Dipol FM | 105,6 fm

Мисхат Фахрутдинов: А перед отъездом обязательно схожу на игру «Рубина»

.

_Мисхат Фахрутдинов тренировал тюменский ХК «Рубин» с 2009 по 2015 годы. За это время он успел привести команду к победе в Высшей хоккейной лиге в сезоне 2010−2011 годов и стал лучшим тренером ВХЛ в том же сезоне. Экс-тренер ХК «Рубин» рассказал о перспективах тюменского хоккея, необходимости закона о профессиональном спорте и лучшем городе Земли._

— Мисхат Кашафутдинович, в Тюмени вы прожили шесть лет. Какие впечатления оставил у вас город?

— В силу профессии я видел много больших и малых городов. Если оценивать увиденные мною города численностью до 1 млн человек (а тренеру довелось пожить и в небольших европейских городах Германии и Швеции — Прим. авт.), то Тюмень в этом рейтинге займет лидирующее положение. Это действительно лучший город. Из миллионииков мне нравятся Москва, Питер, Новосибирск. У мегаполисов тоже есть своя прелесть. Но Тюмень хороша благодаря компактности.

— А что являлось критерием оценки?

— Первым делом, когда приезжаешь куда-либо, обращаешь внимание на дороги и транспортные развязки. Я автомобилист с большим стажем и ценю хорошие дороги. Вторым пунктом в оценке выступает архитектура: как строятся новые дома, насколько они украшают собой город. Это тоже важно. Когда ты живешь в опрятном, красивом доме, с хорошей планировкой, то и удовольствия от жизни в этом городе больше.

— За эти годы появился ли уголок города, который вам особенно близок?

— Я так и не успел изучить всю Тюмень, времени между тренировками для прогулок по городу оставалось мало. Но все же полюбил центр города, площадь 400-летия Тюмени и драмтеатр, который мы с семьей старались регулярно посещать. На моих глазах строилась набережная. И, переезжая из Тюмени, мы с удовольствием будем вспоминать прогулки вдоль Туры. Ну и, пожалуй, городской сад с пешеходной дорожкой к ЦУМу. Было очень приятно бывать в этих местах.

— Вам удобно было готовить команду в Тюмени?

— Мое пожелание: пора уже построить новый Ледовый дворец. Поймите правильно, в Тюмени все красиво: исторический центр, новостройки, есть отличный футбольный стадион и борцовские залы, новый легкоатлетический манеж, зал для мини-футбола. А Ледовый дворец уже морально устарел. Не обязательно превращать его в мегастадион, но обновленный, современный Ледовый дворец Тюмени нужен.

— По вашему мнению, в каком возрасте можно понять, станет любитель спорта настоящим хоккеистом или нет??

— Родители смотрят на своих детей и верят, что их ребенок самый лучший. С одной стороны, это, конечно, здорово. А с другой — как тренер могу сказать, что не раньше 15−16 лет становится понятно, будет от него толк в хоккее или нет. Да, у нас есть ранняя профориентация в спорте. Но реальный реальный потенциал хоккеиста раскрывается после 15 лет.

— Чтобы найти одаренных атлетов, десятки тысяч детей должны начать заниматься спортом. Много ли в России желающих заниматься хоккеем?

— В качестве примера могу привести такие цифры. Профессиональных хоккеистов в Канаде около 800 тысяч при населении страны в 34 млн человек. В России профессионально зарабатывают хоккеем около 170 тыс. спортсменов при численности населения 140 млн жителей. Есть разница?

— Ощутимая.

— Получается, каждый сороковой житель Канады — профессиональный хоккеист. И это с учетом женщин, детей, пенсионеров.

— Тогда понятно, почему они так сильно играют.

— Для успешного спорта прежде всего важна его массовость. Чем больше детей занимаются хоккеем, тем выше шанс вырастить среди них второго Овечкина или Малкина. Кстати, мы играем неплохо. И то, что мы по хоккею вторые-третьи в мире, это нормально. Но эти победы — отголоски славного советского прошлого, старой советской школы.

— Появилась ли взамен нее новая, российская школа?

— К сожалению, вместо нас советскую хоккейную школу модернизировали канадцы и отчасти европейцы, те же финны. Последние поступили мудро, пригласив к себе в момент распада Советского Союза лучших хоккейных тренеров того времен — Владимира Юрзинова, Анатолия Богданова, Бориса Майорова. Они первыми поехали в Финляндию, где тот же Юрзинов выстроил школу ТПС (HC TPS Turku Oy) — хоккейной молодёжной команды из г. Турку, которая несколько лет подряд под его руководством становилась чемпионами страны. Фактически советская школа подготовки хоккеистов была скопирована и внедрена в подготовку финских спортсменов.

