Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области уточнила, что на большинство мер поддержки могут претендовать предприятия, находящиеся в реестре малого и среднего предпринимательства, а это всего 20% от общего числа таких предприятий.
_Ограничения, введенные в Тюменской области в период повышенной готовности, становятся привычными, алгоритмы действий в новых условиях — понятными. Однако одни предприниматели могут воспользоваться предложенной на разных уровнях поддержкой, а другие нет. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области Лариса Невидайло рассказала, какие меры необходимо предпринять сейчас, чтобы сохранить на плаву тысячи тюменских предприятий и организаций.
— Лариса Кирилловна, на ваш взгляд, какие меры помощи предпринимателям необходимо дополнительно ввести в ближайшей перспективе?
— Во-первых, необходимо менять подход к определению перечня пострадавших отраслей. Реально оценивая ситуацию, понимаешь, что отнесение предприятий к перечню пострадавших по виду экономической деятельности не отражает полной картины.
Многие предприятия, пострадавшие от пандемии и находящиеся на грани банкротства, не могут рассчитывать на меры поддержки в связи с тем, что их основной код из общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) не входит в перечень пострадавших.
Во-вторых, 90-процентный уровень сохранения численности сотрудников для получения субсидии в виде МРОТ я считаю слишком жестким. В марте-апреле еще не шла речь о таком виде поддержки, и бизнес был вынужден принимать меры по минимизации затрат, сокращении штата, чтобы оставаться на плаву.
Третье необходимое изменение касается механизма предоставления этой субсидии. А точнее — отчета СЗВ-М, на который непосредственно ориентируется налоговый орган при решении вопроса о предоставлении помощи. Данный отчет не отражает реальную картину трудоустройства сотрудников предприятия, так как в данный отчет включены, помимо трудовых, еще гражданско-правовые отношения. Этот механизм требует доработки, много нюансов, вопросов и, конечно, не исключены технические ошибки, из-за которых некоторые предприятия могут потерять возможность получать субсидию.
— Сколько субъектов малого и среднего бизнеса в регионе воспользовались мерами государственной поддержки? Какова их доля от общего количества предприятий?
— Необходимо учитывать, что на большинство мер поддержки могут претендовать предприятия, находящиеся в реестре малого и среднего предпринимательства, а это всего 20% от общего числа таких предприятий. По состоянию на 10 мая, это около 68 тысяч предприятий.
Сообщить какие-либо статистические данные сейчас сложно, поскольку процесс предоставления мер поддержки только набирает обороты, многие заявления находятся на рассмотрении, меняются условия предоставления мер поддержки.
— Каким образом вы отслеживаете реальную экономическую ситуацию в Тюменской области в сфере предпринимательства?
— Я нахожусь в постоянном и тесном контакте с налоговой службой и другими ведомствами. Служба уполномоченного выступает, так сказать, медиатором между органами власти и предпринимательским сообществом. Если возникают вопросы, коллеги оперативно предоставляют всю необходимую информацию, понимая, в каких сложных условиях мы сейчас находимся.
Если говорить о банковском мониторинге, то тут тоже не возникает проблем, так как мы наладили взаимодействие с банками и ЦБ. Все банки незамедлительно уведомляют нас о выпуске новых продуктов, направленных на поддержку бизнеса, а мы доносим информацию непосредственно до предпринимателей. Еженедельно отслеживаем статистические показатели. Возникающие вопросы удается решать оперативно. За это им большое спасибо!
— Изменилось ли количество обращений от предпринимателей?
— С момента введения режима повышенной готовности на территории Тюменской области в Службу уполномоченного поступило огромное количество обращений от предпринимательского сообщества — в разы выше показателей прошлого года.
Все реальные, аргументированные предложения мы дорабатываем и направляем на рассмотрение на региональный либо федеральный уровень.
Работы в этом направлении достаточно много. Поток обращений не уменьшается, каждый день возникают новые вопросы и проблемы. Мы стараемся находить индивидуальный подход к каждому обращению. О 30-дневном периоде рассмотрения уже речи не идет, все обращения обрабатываем в кратчайшие сроки.
_Фото со страницы Ларисы Невидайло в Инстаграме_