Dipol FM | 105,6 fm
94.07
99.93

Елена Еремина: Тюменский бизнес – один из самых законопослушных в стране

Потребительский рынок, пожалуй, быстрее других реагирует на нестабильность внешнего мира, а в этом году потрясений хватало.

Потребительский рынок, пожалуй, быстрее других реагирует на нестабильность внешнего мира, а в этом году потрясений хватало. Обозреватель «Вслух о главном» поговорил с директором департамента потребительского рынка администрации города Тюмени Еленой Ереминой о том, что значимого произошло в 2014 году в сфере розничной торговли и общественного питания, какие новые задачи и вызовы ставит перед нами текущая ситуация, а также о том, какие пути развития имеются у тюменского бизнеса.

— Елена Михайловна, 2014 год мы начали в одном мире, а завершаем совсем в другом. Какие важные события, произошедшие на потребительском рынке Тюмени в этом непростом году вы бы выделили?

— Первое событие: Тюмень в 2014 году перешагнула миллионный рубеж по количеству квадратных метров торговой площади. Это очень значимый показатель. Наш город находится на уровне европейских столиц, мы с вами уже живем в этом стандарте. Теперь о сложившейся ситуации. Задачи, которые решал и решает в создавшихся условиях бизнес при содействии администрации города и поддержке правительства Тюменской области в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг, направлены на то, чтобы сохранить имеющуюся структуру рынка, сохранить малое и среднее предпринимательство. Надо сказать, что имеющиеся цифры товарооборота показывают, что он у нас не упал (и такая тенденция даже не намечалась). Мы не решили полностью проблему импортозамещения, потому что по ряду показателей невозможно сразу увеличить поголовье птицы, крупного рогатого скота, расширить посевные площади. Но правительство региона будет принимать все меры для того, чтобы нарастить объемы переработки пищевой продукции, а мы будем способствовать тому, чтобы эта продукция доходила до стола тюменцев. Большим подспорьем в этом процессе являются ярмарки, которых в этом году в Тюмени проведено около 300.

Относительно нормативных показателей, утвержденных правительством РФ, Тюмень в 7,5 раза превышает этот норматив. Это значимый индекс оценки для таких городов как Тюмень (с населением менее миллиона человек, но очень хорошими темпами потребления и высоким товарооборотом). Не увеличив объемы перерабатывающей пищевой промышленности, мы тем не менее существенно расширили ассортимент, ввели производство многих новых продуктов. Самым ярким примером такой новинки, по крайне мере для меня, стал сыр «Чечил» производства И П Кизеров. Сам предприниматель в апреле этого года был впервые представлен на ярмарке со своей молочной продукцией, а сейчас его сыр продается как в магазинах Тюмени, так и на рынках города, и уже пользуется большой популярностью у рестораторов. Будем надеться, что новинки подобного рода будут появляться постоянно.

— Продукцию фермеров тем не менее не так часто можно увидеть на полках наших магазинов. И возникает вопрос: а готовы ли сами фермеры к выпуску того объема продукции, который нужен тюменскому потребителю?

— Дело в том, что напрямую продукция от фермеров на полки магазинов попасть не может. Основными путями продажи остаются ярмарки и рынки, и это первое. Для того, чтобы фермерская продукция пришла на полки магазинов у дома, нужно создать сеть фермерских торговых точек в подобном формате. И такая сеть уже готовится к выходу на рынок к Новому году, условное ее название «Счастливый фермер», это второе. В сеть заведены 29 крестьянско-фермерских и аграрных хозяйств — потенциальных поставщиков продукции. Третье направление — сблизить предприятия перерабатывающей пищевой промышленности с фермерами для того, чтобы увеличить объем поставляемой продукции напрямую. Пищевые предприятия, до последнего времени, работали только с крупными сельскохозяйственными холдингами. Конечно, это настоящее изменение структуры взаимоотношений, но, на мой взгляд, это будет очень выгодно, потому что сегодня производственные площади и мощности наших пищевых предприятий задействованы на 42%. Нужно только постоянно увеличивать поголовье скота и дойного стада, посевные площади.

