Все больше людей предпочитают не читать книги, а слушать. И все больше людей становятся чтецами. Есть такие и в Тюмени.
_Пока книгочеи во всем мире спорят, что лучше — книга бумажная или электронная, аудиалы медленно, но верно занимают свою нишу на книжном рынке. Их потребности растут, а книжное пространство весьма велико. Поэтому книгопродавцам приходится рассчитывать не только на профессиональную озвучку от именитых актеров, но и привлекать к процессу энтузиастов-любителей. И те тратят месяцы своей жизни, чтобы попробовать передать возможным слушателям эмоции, испытанные при прочтении. Есть такие чтецы и в Тюмени. Корреспондент «Вслух.ру» узнала у тюменки Марии Облаковой, как происходит начитка, сколько за это платят и стоит ли оно того._
— Мне 26 лет, — говорит Мария, — я окончила Тюменский госуниверситет по специальности «Международные отношения», работаю методистом в историческом парке «Россия — моя история». Влюблена в свою работу, очень хотела оказаться в культуре, это близко и идейно вдохновляет. Чувствую себя счастливым человеком.
Начитывать книги начала случайно.
На книжном ресурсе ЛитРес в какой-то момент начали набирать популярность аудиокниги. Книжная база просто огромна, а своими силами и силами медийных личностей все их не озвучить, потому они решили, что среди простого люда, возможно, есть те, кто способен им помочь. Они запустили бесплатный проект, который называется «Чтец». Проходишь отбор — и ты в проекте.
Чтецы получают по три процента от продажи каждой книги.
— Честно — на первых порах это совсем не выгодно. Одна книга не очень популярного автора может стоить от 40 до 60 рублей. В год ее скачают, например, три человека. Вот так рублей тридцать ты и заработал, хватит на жвачку. Но чем больше записываешь, тем больше вероятность, что ты окажешься в кругу людей с похожими интересами. Возможно, кому-то понравится именно твой голос, кому-то будет интересно именно твое начитывание. Чем популярнее чтец, тем более популярные книги ему дают озвучивать, они стоят дороже. Со временем это будет уже две жвачки.
— Мне нравится именно читать, а не слушать. Считаю, что бумажные книги по-хорошему надо бы перестать издавать, ведь есть электронные носители и хватит убивать деревья. Но сама отказаться от них я не могу. Момент ритуального перелистывания, отгораживания от мира — это для меня очень важно.
Самой мне нравится, как начитывает книги Стивен Фрай — британский актер и писатель. Из российских мне импонирует российский актер, писатель, юморист Ефим Шифрин. Озвучка книг у него получается весьма интересной: голос такой живой, а человек он ироничный, тонко подмечает юмор.
Я узнала о проекте «Чтец» около года назад. Сначала не очень верила в себя — казалось, что для озвучки должен быть хорошо поставленный, низкий, глубокий — или высокий — голос. Словом, какой-то особенный, совсем не такой, как у меня. Но решила, что за спрос не бьют, можно попробовать. Так получилось, что отбор я прошла.
— Чтобы быть утвержденным на должность «чтеца», необходимо пройти тестовое задание. После успешного отбора мне прислали ссылку на общую базу книг. Но есть условие: если ты не профессиональный чтец, не Максим Галкин и не Владимир Познер, то это будет не самая популярная база.
Человеку, только-только прошедшему отбор, «Гарри Поттера», конечно, не дадут.
— Однако «непопулярный» — не значит «плохой». Например, своей первой книгой я выбрала критическую статью Виссариона Белинского об одном французском писателе. Это было отличное произведение, небольшое по размеру. Я начитала его за месяц.
Конечно, все получилось не сразу — возникли проблемы и с программным обеспечением, и с тем, как я читала. Но, к счастью, у меня есть работающий на радио друг, который помог и с оборудованием, и с тем, чтобы говорить мне: «Маша, сейчас было слишком быстро», «Маша, тут нужно сделать паузу», «Маша, давай заново». И теперь командными усилиями что-то получается.
На запись одного абзаца может уходить до часа. И чтобы запись не длилась не годами, я выбираю не очень большие произведения. Как только я записываю и отправляю, мне говорят «Ваша книга принята, можете выбрать следующую». Я выбираю следующую — и так до бесконечности.
— Беру начитывать книги, которые мне интересны. Ориентируюсь на собственный вкус. Если книга не близка и не интересна, проблема с начиткой неизбежно возникнет.
Я записала уже три книги. Все они — авторства Виссариона Григорьевича Белинского.
— Есть в этом выборе и свои трудности — в литературе XVIII — XIX веков часто встречаются какие-нибудь французские словечки, а я изучала только английский и китайский. Почему-то китайских словечек там нет, а из-за французского у меня возникают накладки. Ищу, как это правильно произносится, консультируюсь у тех, кто владеет французским.
Мы записываем, в основном, в домашней студии у моего друга. Он работает со звукозаписью, это его сфера. Микрофон с сеточкой, которая поглощает шумы, подключается к небольшой станции, на которой все настраивается, а станция подключается к компьютеру. Остальное — дело компьютерной программы, которую можно бесплатно найти в Интернете. Произносишь какой-нибудь отрывок — смотришь по шумам, высоким-низким звукам и сводишь все к какой-то «серединке», чтобы звучало по-человечески. И записываешь. Потом разные кусочки склеиваешь, чтобы все шло единым текстом, и сохраняешь в необходимом формате.
Основная проблема — не в технической части, а в читке. Чтобы слушающему было понятно и интересно, нужно работать голосом. Мы включаемся, читаю раз — друг говорит, что это плохо. Я читаю второй — получше. И где-то разу к шестому мы приходим к долгожданному «ладно, сойдет». В любом случае при озвучке нужен человек, который будет слушать, чтобы потом смогли слушать и другие.
— Подряд я могу записываться от силы часа два-три. Потом становится не то чтобы скучно, просто утомительно. В какой-то момент ты понимаешь, что не знаешь, как прочитать кусок. Тогда лучше сделать перерыв. Раздумывая, как прочитать тот или иной отрывок, я ловлю какого-нибудь знакомого и читаю ему этот кусок в нескольких вариантах. Повторю, что наличие слушателей очень важно.
Есть такое выражение «глаз замыливается». Не знаю, как это сказать в отношении голоса…
— Сейчас начитываю четвертую книгу, это тоже будет Белинский — по Пушкину. Белинский мне очень нравится. У него интересный язык, в моей картине мира это остроумный критик, интересно анализирующий работы. Благодаря ему, его четкому разбору и тонким замечаниям, я и сама понемногу учусь анализировать художественную литературу.
Надеюсь, что эта книга станет моей кульминационной работой, в которой мне будет нравиться все. Предыдущие варианты были хорошими, но я стремлюсь к лучшему.