Dipol FM | 105,6 fm

Денис Маклаков: Для развития бизнеса всегда полезно немного встряхнуться

Те ожидания, которые у меня были, оправдались на сто процентов.

_Осенью на базе Института дополнительного и профессионального образования ТюмГУ по инициативе регионального департамента инвестполитики и господдержки предпринимательства Тюменской области стартовала бесплатная обучающая федеральная программа для руководителей малого и среднего бизнеса, направленная на повышение эффективности местного предпринимательства в условиях ВТО. Этой осенью несколько групп курсантов получили новые знания в пяти городах Тюменской области: Тюмени, Ялуторовске, Тобольске, Ишиме, Заводоуковске. Своими впечатлениями о пройденном курсе со «Вслух.ру» поделился один из выпускников программы — директор семейного кафе американской кухни «Макоста», предприниматель Денис Маклаков._

— Денис, как вы узнали об этой программе?

— Услышал рекламу по радио.

— Расскажите, с какой целью вы пошли на обучение?

— Для развития бизнеса и для личного развития. У меня такой момент был в жизни, что я взял паузу в работе. Надо было кое-какие договоренности с партнерами переосмыслить. Так совпало, что учеба начиналась как раз в это же время. Для развития бизнеса всегда полезно немножко встряхнуться.

— Встряхнуться в плане мотивации?

— Когда много работаешь, попадаешь в текучку. Она затягивает. Бывает тяжело со стороны посмотреть на свое дело, на организацию работы, на цели. Я вырвался, взял неделю отпуска и получил новые знания. С их помощью смог посмотреть на процессы, которые происходят в бизнесе, оценить их, доработать, улучшить. У меня после этих курсов появился интерес к дополнительному обучению.

— В каком формате проходили занятия? Это семинары, лекции, общение с бизнес-тренерами?

— Это не вузовские лекции, а скорее семинары — общение с обратной связью. Тренеры делились знаниями и опытом, получали в ответ наши мнения и вопросы.

— Что из теории было полезным для вас на практике?

— Я старался выбирать наиболее для себя интересные темы, те, в которых шла речь о личной эффективности руководителя, о структурных вещах в бизнес-процессах, о целеполагании. Я в своей жизни посещал различные тренинги, у меня большой опыт учебы в разных форматах. На этих курсах порой слышал то, о чем уже знал. Но мне напомнили об этом. И для меня некоторые слова были откровением. Это обучение вновь открыло мне глаза. Я сидел и сразу на занятии формулировал идеи. После этого встречался с коллегами и обсуждал с ними вопросы обучения и личностного развития, обдумывал возможность еще поучиться и улучшить свои знания. Конечно, было много полезного, что можно применить на практике. Например, для меня актуален вопрос медиапланирования. Прежде он у меня был не оформленным. А благодаря повышению квалификации осознал какие-то моменты. Сейчас продолжаю заниматься самообучением. Прописываю, в какой последовательности, что и когда я буду делать.

— Вы упомянули, что проходили несколько подобных курсов. Организаторы нынешних могли бы что-нибудь улучшить в своих занятиях?

— Я никогда не пойду на тренинг, если мне его не рекомендовали знающие люди. Поэтому я не был на тренингах плохого качества. На этих курсах уровень очень высокий. Конечно, не было глубины, какой хотелось бы. Но настолько было ограничено время и настолько широким был спектр тем, что просто невозможно было информацию подать еще более многогранно. Я заранее понимал, какова цель и каков формат занятий. Те ожидания, которые у меня были, оправдались на сто процентов. У меня только положительные эмоции.

— В финале курсов проходил своеобразный конкурс бизнес-планов. Вы принимали участие?

— Нет, не принимал. По двум причинам. Во-первых, я был ограничен во времени. Во-вторых, я слишком поздно узнал, что победители конкурса поедут в Германию на стажировку.

— Расскажите о своем бизнесе. Чем вы занимаетесь?