А канадцы просто открыли свои границы, запустили советских хоккеистов — почти 150 спортсменов, открыли дорогу для сильных чешских спортсменов. Все это переработали и получили новый хоккей. Сейчас канадский хоккей развивается по-новому: это симбиоз жесткого силового прессинга и отличной техники владения шайбой. В общем, они все двинулись вперед, а мы остались на месте.

— А наверстать упущенное еще можно?

— Если скоро конец света, то не успеем.

— А если быть чуть оптимистичнее и верить, что еще будем жить?

— Конечно, будем развиваться. Просто это нужно делать, а не разговаривать об этом. Я сам восемь лет играл в Швеции. И знаю, как там готовят спортсменов. Там даже детей воспитывают по-другому.

— Какие перспективы вы видите у тюменского хоккея?

— Вообще хоккей, не только тюменский, должен развиваться. А вы видите, как повлияла экономическая ситуация. Не хотелось бы углубляться в финансовые вопросы, но я понимаю одно: хоккей нельзя отдавать в частные руки, нужна государственная программа его развития. Хоккей — игровой вид спорта, и та же экипировка спортсмена стоит совсем недешево. Тем более вся форма отшивается за границей. Профессиональная клюшка до экономического кризиса стоила 10−13 тыс. рублей, а профессиональному хоккеисту на год надо 20 таких клюшек. Начинающие хоккеисты, дети, которые только встали на коньки, тоже не хотят играть деревянными.

— Для родителей решение отдать сына в хоккей дается непросто. В первую очередь по финансам.

— Плюс к этому маленький ребенок сам ничего не зарабатывает. И не факт, что когда-то отработает то, что родители вложили в его обмундирование. А если добавить к этому поездки, питание и прочие денежные сборы, получается очень серьезная сумма. Поэтому я говорю, что хоккей, как вид спорта, должен быть под крылом государства. Чтобы хотя бы форма выдавалась. Лично мне родители форму не покупали… Понимаете, хоккей — один из тех видов спорта, который формирует лицо нашей страны. Поэтому он все равно будет развиваться. У нас люди с большим нетерпением ждут олимпиаду и чемпионаты мира, с удовольствием смотрят матчи Континентальной хоккейной лиги, чтобы поболеть за свои команды.

— Как вы относитесь к мнению, что хоккеисты слишком много зарабатывают?

— Вопрос с зарплатами надо просто урегулировать. Когда у нас возрастет конкуренция среди хоккеистов за каждое рабочее место, зарплаты нормализуются и чрезмерные завышения уйдут. Но есть такое хорошее выражение: кто на что учился, тот столько и зарабатывает. У нас миллионы учителей, слесарей, а хоккеистов — 170 тысяч. Из них только тысяча человек играет в клубах, входящих в высшую хоккейную лигу (ВХЛ), в континентальную хоккейную лигу (КХЛ), и получает высокую заработную плату. Только представьте — тысяча хоккеистов на 140 млн жителей страны! Наверное, они достойны этого. Для того чтобы играть профессионально, они 10 лет учатся в хоккейной школе, в среднем 15 лет работают на льду. Карьера игрока длится максимум до 35 лет. И вот за эти 15−17 лет он должен заработать денег для обеспечения семьи. Я считаю, что давно уже хоккеистам, и не только им, а вообще профессиональным спортсменам, как тем же работникам балета или цирка, нужно назначать раннюю пенсию по профессиональной выслуге, потому что их человеческий ресурс ограничен. У нас не ограничены ресурсы мозга, а физические ресурсы имеют предел. До 35 лет из молодых ребят и девушек профессиональный спорт выжимает все жизненные силы. Потом, чтобы продолжать свою жизнь и учиться чему-то другому, они должны иметь достойную пенсию. Нам нужен закон о профессиональном спорте, который регламентировал бы все эти вопросы, начиная от поставки формы и заканчивая финансовым обеспечением спортсменов, вышедших на заслуженный отдых.

— Но прежде чем остаться в профессиональном спорте, в него надо влюбиться. Как вы влюбились в хоккей?

— Как раз у меня, в отличие от многих сегодняшних спортсменов, был выбор. И хотя сейчас говорят, что возможности детей не ограничены: занимайся чем хочешь — как раз это не так. Потому что современная ранняя специализации во всех видах спорта, в том числе и в хоккее, приводит к тому, что, когда шестилетний мальчишка приходит в клуб, родители, закатив глаза, начинают подсчитывают, когда отобьются вложенные в первую клюшку деньги. Это неправильно, это дорога в никуда.

