Dipol FM | 105,6 fm

Евгений Савин: про дело, глупости и пользу

Мне не интересны проекты людей, потому что сами люди для меня интересней.

_На минувшей неделе в Тюменском технопарке побывал Евгений Савин — известный российский предприниматель и бизнес-тренер, создавший с партнёрами информационно-аналитический портал в сфере инноваций и стартапов UNOVA. Пригласили его руководители одного из резидентов бизнес-инкубатора — сервиса бесплатного онлайн-бронирования столиков Stoliki.ru. В перерыве между консультациями Евгений рассказал корреспонденту Алене Бучельниковой о рецептах правильного предпринимательства._

Про слова

— Скажу искренне, я не рассказываю про технологии продаж. Не хочу никого обидеть, но не нужно быть очень умным, чтобы их применять. Область, про которую я говорю, находится на грани психологии и бизнеса.

— Дело и бизнес — в моем понимании, две принципиально разные сферы. Бизнес — это «бабло рубить», в том смысле, что не обязательно быть честным, не обязательно нести пользу, в общем, много чего не обязательно. Дело же — это самоотдача, целеустремлённость, прилежность и дисциплина, это профессионализм. Дело — это результат: для себя и для общества. И дело — это что-то в рамках культуры и закона. Дворник, строитель, доктор, да кто угодно — каждый из них делает дело на своем месте. Дело каждого важно для общества и заслуживает уважения и материального вознаграждения.

— Если от дела не будет пользы, не будет и дохода. Иначе не получится. Я тоже встречаю людей, которые рассуждают, что неплохо было бы «откусить», «отпилить», «взять откат»… Я в разной степени изучал различные духовные практики, но все они говорят: если взял чужое, все равно вернёшь, только уже свое. Я с этим полностью согласен.

Про ошибки

— Люблю вести семинары, потому что нахожу очень важным делиться знаниями и опытом. В своей жизни я сталкивался с разными ситуациями и в какой-то момент понял, что 90% глупостей, которые совершил я, делают и 90% других людей. И вероятно, если бы я немножко больше про эти глупости знал, то вел бы себя чуть умнее. Возможно, я в эти глупости либо вообще не вляпался бы (не факт, что это хорошо, и не факт, что не вляпался бы), либо просто быстрее бы решал проблемы.

— Не знаю, как вы, но я слежу за тем, куда трачу деньги, у меня есть бюджет, куда я записываю доход и расходы. Очень правильно иметь такой же бюджет по отношению к своему времени, а в нем — строку под названием «Личное развитие». То есть в течение определённого времени надо читать книги, ходить на семинары, тренинги, получать образование — в зависимости от того, что вас вдохновляет. Главное, этим нужно заниматься. Точно так же, как чистить зубы по утрам и вечерам и принимать душ.

— Мне не интересны проекты людей, потому что сами люди для меня интересней. Я за свою жизнь сделал очень много разных проектов. Некоторые из них были неуспешны и неизвестны, другие — стали известными и успешными. Я уверен, что важнее помогать конкретным людям. Если у человека голова будет на месте, и мысли будут на месте, и руки-ноги тоже, то не в этот раз, так в следующий, не в следующий, так на третий, он обязательно сделает что-то полезное, нужное, важное и успешное.

— Нельзя насильно приносить пользу — и по-человечески, и в бизнесе. Если хочешь помочь человеку, сначала узнай, нужна ли ему помощь и сколько эта проблема стоит. Потому что если ты помогаешь решить чью-то проблему, с тобой могут поделиться результатом: или сэкономленным, или заработанным. А если это 2 копейки, то тебе дадут 1 копейку. И что ты с ней будешь делать?

— Начинать свое дело надо с вопроса самому себе: «Зачем мне вся эта петрушка?» Нужно быть очень мотивированным, иначе, абсолютно точно, проснёшься однажды и обнаружишь, что ни радости, ни счастья, ни денег от того, что делаешь, ты не получаешь. Следующее — очень клёво посмотреть, можешь ли ты развиться в каком-нибудь любимом деле так, чтобы получать хороший доход. Если же есть направление, в котором ты очень хочешь развиваться, но ничего о нем не знаешь, тогда иди в эту сферу работать, узнай, как она устроена, потому что с наскока сломаешь шею.

— Сделать все и сразу — это болезнь, из-за которой закрываются многие проекты. Очень важно расставить приоритеты и не делать неважных вещей. Руки могут чесаться, но не надо.

— У меня в жизни были разные периоды. Были периоды относительно стабильно-овощные, а были — большого развития. И вот все эти периоды скачков связаны с тем, что я понимал, каким делом занят и куда мне двигаться, чтобы через 2−3 года оно хорошо работало. Как только я опускал глаза и смотрел себе под ноги, так сразу же переставал понимать, а каком направлении и зачем я иду, оказывался неизвестно где по жизни, по работе, в отношениях. При этом, видя перспективу на 3 года, нужно постоянно держать в голове результат, который хочешь достичь и в более близкой перспективе.

