Dipol FM | 105,6 fm

Главврач центра реабилитации Алефтина Лузина: GPS-навигатор заменяет пациентам зрение

Как в Тюменской области помогают детям и взрослым с нарушением слуха, речи и зрения, рассказали сотрудники центра «Пышма».

_О том, как в Тюменской области сегодня помогают детям и взрослым с нарушением слуха, речи и зрения, рассказали в интервью «Вслух.ру» и телеканалу «Тюменское время»: Алефтина Лузина — руководитель, главный врач центра социальной и медицинской реабилитации «Пышма» и Марина Вятчинина — сурдопедагог центра._

— Алефтина Анатольевна, центр «Пышма» был создан в 2009 году и изначально оказывал помощь только взрослым людям, когда стали работать и с маленькими пациентами?

— Верно. Первым нашим направлением, начиная с 2009 года, была реабилитация инвалидов старше 18 лет, и только по зрению. Уже в 2010 году, благодаря работе с департаментом здравоохранения и областным офтальмологическим диспансером, мы смогли открыть направление для детей.

В 2011 году перед нами встала очередная задача — открыть речевое направление, поскольку в регионе на первое место вышла инвалидность по речи. Мы готовили персонал, закупали оборудование, и в этом же году направление было открыто.

В рамках «речевых» путевок к нам начали приезжать дети с кохлеарными имплантами. Сотрудники понимали, что для таких ребят данная реабилитация недостаточна, обязательно нужен сурдопедагог и доктор сурдолог. Мы начали серьезно заниматься этим вопросом и решили открыть направление реабилитации детей после кохлеарной имплантации и слухопротезирования. За два года нам удалось подготовиться, и теперь у нас есть нужные специалисты.

Главврач центра реабилитации Алефтина Лузина: GPS-навигатор заменяет пациентам зрение

— Марина Александровна, вы относитесь к числу этих редких кадров. Расскажите, какая задача сегодня стоит перед вами?

— Я работаю с детьми после кохлеарной имплантации и слухопротезирования. Сегодня мы можем принять ребят с нарушением слуха и оказать им достойную помощь. Работа строится на программе комплексной реабилитации. Глобальная цель нашей работы — формирование устной речи у детей с нарушениями слуха независимо от того, какая степень потери слуха, какие сопутствующие нарушения, какого возраста ребенок.

— А какие случаи бывают в вашей практике?

— Дети приезжают очень разные по уровню развития и реабилитации, но мы всегда настроены на то, что необходимо формировать у ребенка устную речь. Конечно, каждый добивается индивидуальных показателей. Есть очень хорошие результаты, когда ребенок полностью интегрируется в общество, когда он посещает обычную школу, занимается в музыкальной и художественной школе. Но есть случаи, когда мы можем лишь обучить их речи в быту, бытовому словарю. Однако и это тоже большой прогресс.

Ведь это существенное повышение качества жизни семьи. Когда родители уже не воспринимают ситуацию как трагедию. Когда они видят, что ребенок в состоянии взаимодействовать с ними, родственниками, окружающими.

— Как удается найти подход к каждому, кто посещает центр? Это какая-то предварительная подготовка, личный настрой?

— Найти подход — самый первый шаг. Главнее — установить контакт с сопровождающим лицом, кто приехал с ребенком. Это мамы, папы, бабушки. При первой встрече мы, конечно, беседуем с семьей, задаем вопросы, наблюдаем за ребенком. Также у нас широко практикуется присутствие родителей на занятиях. Они также пробуют и осваивают методические приемы, выполняют домашние задания.

Иногда наш центр даже называют санаторием, что мне не очень нравится. Я хочу, чтобы нас все-таки называли реабилитационным центром. Потому что к нам приезжают не отдыхать, а работать. И мы настроены на то, чтобы в реабилитационный процесс включалась вся семья.

— Почему важно, чтобы родители были вовлечены в процесс реабилитации?

— В первую очередь, необходимо создать условия в домашней среде, научиться по-новому взаимодействовать с ребенком, не ставить перед ним невыполнимых задач. Родители должны объективно оценивать состояние ребенка и избегать полярных ситуаций, когда требуют слишком многого или же не требуют ничего.

Нужно объективно понимать, какие этапы в своем развитии должен пройти ребенок, что нужно для этого сделать. Та команда, которая есть у нас в центре, и дает эти рекомендации. Это логопед, психолог, сурдопедагог, специалисты по социокультурной реабилитации, врач-сурдолог, врач-терапевт, врач-педиатр, врач лечебной физкультуры. С семьей работает вся команда. Это является главным условием успеха в работе.

Главврач центра реабилитации Алефтина Лузина: GPS-навигатор заменяет пациентам зрение

— Алефтина Анатольевна, назовите наиболее успешные проекты центра.