Я — дитя советского времени, и нисколько не жалею об этом. До 15 лет я вообще не знал, что буду хоккеистом. Я мечтал играть, но слово деньги в этом вопросе не присутствовало, потому что мы получали от государства хоккейную форму и не делали ставки на гонорары от игр. Кроме хоккея, в школе я занимался и легкой атлетикой, бегал на лыжах за свою школу и за район, прилично играл в футбол. Причем параллельно с игрой в футбол в ижевском «Зените», играл в молодежной сборной по хоккею в «Ижстали». То есть до 15 лет вообще не знал, чем дальше заниматься буду. И когда осенью уже начались хоккейные тренировки, а футбол еще не закончился, я бегал и на те, и на другие занятия.

— Вот это драйв!

— Но я же не понимал, что нельзя так перегружать организм, и что тренировки должны быть полноценными. Нет смысла уставшему выжимать себя на 200% и снова бегать по полю или гонять шайбу на льду. А потом просто настал момент, когда мой тренер по футболу — небезызвестный Геннадий Костылев, возглавлявший впоследствии молодёжную сборную ЦСКА, сказал, что пора решать: хоккей или футбол. Он не сказал прямо, чтобы я шел в хоккей, но постановкой вопроса определил мою судьбу. До хоккея я додумывался сам. Решил, что так будет интереснее. Правильно я определился или нет, не знаю. Но не жалею ни о чем. Уже потом, играя в московском «Динамо», снова встретился с ним. Геннадий Костылев пришел специально на стадион посмотреть на хоккей, когда мы играли в Киеве с местным «Соколом». Он поздоровался со мной в подтрибунном помещении, а я просто опешил и был несказанно рад этой встрече. Море эмоций! Напоследок Геннадий Иванович сказал мне, что в футболе я бы тоже не потерялся.

Возвращаясь к тому, о чем мы говорили в начале нашей беседы, это один из типичных примеров того, как происходит специализация спортсмена в мировой практике. К тому же я восемь лет прожил в Швеции и видел, как идет специализации у начинающих спортсменов. Дети, пока учатся в школе, занимаются всеми видами спорта. И только потом определяют, что им ближе, где у них большие результаты.

— Уже определились, кого будете тренировать после нашего «Рубина»?

— Не могу сказать ничего конкретно, у тренеров есть такое суеверие: пока договор не подписан — не раскрывать информацию. Я воздержусь от упоминания нового хоккейного клуба. Так что кардинально ничего не меняется, остаюсь в хоккейной сфере, продолжу тренировать. Наш хоккейный мир сам по себе очень маленький. Я не исключаю, что снова вернусь в Тюмень. Есть множество примеров, когда тренеры по 5−6 раз возвращались в свои клубы. А перед отъездом обязательно схожу на игру «Рубина».

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Можно ли вернуть квартиру застройщику, если не нравится вид из окна
Можно ли вернуть квартиру застройщику, если не нравится вид из окна
Иногда дольщик на этапе приемки квадратных метров принимает неожиданное решение – будущее жилье ему не подходит.
#недвижимость
#квартира
#возврат
#строительство
#квадратные метры
#тк
От мебели до гаджетов и лабораторий: в тюменских гимназиях обновили кабинеты физики
От мебели до гаджетов и лабораторий: в тюменских гимназиях обновили кабинеты физики
Модернизация поможет школьникам углубленно изучать точные науки и подготовиться к поступлению в вузы и ссузы.

#школа
#школьники
#классы
#оборудование
#образование
#новости Тюмени
#Алексей Райдер
#тк
Ямальскому инвалиду выбраться из дома вот уже несколько лет не дают судебные приставы
Ямальскому инвалиду выбраться из дома вот уже несколько лет не дают судебные приставы
Лифт многоэтажки, в которой проживает пенсионер, не едет на первый этаж.
#инвалиды
#квартира
#Ямал
#правозащитники
#новости Тюмени
#тк
Александр Моор поручил готовить операторов БПЛА перед паводком
Александр Моор поручил готовить операторов БПЛА перед паводком
План мероприятий обсудили в региональном правительстве.
#Александр Моор
#паводок
#подготовка
#обучение
#БПЛА
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Заваленный снегом терминал аэропорта в Ноябрьске проверит прокуратура
Заваленный снегом терминал аэропорта в Ноябрьске проверит прокуратура
Поводом для проверки стали сообщения и видео в социальных сетях.

#аэропорт
#Ямал
#багаж
#снег
#новости Тюмени
#прокуратура
#проверка
#тк