— Я работаю в сфере общепита. Компания называется «Макоста». Это точка на фудкорте.

— Вы работаете по франшизе?

— Хочу вас обрадовать, на нашем фудкорте нет ни одного заведения, работающего по франшизе. Мое направление — это кафе. Я по сути один из двух человек, кто делал его с нуля. И все процессы организовывал, не имея никакого опыта и не имея помощников, которые могли бы что-то подсказать. Набивал шишки.

— Не было опыта в общепите или в бизнесе вообще?

— В бизнесе опыт был. А общепит для меня — новый формат. Я сюда попал чудом.

— Почему решили идти в общепит? Конкуренция довольно большая.

— У меня был другой проект до этого. Он пережил этапы бурного роста, умеренного плато и спада. Можно было еще поиграться, но я немножко изжил себя в том бизнесе, хотелось чего-то другого. Пойти в общепит была даже не моя инициатива. Пришли товарищи, сказали: у нас идея, но нам не хватает одного человека. Я ответил: хорошо, давайте попробуем. Пробуем с переменным успехом. Это очень интересно. Мне нравится. Уже были и взлеты, и падения. Сейчас на фудкорте выросла конкуренция. У нас произошел некий спад. Все время придумываем что-то, изобретаем. В частности, сейчас я поднимаю с нуля направление доставки комплексных обедов для организаций и доставки американских блюд под брендом «Макоста». Я — управляющий этого направления. Развиваю старт-ап. По сути, это новый бизнес.

— В чем заключалась идея, которую вам предложили?

— Изначально была идея попробовать небольшим островком что-нибудь сделать. Но все преобразовывалось в процессе реализации замысла. Сейчас концепция этого кафе — американская кухня: бургеры, хот-доги, картошка фри, наггетсы, различные роллы, салаты. Плюс к этому, у нас есть обычная европейская и русская кухни, бизнес-ланчи.

Были у нас и различные креативные идеи. Мы пробовали и понимали, что мы не такие умные, чтобы прийти и сразу разбогатеть. Если бы это было так, каждый второй был бы уже богатым. Поэтому набивали шишки. В целом бизнес развивается. Появляются новые идеи.

— Какие основные ошибки совершают те, кто делает первые шаги в общепите?

— У каждого свои шишки. Потому что у каждого свои мысли, задумки, понимание. Нам казалось, что если на рынке нет какого-то продукта и мы с ним выйдем, то сразу покорим Тюмень. Но есть некоторые позиции, которые востребованы и которые можно даже повторять. Они успешны просто за счет того, что продукт пользуется популярностью. Мы поняли, что даже если продукт уникален, надо вкладываться деньгами и временем, чтобы его раскрутить, либо вообще не нужно связываться с ним. Либо что-то гениальное должно быть в маркетинге. Мы не раз наступали на эти грабли. Кроме того, мы приобрели мармит. Это такая большая емкость, которая подогревает еду. В нашей ситуации он был не нужен.

— Почему не стали брать франшизу? Не нашли подходящего варианта или в принципе не захотели покупать?

— У меня определенное видение франчайзинга. При продаже франшизы всегда описывается, что это такая сказка, она столько рисков сразу минимизирует. Она на самом деле минимизирует: если человек заходит в бизнес, а у него нет опыта, то франшиза — это спасение. Но она подразумевает большие вложения, чем нужны для точно такого же кафе. Из-за концепции, внешнего облика, взносов и роялти. При этом хорошо если франчайзер, который продает франшизу, помогает анализом, выбором места и делает это качественно. Очень много примеров, когда люди покупали франшизу и оказывалось, что продукт не тот — не востребован. И поделать ничего нельзя. Ни один франчайзер не даст стопроцентную гарантию успеха, а денег возьмет в любом случае.

— Какие планы вы определили себе на ближайшую перспективу?

— Цель одна — нужно, чтобы доставка начала приносить прибыль. Я веду переговоры с организациями и вижу в этой работе большие перспективы.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!