Кстати, еще один факт, о котором нужно сказать, — в этом году реализовался проект по доставке фермерской продукции на дом. Небольшая компания «Своя ферма» по звонку готова привезти тюменцам любые сельскохозяйственные продукты, в том числе, например, деревенские сыры по старинным рецептам, капусту для салатов или засолки, картофель (кому для сковородки, кому в супчик — сорта и вкусы разные, а предложить есть что). Надеюсь, что свежая сельхозпродукция без консервантов, традиционно высокого уровня качества, будет чаще доходить до стола тюменцев, и это станет нашим оплотом в развитии тюменской экономики.

— Планируете ли вы в следующем году увеличить количество сельхозярмарок?

— На сегодняшний момент ярмарочные площадки могут принять гораздо большее количество участников. И мы будет работать не столько в направлении увеличения площадок, сколько над ростом количества участников и расширением ассортиментной линейки.

— Сколько фермеров сейчас в среднем собирает одна ярмарка?

— На одну ярмарку, которая проходит на четырех площадках, к нам съезжается более 150 фермерских и аграрных хозяйств, малых предприятий из 18 районов юга области.

— Доходит ли информация о ярмарках до потребителя в достаточном объеме? Посещаемость хорошая?

— Вы знаете, покупатель голосует кошельком. Первая ярмарка у нас прошла в октябре, и товарооборот каждой последующей ярмарки увеличивался в два раза по сравнению с предыдущей. Вот и ответ.

— Тема импортозамещения сегодня очень актуальна. Как, на ваш взгляд, оно проходит у нас в регионе? Есть ли позиции, которые мы не сможем закрыть по объективным причинам?

— Да, конечно, мы никогда не заменим те товары, которые мы не производим. Например, в России не растут мандарины, но зато они растут в Грузии и Абхазии. И если мы вдруг перестанем возить их из Марокко, мандарины приедут к нам из этих кавказских республик. По ряду позиций, которые производятся в Тюмени, конечно же, нужно продолжать работу по совершенствованию и внедрению новых стандартов, увеличению мощностей, складских и логистических возможностей (это мясная переработка, хлебопекарная промышленность, кондитерское производство, молочная группа и т. д.). Надо отметить, что все существующие предприятия Тюмени идут в этом направлении, расширяют свое производство, перемещая промышленные площадки за пределы города на территорию Тюменского района. Это очень хорошо, но, чтобы получить ощутимый результат, придется подождать полгода-год.

— Раньше вы говорили о планах по выходу тюменских товаров за пределы региона и даже страны. Скорректировала ли текущая ситуация эти планы?

— И до сих пор уверена, что выйдем. Эта тенденция не отменена текущей ситуацией. Напомню, на сегодняшний момент в объеме продовольственной группы товаров местная продукция занимает 38−39% от общего товарооборота. При этом мы не производим макарон, широкой линейки растительных масел, сахар, соль, другие продукты массового спроса. Но у нас есть определенный набор продукции, по которой мы продолжаем увеличивать производственные мощности и наращивать объем выпуска. Соответственно, чтобы ее сбыть, нужно будет, во-первых, заполнить рынки, которые были заняты более дорогими импортными конкурентами. Во-вторых, выйти на внешние внерегиональные рынки. Эта задача носит стратегический характер, и ее никто не отменял.

— Эти 38−39% - потолок того, что мы можем занять на полках магазинов?

— Думаю, при расширении ассортиментной линейки данный показатель может достичь 42−43%. Если мы начнем перерабатывать и развешивать крупы — до 45%, но пока эта работа у нас не ведется.

— Вы наверняка тесно общаетесь с предпринимательским сообществом. Что сейчас волнует наших бизнесменов?

