Dipol FM | 105,6 fm

Эксперт Дмитрий Захаров: Выделенные полосы – это правильное решение

Нужно понимать, что даже с учетом строительства новых развязок мы все равно не сможем обеспечить всем транспортную подвижность на личных авто.

_11 августа для тюменцев, проживающих в микрорайонах за Транссибом, станет знаковым днем. С этого дня они смогут добираться до центра города едва ли не в два раза быстрее, чем сейчас. Весь общественный транспорт со стороны Войновки, Восточного микрорайона, улицы Олимпийской пойдет по выделенной полосе. Выделенка будет на улице Широтной, Пермякова и на улице Республики от путепровода до набережной. Пассажиры уже оценили преимущество полосы для общественного транспорта на улице Республики от Максима Горького до набережной. Этот участок рейсовые автобусы, вопреки ожиданиям скептиков, проезжают за считанные минуты. В том, что движение автобусов и маршруток ускорится и от Войновки, сомневаться не приходится. Чего не скажешь о легковых авто. Заторы неизбежны._

_Мнением о том, насколько неуютно будут чувствовать себя автомобилисты, и что еще нам нужно предпринять для решения проблемы пробок, с читателями «Вслух.ру» поделился заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта института транспорта Нефтегазового университета Дмитрий Захаров. Как раз на его кафедре по поручению городской администрации проводились расчеты по изменению интенсивности движения автомобилей и общественного транспорта в связи с размещением выделенных полос на Широтной, Пермякова, Республики._

— Дмитрий Александрович, хотелось бы начать с того, что сам факт привлечения науки к оценке принимаемого решения представляет интерес. Не так уж часто такое происходит. Это характерно не только для Тюмени, но и для всей страны.

— Вы правы. Пару лет назад я был в командировке в Германии и стал свидетелем того, как муниципалитет Франкфурта-на-Майне обратился в консалтинговую фирму, специализирующуюся в области исследования транспорта, чтобы эта фирма, используя средства имитационного моделирования, изучила, как изменится дорожная обстановка при создании выделенной полосы на определенном участке дороги. Задача один в один что и у нас. Сам факт подобного обращения дает уверенность в том, что силы и средства будут потрачены не зря.

— Можно ошибиться?

— Я помню, в центральных СМИ была информация о том, что на демонтаж выделенных полос на нескольких улицах в Москве было потрачено 53 млн рублей. О чем это говорит? Полосы создали, не удосужившись просчитать их эффективность. Европейский пример как раз показывает нам, что сначала нужно семь раз отмерить и только потом отрезать. Посмотри, посчитай, смоделируй и тогда принимай решение.

— Каковы результаты ваших исследований?

— Для автобусов в утренние часы время в пути уменьшится примерно на 40 процентов, а для легковых автомобилей увеличится примерно на 11 процентов. Средневзвешенная скорость движения автобусов в утренние часы по нашим расчетам может увеличиться на 57 процентов, а личного транспорта — уменьшится на 13 процентов. Но стоит иметь ввиду, что 11−12 процентов характерно для меньшего количества автомобилей. В утреннее время — 1600, в вечернее время — 1690 автомобилей не смогут проехать по данному району. И ухудшение на 11 — 12 процентов соответствует меньшему количеству личных автомобилей, которые смогут проехать через данный район. Ухудшение показателей для всех личных автомобилей в часы пик составит от 30 до 40 процентов. Не стоит, конечно, забывать о том, что летом интенсивность движения заметно ниже в связи с отпусками, каникулами в школах, вузах, а расчеты как раз выполнялись весной в период максимальной интенсивности движения. Кроме того, осенью нам обещают открыть прямой ход по новому путепроводу на улице Монтажников, и немалая часть автомобилистов поедут по нему.

— Городские власти понимают, что с вводом выделенных полос ситуация на дорогах ухудшится, и тем не менее принимают решение, которое вызовет волну недовольства среди владельцев легковых автомобилей?

— Во всем мире приоритет отдается общественному транспорту, поэтому я уверен, что решение правильное. К сожалению мы проигрываем многим крупным городам в том, что у нас нет внеуличного транспорта — это метро, трамвай на рельсах или на монорельсе. В этом беда. Во всем мире автобусы — это лишь один из видов общественного транспорта. И во всем мире стараются развивать внеуличный транспорт. Но у нас пока нет таких возможностей, хотя сейчас в тестовом режиме запустили городскую электричку от Войновки до Утешево. Как только скорректируют график движения электрички для жителей, увяжут ее график с графиком движения автобусов, создадут транспортную инфраструктуру — остановки, пути подхода к путям, то это будет весомый элемент в системе общественного транспорта, рассчитанный, правда, на долгосрочную перспективу.

— Действительно, на создание удобной инфраструктуры потребуется много времени.

— Не сомневаюсь, что со временем люди привыкнут пользоваться электричкой. К примеру, я живу на Войновке, а работаю на улице 50 лет Октября. Я за считанные минуты доезжаю до железнодорожного вокзала и пересаживаюсь на автобус. И все это в одном терминале. А еще в идеале у меня должен быть единый билет, которым я, к примеру, могу пользоваться в течение часа. Это будет намного удобнее и дешевле. Но даже если мне придется заплатить дважды (цену за проезд в электричке обещают снизить до 18 рублей), это будет дешевле, чем ехать на своей машине 10 км по пробкам. Сейчас же по сути у нас такой альтернативы нет.

— Многие с надеждой смотрят на то, как строится тот же путепровод по улице Монтажников, как идет реконструкция моста по улице Челюскинцев, нам обещают и новый мост в районе Лесобазы.

