"Впервые не только наше государство, а человеческое сообщество в целом столкнулось с подобной проблемой. Никто никогда внезапно не закрывал границы", - отметил Александр Осауленко.
_В программе «Вечерний хэштег» телеканала «Тюменского времени» Александр Осауленко, директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь», разъяснил, каковы механизмы доставки домой туристов, которые оказались в период пандемии за границей и хотят попасть на родину._
— Итак, речь идет о вывозе, возвращении домой российских граждан, которые за рубежом оказались в трудной ситуации. Расскажите, о чем идет речь? Кто может претендовать на бесплатный вывоз домой?
— Да, действительно, ситуация в последние несколько месяцев обострилась, и очень многие для себя решили, что прежде чем куда-то ехать, нужно понять, как возвращаться. Но я бы сразу хотел разделить этот вопрос на несколько составляющих.
Первый момент — государство признает некий форс-мажор и принимает решение оперативно вывезти своих граждан на территорию Российской Федерации. Второй момент — наши соотечественники, оказавшиеся в трудной ситуации за рубежом, принадлежат к категории организованных туристов, то есть воспользовались комплексным туристическим продуктом. В этом случае за их вывоз отвечает непосредственно туроператор, он и должен его организовать. Что мы и видели в марте в части организованных туристов. И третий момент — человек путешествует самостоятельно и принимает риски, связанные с таким путешествием, на себя. Он может попытаться организовать отъезд самостоятельно или обратиться в посольство либо консульство Российской Федерации на территории государства, где он находится, с просьбой о помощи. Причем, я хотел бы заметить, что посольства и консульства исходят из тех возможностей, которые у них существуют на момент обращения.
— В каком случае гражданам самим нужно будет оплатить перелет?
— Если мы с вами говорим о том проекте документа, который Министерство иностранных дел предлагает правительству, то да, там предусмотрен вариант, при котором министерство организует процесс вывоза, но оплатить перевозку придется самому путешественнику, оказавшемуся в сложной ситуации.
— Есть мнение, что таким образом турагентства и туроператоры будут иметь некие бонусы и преференции. В том смысле, что создаются условия, когда человек будет вынужден выбрать туроператора. Это честно?
— Безусловно честно. Потому что туроператоров законом обязали со своей прибыли формировать резервные фонды. Таким, например, управляет ассоциация «Турпомощь». И в случае, если кто-то из них обанкротился, а турист остался на маршруте, именно за счет этих средств он и возвращается домой. И хочу вам напомнить ситуацию 2014-го, 2015-го и 2018 годов, когда ни бюджет Российской Федерации, ни сам турист не платил деньги, чтобы вернуться на родину.
Но вас никто не заставляет путешествовать только с туроператором. Если вы считаете себя опытным путешественником, принимая при этом за себя ответственность, это ваше право. Но, понимаете, нельзя быть самостоятельным наполовину.
То есть если принял решение путешествовать сам, то ты самостоятельно решаешь и возникающие проблемы. В том числе и в случае, когда нужно экстренно вернуться домой.
— Какова мировая практика? Как вывозят своих сограждан другие страны? Какие отличия от России?
— Вы знаете, в России в этом плане законы практически аналогичные со многими ведущими странами — и европейскими, и Соединенными Штатами Америки. Точно так же граждане делятся на категории. Важно определить юридический статус самого человека, оказавшегося в конкретной ситуации, юридический статус ситуации, в которой оказался человек или группа людей. И точно так же в одной ситуации проблему решает государство, в другой — объединения, подобные нашим, а в третьей — сам турист.
— В начале пандемии были такие случаи, когда человек был готов оплатить перелет самостоятельно, но с транспортом были проблемы. С чем были связаны такие задержки, на ваш взгляд?
— Впервые не только наше государство, а человеческое сообщество в целом столкнулось с подобной проблемой. Никто никогда внезапно не закрывал границы.
У нас были случаи, вы тоже их знаете, когда человек садился в самолет в одной стране, поднимался в воздух, а приземлиться в стране назначения уже не мог — там были закрыты границы.
Именно по причине той спонтанности решений некоторых правительств, государственных чиновников или коммерческих организаций, в частности, авиакомпаний, аэропортов, возникла определенная организационная неразбериха. Потребовалось время, чтобы пришло осознание, понимание, что вопросы остаются или нарастают и их необходимо решать даже в условиях пандемии.
Со временем все стабилизировалось. Сформировалась некая практика действий в подобных обстоятельствах. Уполномоченный государственный орган — МИД — был в состоянии взять на себя организационные функции для решения этих вопросов. Как показала практика, последние три месяца формируются эвакуационные рейсы, вывозятся российские граждане. И именно эта практика ложится в основу законопроектов, которые предлагаются к рассмотрению.
— Скажите, а куда все-таки обращаться человеку, если такая не очень хорошая ситуация возникла? Как его вывезут?
— Давайте опять поделим наших граждан хотя бы на две категории. Организованные туристы и все остальные. За первую категорию по закону отвечает туроператор. Что касается других категорий, человек должен обратиться в консульские или посольские пункты на территории страны, в которой он находится, заявить о том, какая помощь ему необходима, и быть на связи.
— А что делать человеку, если туроператор, например, обанкротился?
— Здесь тоже достаточно просто. У нас, начиная с 2012 года, существует ассоциация «Турпомощь», которая уже выполняла свой основной функционал, а именно возвращала таких туристов на родину. Человеку необходимо обратиться в ассоциацию, оставить заявку. Для этого есть все технические и технологические возможности — автоматизированный колл-центр, мобильное приложение, сайт, где есть различные виды анкет, заполнив которые, вы автоматические встаете в очередь и получаете обратную связь о своей возможной эвакуации.
— Какие, по вашему мнению, направления возвращения будут самыми трудными и затратными?
— В первую очередь те, которые географически от нас достаточно далеко. Во-вторых, те, с которыми нет прямого транспортного сообщения. В-третьих, те, где отсутствуют российские представительства. Есть и такие, и там мы вынуждены работать через третьи страны.
_Кадр программы «Вечерний хэштег»