«Плохо слышишь? Не беда! Покажем на пальцах. Плохо видишь? Объясним, так, как сможем».
_В Тюмени робототехнике начали учить ребят с ограниченными возможностями. Руководители центра технического развития «Импульс» Григорий Паренко и Евгений Борисов рассказали об идее и о том, что дают детям занятия этой наукой._
— Почему решили проводить занятия для особых детей?
Евгений Борисов: — Если честно, то не было никакой идеи. Мы просто выполняли свою работу. К нам приводили детей, и мы не придавали значения, ограничены они в здоровье или нет. Брали всех, никому не отказывали. Садили в группу и занимались.
— То есть с самого начала не делили детей по способностям?
Евгений Борисов: — Нет, не было такого. Плохо слышишь? Не беда! Покажем на пальцах. Плохо видишь? Объясним, так, как сможем.
Григорий Паренко: — Был случай, когда после каждодневных занятий в течение месяца в нашем летнем технолагере к нам подошла мама одного из воспитанников и спросила: «Как же вы нашли подход к ребенку? Ведь у нас диагноз». А я ответил, что даже не заметил этого.
А все почему? Потому, что для нас все дети особенные, и к каждому мы ищем подход. Этот мальчик полностью социализировался, общался в своей маленькой группе, кому-то помогал, подсказывал.
— И когда же наступил тот момент, когда вы поняли, что у вас неплохо получается и пора бы расширять профессиональную сферу?
Григорий Паренко: — Год назад мы попали на чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с ограниченными возможностями «Абилимпикс». В одной из компетенций «Сборка-разборка электронного оборудования» я выступал главным экспертом от Тюменской области. Рядом находилась площадка по легоконструированию. И тогда я увидел, что невозможное — возможно. Вернувшись, мы приняли решение — это направление в Тюмени надо продвигать.
Евгений Борисов: — Сначала пытались развивать своими силами. Исходя из материально-технического обеспечения, предоставляли некоторое количество льготных мест. Но так получилось, что число желающих превзошло наши возможности.
Ситуация изменилась, когда нашли поддержку в региональном центре «Семья». Появились дополнительное оборудование и новая площадка для занятий. И теперь мы спешим подготовить ребят к «Абилимпиксу», который пройдет уже этой осенью. Лучшие попадут сначала на региональный этап, а потом и на всероссийский.
— А где проходят занятия и как?
Григорий Паренко: - В центре «Семья». Какое-то оборудование есть у них, какое-то привозим с собой. Ребята собирают конструкции, программируют их. Пока по большей части идет ознакомление с робототехникой.
Евгений Борисов: — Да, там у нас занимаются семь детей. И восемь в нашем «Импульсе».
— Робототехника — прикладная наука. Кому она под силу, по вашим наблюдениям?
Евгений Борисов: - А тут все зависит от родителей, преподавателей и детских способностей. Попробовать в любом случае стоит. К нам ведь приводят детей с четырех лет.
— Чему же можно научить малыша в этом возрасте?
Григорий Паренко: — Самым элементарным вещам. Например, различать цвета блоков конструктора, соединять их последовательно и, наоборот, заменять.
Евгений Борисов: — Суть в чем: через игру привить детям интерес к техническим знаниям. Собирая крокодила, великана, самолет, мы объясняем простые механизмы в действии. Путь тернистый. И все же, есть дети, которые с четырех лет показывают положительные результаты. А чтобы ребенок прогрессировал, даем рекомендации родителям, над чем стоит поработать.
Были случаи, когда приводили детей трех с половиной лет. Но мамы и папы сидели с ними рядом. И ничего — получалось!
Григорий Паренко: — Вы поймите, робототехника развивает не только технические способности, но и гуманитарные. Ведь дети придумывают своим механизмам имена, истории. А еще они взаимодействуют друг с другом, поскольку работают чаще всего в парах. Дети понимают, что значит работать в команде.
— А чему еще они учатся? Что вы подметили?
Евгений Борисов: — Самые маленькие осваивают мелкую моторику. А она, как известно, отвечает за речь.
Григорий Паренко: — А я бы логику отметил и конструкторские навыки.
— А бывает, что детей приводят, скажем так, из-под палки?
Григорий Паренко: — Очень часто. Но заканчивается всегда одинаково — дети остаются. Один из ярких примеров — когда внука четырех лет привела бабушка, родители уехали работать за границу. Ребенок был малообщительным. На контакт не шел. И что вы думаете? Через месяц мальчик по телефону маме и папе рассказывал о том, что он пойдет на робототехнику, что он собирал на прошлом занятии и что будет делать на этом.
Все закончилось тем, что родители позвонили мне, поблагодарили и сказали, что там, куда они уехали, уже нашли для сына студию по робототехнике.
— А кто лучше усваивает знания — мальчики или девочки? Ведь мышление и интересы у них отличаются.
Григорий Паренко: - Мальчиков легче заинтересовать автомобилями, танками, пулеметами. Всем, что можно собрать автоматически и самостоятельно. Они к этому стремятся, даже если не хватает технических знаний. И когда они ими овладевают, это вызывает троекратный восторг. У девочек все иначе. Им нравятся птички, травка, пони, балерины. Их больше интересует эстетическая сторона.
Евгений Борисов: — За шесть лет работы в этой сфере я заметил, что различия есть только в самом начале. А потом и мальчики, и девочки на равных общаются на техническом уровне. Я считаю, что все дело в подходе. Мы прислушиваемся к детям и к тому, что им интересно.
— Дети выбирают робототехнику по разным причинам: кто-то сам заинтересовался, кого-то родители привели. А вы? Почему вы решили работать в этом направлении?
Евгений Борисов: — Про робототехнику я узнал на втором курсе университета, когда победил в программе «Умник». И как итог — директор центра технического развития «Сфера» пригласила попробовать свои силы в педагогике. Мне понравилось. Поэтому и занимаюсь своим любимым делом.
Григорий Паренко: — А я в университетские годы был вожатым. Очень был увлечен этим делом. Получалось хорошо. И когда меня пригласил на работу Евгений, конечно, согласился.
— Что вами движет?
Евгений Борисов: — Желание развиваться и открывать способности детей. Да, они разные. В самом начале беседы мы говорили об этом. И все же, я повторюсь, подход можно найти ко всем. У каждого ребенка есть талант. А еще у нас есть несколько уникальных для нашей области проектов. Но пока мы их не реализуем, рассказывать не станем.
— Боитесь конкуренции?
Григорий Паренко: — Не боимся. Но все же о ней не стоит забывать. Робототехника — направление популярное и очень востребованное.