— Нужно понимать, что даже с учетом строительства новых развязок мы все равно не сможем обеспечить всем транспортную подвижность на личных авто. Да, будут расширяться автомагистрали, строятся новые дороги, введут автоматизированную систему управления дорожным движением на других магистралях, можно обеспечить определенный уровень комфорта. Резервы еще есть. Можно увеличить пропускную способность таких улиц, как Широтная, Пермякова, 50 лет Октября. Основным центром притяжения пассажиропотока является центральная часть города. Чтобы обеспечить всем условия, должно быть больше парковочных мест, но центральную часть развивать очень сложно. Это большие затраты. И нужно понимать, что всех желающих парковками мы никогда не обеспечим. Поэтому для приезжающих в центр должен быть хорошо развит общественный транспорт.

С востока на запад Тюмень пересекают три магистрали, которые идут параллельно друг другу — это улицы Республики, 50 лет Октября и 50 лет ВЛКСМ. Так вот, на улице 50 лет ВЛКСМ нет пунктов притяжения, поэтому общественный транспорт там не нужен. Остаются две улицы, на которые нам следует обратить внимание, — это Республики и 50 лет Октября. На этих улицах, как мы видим, очень много припаркованных машин. То же самое на улице Ленина. Припаркованные вдоль дорог машины мешают проезду транзитного транспорта — тем, кто едет в район Дома обороны или в заречную часть города. А если в центральной части Тюмени на этих двух улицах организовать очень комфортные условия для пассажиров общественного транспорта, часть тюменцев безусловно откажется от поездки в центр на автомобиле. Таким образом разгружается центр, и для транзитного транспорта будут более комфортные условия. Что касается тех, кто живет, к примеру, на Войновке, а работает в заречной части города, будет уместнее пользоваться личным транспортом.

— Одним лишь развитием общественного транспорта владельцев автомобилей в автобусы не заманить, нужны и ограничительные меры.

— Вы правы, нужно ограничивать проезд в центр Тюмени. В какой-то степени Москва может стать для нас примером. В столице пытаются развивать общественный транспорт и одновременно ограничивать использование личного транспорта. Кончено, если стоимость часа парковки составляет 60−80 рублей, и ты ставишь машину возле офиса на весь рабочий день, то выйдет очень большая сумма за пользование автомобилем. Тогда человек начинает задумываться, а стоит ли ему и дальше ездить на работу на личном авто?

— Есть вариант поставить машину где-нибудь во дворе жилого дома, как у нас многие и делают.

— В Москве эта проблема решается комплексно. Вы правы, первое время с созданием платных парковок автомобилисты ставили свои автомобили во дворах, создавая неудобства местным жителям, но проблема решалась закрытием въезда во двор для посторонних. Такие же шлагбаумы начинают ставить и в тюменских дворах. Да, программа не популярная для автовладельцев. Спросите любого автомобилиста, он безусловно будет против. Тем не менее серьезная политическая воля плюс большие средства на создание инфраструктуры дают положительные результаты. По последним статистическим данным средняя скорость на улицах Москвы увеличилась, время на поездку уменьшилось и увеличилось количество парковочных мест. Средняя загрузка парковок — до 75 процентов. Платными парковками автомобилисты стали пользоваться для кратковременной стоянки машин, к примеру, чтобы сходить в магазин, в офис по делам. Это более рационально.

— По примеру Москвы можно расчистить улицы Герцена, Ленина, чтобы у тюменцев была возможность припарковаться и зайти в магазин, в кафе или отдохнуть на бульваре.

— Конечно же, львиная доля припаркованных машин в центре города принадлежат тем, кто работает в ближайших офисах.

— Принимая непопулярные меры, нужно быть готовым к повышению спроса на общественный транспорт?

— Естественно. В той же Москве предельная пропускная способность метрополитена на отдельных участках уже практически достигнута. Если люди и дальше будут пересаживаться с автомобилей на метро, оно уже не способно будет всех принять. Поэтому сейчас интенсивно строятся новые ветки.

Развивая общественный транспорт, мы должны понимать, что может увеличиться пассажиропоток и людям нужно создать комфортные условия. В то же время выделенная полоса повысит среднюю скорость общественного транспорта, соответственно в течение одного дня автобус может сделать больше рейсов, и можно будет повысить уровень комфорта тем же количеством автобусов. Это, безусловно, и экономия для городского бюджета. Эффект появится через некоторое время. Нужно понимать, что люди не сразу начнут пересаживаться на автобусы.

В идеале же нужно создавать выделенные полосы с реконструкцией дороги, как на улице Республики, где выделенные полосы появились после расширения улицы.

— Дмитрий Александрович, вы общаетесь со студентами, они готовы пересесть со своих автомобилей на автобусы?

— Думаю, что большинство студентов все-таки пользуется общественным транспортом, если говорить о студентах очной формы обучения. Очень мало кто из них имеет свои автомобили. Только к 3−4 курсу студенты идут учиться в автошколы. Большой приток автомобилей создают студенты-заочники во время сессии.

— А вы готовы пересесть на общественный транспорт?

— Мой дом находится недалеко от института транспорта, поэтому в пробках мне стоять не приходится. Я намеренно сделал выбор в пользу покупки квартиры в этом районе. Квартиры здесь дороже, зато высвобождается масса времени. Это было бы идеальным решением проблемы пробок для многих тюменцев, но к сожалению, у нас очень много промзон, где мало жилья, и много спальных районов, где вообще нет никаких предприятий. Но это уже тема для отдельного разговора.

(0)
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.