Представитель Отделения Банка России по Тюменской области отмечает, что жителям мегаполисов страховка, как правило, обходится дороже, чем автовладельцам в небольших городах или поселках.
_Многим автолюбителям, в этом году еще не оплатившим полис ОСАГО, предстоит сделать это уже по новым тарифам. О том, какие изменения произошли в формировании тарифов и чего стоит ожидать от индивидуализации ОСАГО тюменским автовладельцам, рассказал главный экономист Отделения Банка России по Тюменской области Денис Турыгин._
— Денис Владимирович, с 24 августа вступили в силу поправки в закон об ОСАГО по индивидуализации тарифов, а 5 сентября — соответствующее указание Банка России. Расскажите, в чем суть нововведений?
— В настоящее время реализуется второй этап реформы ОСАГО, первый начался в 2019 году, когда был расширен тарифный коридор на 20% вверх и вниз. По новым правилам тариф будет определяться в зависимости от факторов, характеризующих конкретного водителя. Каждая страховая компания самостоятельно будет определять набор таких факторов. Такое право прописано в законе.
Это могут быть и нарушения правил дорожного движения (проезд на красный цвет, превышение скорости), а также другие критерии и обстоятельства: возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и образование водителя, наличие у него детей, установка на автомобиле телематических устройств и другие. Это позволит страховщикам назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто лихачит и нарушает правила дорожного движения.
При этом страховые компании не вправе ставить размер базового тарифа в зависимость от национальности, вероисповедания, политических взглядов и должности автовладельца.
Страховщики обязаны публиковать на своих сайтах полные списки факторов, которые влияют на их базовые тарифы, и калькуляторы для расчета стоимости полиса. Поэтому перед оформлением полиса ОСАГО имеет смысл зайти на сайты нескольких компаний и сравнить их предложения. Чтобы у страховых компаний было больше возможностей сделать тариф индивидуальным для каждого водителя, Банк России своим указанием расширил диапазон базовых ставок для легковых автомобилей физических лиц на 10% вверх и вниз.
— Как изменится средняя стоимость полиса? Если тарифный коридор расширяется на 10% для легковых автомобилей, то не получится ли, что страховщики всем поднимут стоимость на эти 10%?
— Ожидается, что, в случае стабильности макроэкономических показателей, средняя стоимость полиса для легковых автомобилей физических лиц останется примерно на нынешнем уровне.
В прошлом году тарифный коридор был расширен на 20%, и по итогам года средняя премия снизилась в целом по России для легковых автомобилей на 3,5% по сравнению с 2018 годом. В наших регионах — Тюменской области и на Ямале — средняя цена полиса ОСАГО снизилась на 4%, в Югре — немногим более 3%. Кроме того, на рынке присутствует конкуренция за хорошего клиента, поэтому страховщикам просто невыгодно повышать цену полиса.
— На сколько снизится стоимость полиса для хорошего водителя?
— Важно отметить, что изменениями закона существенно расширена возможность индивидуального подхода к установке тарифа различных клиентов. Конкретные цифры снижения зависят от рыночной конъюнктуры.
Для основной массы потребителей тариф не изменится, однако законопослушные водители заплатят меньше, а тем, кто нарушает ПДД, придется раскошелиться.
Но мы предполагаем, что изменение тарифа будет происходить медленно, резкие движения не ожидаются.
— Что меняется в коэффициенте возраст-стаж?
— В отношении фактора «коэффициент возраст-стаж» статистика показывает: чем меньше возраст и стаж водителя, тем чаще он становится виновником ДТП. Из-за этого молодым и неопытным водителям страховка обходится дороже.
Была составлена текущая разбивка по возрасту и стажу и уточнены значения коэффициентов. При этом у большего числа водителей КВС пусть и незначительно, но снижается. Для примера: у молодых водителей 22−24 лет со стажем 3−4 года, коэффициент возрастет на 4%, а у тех, кому 59 лет с большим стажем вождения — снизится на 3%.
— Изменятся ли региональные коэффициенты? В Тюмени снизится?
— Этот коэффициент связан со статистикой страховых выплат в конкретном регионе. Обычно чем больше машин на дорогах, тем выше вероятность, что кто-нибудь с кем-нибудь столкнется. Поэтому жителям мегаполисов страховка, как правило, обходится дороже, чем автовладельцам в небольших городах или поселках. В отношении региональных коэффициентов значения также были уточнены на основе доступной статистики. Да, в городах большой Тюменской области коэффициенты незначительно, но снижаются. Наибольшее снижение — в городах Тюмени и Сургуте — на 5%.
# Еще по теме:
Опытные и осторожные водители получают снижение тарифа по ОСАГО
_Фото предоставлено пресс-службой Отделения Банка России по Тюменской области_