— Их много, но я бы хотела рассказать о проекте, который пока был запущен только в нашем регионе. Это обучение инвалидов по зрению ориентированию и мобильности с помощью GPS-навигации. Проект был запущен в 2011 году. Важно то, что мы не только обучаем, но и обеспечиваем инвалидов «социальным пакетом». Мы выдаем им в бессрочное пользование смартфоны, GPS-навигаторы, закачиваем туда необходимые программы.

Обучили уже 576 человек. Есть много положительных отзывов. К примеру, один из пациентов прошел обучение (у нас оно ступенчатое, от простого к более сложному). Освоив все методики и приемы пользования оборудованием, мужчина смог съездить с женой в Псков, пройти по историческим местам города, побывал у памятников культуры. И все это с помощью GPS-навигатора.

— Если продолжить тему «новых технологий», Марина Александровна, вы в работе тоже применяете интересную методику, это аппарат «Верботон». В каких случаях он необходим при реабилитации?

— Аппарат «Верботон ВТ-15» относится к верботональному методу реабилитации людей с нарушениями слуха. Его разработал в Хорватии профессор Петар Губерина. Мы смогли закупить это уникальное оборудование и пройти специальное обучение.

«Верботон ВТ-15» хорош для тех, кто только начинает реабилитацию. Основная идея метода в том, что человек слышит всем телом, в первую очередь низкие звуки и вибрацию. Когда к нам приходит глухой ребенок, который находится «вне звуков», то наша основная задача, как мы это называем, «раскачать» его. Если ребенок все-таки не реагирует на звуки, на голос, тогда мы начинаем учить его реагировать на вибрацию.

В аппарате «Верботон» есть устройство, которое создает колебания. Ребенок берет его в ладошку, а в микрофон подаются различные звуки. Мы читаем стихи, можно петь песни — главное, чтобы ребенок почувствовал вибрацию и понял связь между голосом и этим элементом. Главным успехом является достижение обратной связи, когда ребенок говорит и понимает, что способен голосом воздействовать на окружающий мир.

Главврач центра реабилитации Алефтина Лузина: GPS-навигатор заменяет пациентам зрение

Нередко нам приходится «вызывать голос», если к нам попадают дети, у которых его нет. Часто родители допускают ошибку, потакая использованию ребенком только жестов для передачи информации. В таких случаях он не ощущает необходимости использования голоса как инструмента общения.

Как раз в тех случаях, когда мы видим, что ребенок не пользуется голосом, мы используем аппарат «Верботон ВТ-15».

— Алефтина Анатольевна, после того, как дети проходят реабилитационный курс в центре, специалисты продолжают наблюдать за их развитием?

— Конечно, мы своих пациентов не оставляем, продолжаем с ними активно работать. В 50-70% случаях это наши повторные пациенты. Они проходят реабилитацию постепенно, накапливая умения и навыки, которые им дают специалисты. Но в межреабилитационном периоде мы обязательно их сопровождаем. Врачи ведут консультирование по скайпу и электронной почте, дают задания, в том числе родителям. У нас много детей из отдаленных территорий, сельской местности, которым трудно добраться до центра.

Мы видим, что успеху, во многом, способствует активная работа родителей. Также очень важно своевременно, уже начиная с роддома, выявить недуг и поставить ребенка на учет. А если необходимо — провести операцию. Причем без реабилитации сама операция успеха не приносит. В первый год после оперативного вмешательства ребенок должен проходить реабилитацию до 4 раз. И такая возможность в нашем регионе есть.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Водителей начнут штрафовать за езду без ОСАГО по камерам с 2024 года
Водителей начнут штрафовать за езду без ОСАГО по камерам с 2024 года
На первоначальном этапе планируется проверять наличие автогражданки у нарушителей ПДД.
#дороги
#камеры
#ОСАГО
#штраф
#нарушители
На набережной Туры в Тюмени зальют два катка
На набережной Туры в Тюмени зальют два катка
Работы уже начались.
#каток
#зимние забавы
#зима
#активный отдых
#Тюмень
#новости Тюмени
Гости Дней Тюменской области на ВДНХ попробовали блюда сибирской кухни
Гости Дней Тюменской области на ВДНХ попробовали блюда сибирской кухни
Регион презентовал на выставке "Россия" свой богатейший культурный потенциал.
#культура
#выставка
#Россия
#Тюменская область
В администрации Тюмени отреагировали на жалобы жителей на разбор долгостроя на улице Герцена
В администрации Тюмени отреагировали на жалобы жителей на разбор долгостроя на улице Герцена
Заказчика вызвали на разговор.
#долгострой
#безопасность
#разбор
#норма
#администрация
#Тюмень
#новости Тюмени
В Тобольске принимают бюджет с минимальным дефицитом: новые статьи расходов
В Тобольске принимают бюджет с минимальным дефицитом: новые статьи расходов
На некоторые направления финансирование увеличится.
#бюджет
#публичные слушания
#Тобольск
#Тюменская область