше можно было в Тюмени построить дом в тихушку за каким-то забором, то сегодня бесполезно. Недаром президент России говорит об укреплении общественного контроля, большей открытости чиновников.
— Одна из главных проблем исполнения полномочий на местном уровне — финансовая недостаточность. Откуда деньги возьмутся теперь?
— Ситуация с финансированием очень плохая. Авторам законопроекта не удалось выиграть эту битву с Министерством финансов и правительством страны. Но мы ее и не проиграли. В самое ближайшее время, по указу президента, Минфин, Минрегионразвития, Минэконоразвития должны внести правительству России предложения, как наполнить местные бюджеты.
В осеннюю сессию мы примем пакет законов, которые позволят увеличить финансирование местного самоуправления в стране на 170−200 млрд рублей. В целом ситуация будет меняться в пользу местного самоуправления и регионов. Наконец-то принято решение о том, что будут рассматриваться новые концепции Бюджетного и Налогового кодексов с учетом региональной составляющей. Уверен, что перераспределение ресурсов, в том числе финансовых, должно быть в пользу регионов и муниципалитетов.
— У нас есть шансы получить какую-то финансовую поддержку в этом вопросе от Федерации, учитывая, что мы не бедный регион по российским меркам?
— Будем бороться за это. Но у нас задача минимум — защитить то, что есть сейчас.
— Каким должно быть земство XXI века?
— Прежде всего — это активность жителей в сочетании с пониманием власти. Некое единство. В День города общался с главой администрации Тюмени Александром Моором, и он просил совета, что делать с круглой баней. Поверьте, в 1990 году Киричук никого бы не спрашивал, а принял решение самостоятельно. Ситуация изменилась в лучшую сторону, власть не желает принимает решения, если она не уверена, что население отнесется к этому более или менее благосклонно. Это хороший симптом.