— Каких-то серьезных жалоб от них не поступает. Мы сейчас работаем по приему заявлений и обращений от предпринимателей на включение места в схему под размещение нестационарного торгового объекта. На сегодняшний день это остается одной из наиболее проблемных тем в сфере мелкой розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг. Если говорить о нарушениях в данном направлении, то самым злободневным из них является захват земельного участка и последующая попытка его узаконить. Естественно, это не проходит. Мы стоим на стороне того бизнеса, который работает в рамках правового поля и стараемся консультировать, максимально доносить информацию, чтобы предприниматель мог все свои нарушения устранить в рабочем порядке. От себя хотелось бы добавить, что тюменский бизнес — один из самых законопослушных в стране. Это наглядно видно по тому, как нашими бизнесменами исполняется закон о защите прав потребителей — в течение года наш департамент принимает более 4000 обращений от граждан, и 98% из них решаются в досудебном порядке. Это говорит о высокой правовой культуре бизнеса, желании идти навстречу покупателю и клиенту, искать компромисс при разрешении сложных конфликтных ситуаций.

— Какие вопросы сейчас наиболее остро стоят на пути развития потребительского рынка?

— Основные вопросы — это, конечно же, сохранение товарооборота и своего покупателя, качества сервиса. Необходимо продолжать повышать квалификацию своего персонала. Нас ждут непростые времена, но, самое главное, мы уже знаем, что нам нужно делать и чего мы хотим достичь. А если нам понятны цель и средства ее достижения, нам нужно только работать.

— Что сегодня необходимо развивать на потребительском рынке Тюмени? К примеру, торговых площадей, как вы сказали, у нас уже достаточно.

— Основные усилия должны быть приложены в развитии пищевой перерабатывающей промышленности. Это и увеличение ассортиментной линейки, и внедрение новых стандартов и технологий, и новой упаковки, которая гарантирует высокое качество продукта при коротких сроках хранения. Традиционно сложным вопросом остается повышение качества персонала в сфере услуг, бытового обслуживания населения. Но в этом направлении уже активно работает бизнес-партнерство, существует огромное количество обучающих семинаров и курсов. Нельзя не упомянуть и о государственной программе по повышению квалификации и переобучению.

— И последний вопрос. Какие задачи будут стоять перед вашим департаментом в 2015 году?

— Все задачи и цели я уже озвучила: расширение рынка сельхозпродукции, приближение свежей продукции к покупателю. Для решения этой задачи потребуется развитие ярмарочной деятельности, привлечение в нее новых участников, приближение продукции КФХ к переработчику, внедрение новых стандартов, расширение ассортимента и так далее. То есть все то, о чем мы с вами говорили.

Хочется пожелать всем тюменцам хороших покупок к праздничному столу. Здоровья всем, благополучия. А к процветанию мы придем в результате упорного труда! С наступающим Новым годом!

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Ялуторовске и Ишиме пункты временного размещения оборудованы тревожными кнопками
В Ялуторовске и Ишиме пункты временного размещения оборудованы тревожными кнопками
Порядок и охрану обеспечивает Росгвардия.
#Росгвардия
#безопасность
#порядок
#паводок
#Ишим
#Ялуторовск
#Тюменская область
В Тюмени пройдет форум мудрых родителей «Тетрис»
В Тюмени пройдет форум мудрых родителей «Тетрис»
Участники смогут бесплатно получить полезные знания.
#форум
#родители
#бесплатно
#Тюмень
#новости Тюмени
В Тюменской области гражданам из подтопляемых территорий ставят прививки
В Тюменской области гражданам из подтопляемых территорий ставят прививки
Кто подлежит первоочередной вакцинации.
#паводок
#здоровье
#вакцинация
#Наталья Логинова
#Тюменская область
В Тюменской области горячая линия по вопросам паводка перешла на круглосуточный режим работы
В Тюменской области горячая линия по вопросам паводка перешла на круглосуточный режим работы
Число звонков выросло в разы.
#паводок
#горячая линия
#Станислав Логинов
#Тюменская область
#новости Тюмени
В Ишиме и Ишимском районе завершают эвакуацию постояльцев из соцучреждений
В Ишиме и Ишимском районе завершают эвакуацию постояльцев из соцучреждений
Телефоны для справок для родственников.
#эвакуация
#паводок
#горячая линия
#Ишим
#Ишимский район
#Тюменская область