— Когда я руководил общероссийским конкурсом предпринимателей «БИТ», да и по работе в информагентстве, я видел очень много людей, которые мечтают больше, чем делают, и цель которых не дело сделать, а идею продать. Они не до конца понимали, что после того, как ты продаешь идею, всё только начинается. Например, мой товарищ для развлечения открыл на базе своего тематического блога очень специфичный интернет-магазин. И теперь говорит: «Слушай, у меня заказы пошли, надо что-то с ними делать». Для многих бизнесов это проблема: не было у них клиентов, жили они себе нормально, чем-то занимались, а тут вдруг клиент пришёл и надо его как-то обслуживать.

— Самая распространенная ошибка — когда предприниматели строят бизнес, основываясь на собственных представлениях о мире. То, что ты думаешь, будто это нужно, не значит, что это действительно нужно. Поэтому, прежде чем начать, посмотри на клиентов. Кто эти люди, почему они приходят, сколько они готовы заплатить и как им попасться на глаза? Если ответы на эти вопросы ты знаешь, можно начинать, но лучше с партнёром.

Про команду

— Я не делаю никаких бизнес-проектов без партнёров уже пару лет. Потому что обсуждать свой проект с самим собой — это шизофрения чистой воды. А поговорить с кем-то надо. Кто-то должен спросить, уверен ли ты, и у тебя должны появиться сомнения или, наоборот, ты скажешь, что уверен. Кроме того, существуют разные направления работы, которые одному человеку закрыть не по силам, их нужно кому-то делегировать.

— Команда партнёров — это люди, которые друг друга поддерживают. Это такая бизнес-семья, которая вкладывает в проект силы, знания, деньги. И это, реально, свадьба какая-то: процесс, в котором, с одной стороны, нет ничего сверхтаинственного и сверхнепонятного, но с другой — подразумевающий действительно достаточно серьезные отношения. Серьезные, потому что нужно уметь договариваться, понимать, что у тебя неидеальный партнёр (таких не бывает), но что его недостатки стоят меньше, чем прибыль, которую ты получаешь, работая с ним.

Про деньги

— Правильный предприниматель — не транжира, он не расходует попусту ресурсы, которые у него есть: время, деньги и социальные связи.

— Польза, которую через свои продукты или услуги несёт предприниматель, должна быть для клиента важнее тех денег, которые он за нее платит.

— Нельзя идти к инвестору, ничего не имея и ничего не вложив — пусть это время, небольшие деньги, связи. Говорить, что ты не развивал идею, потому что нет средств, — чудесная отговорка для того, чтобы сидеть ровно и не заниматься никаким делом.

— Очень распространенная ошибка, когда предприниматели относятся к деньгам инвесторов как к карманным, которые не надо возвращать. А к этим деньгам нужно относиться еще более внимательно и аккуратно, чем к своим. Тебя точно спросят, куда эти деньги делись, и нужно будет суметь рассказать и обосновать. И точно нужно будет эти деньги вернуть.

— Предприниматель должен уметь делиться. Жадность, эгоизм и щипачество никого ещё до добра не доводили. Надо помогать другим, надо работать с партнёрами.

Рецепт

— Не рискну утверждать, что я знаю уникальный рецепт успеха предпринимателя, но, мне кажется, что, с одной стороны, нужно быть открытым, реалистичным и максимально избавиться от собственных гипотез о мире. С другой — понимать, что ценность — это люди. Моё мнение — если ты умеешь работать с людьми, то найдёшь себя в любом деле. Я не вижу никаких причин не сделать этого, кроме ограничений в собственной голове.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В аэропорту Рощино уже закончена часть работ по рекострукции
В аэропорту Рощино уже закончена часть работ по рекострукции
С начала строительства прошло всего 10 месяцев.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#аэропорт
#Рощино
#реконструкция
#строительство
Ветераны ВОВ в Тюменской области получат именные подарки от губернатора ко Дню Победы
Ветераны ВОВ в Тюменской области получат именные подарки от губернатора ко Дню Победы
Всего на территории региона проживают почти три тысячи ветеранов.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#ВОВ
#ветераны
#День Победы
#9 Мая
#подарки
#губернатор
#Александр Моор
Психолог рассказала, как мотивировать себя на работу в выходной
Психолог рассказала, как мотивировать себя на работу в выходной
Россиян ждет шестидневная рабочая неделя.
#работа
#психолог
#советы
#майские праздники
#новости России
Чиновники тюменского Росимущества незаконно продавали землю в Падерина
Чиновники тюменского Росимущества незаконно продавали землю в Падерина
Участки вывели из госсобственности и оформили на аффилированных граждан.
#Росимущество
#земля
#участок
#суд
#сговор
Село Упорово от паводка защищает дамба длиной около шести километров
Село Упорово от паводка защищает дамба длиной около шести километров
От размыва защитное сооружение покрыто пленкой.
#паводок
#Упоровский район
#Упорово
#губернатор
#Александр Моор
#дамба