Мы поговорили о мифах, которые связаны с этой процедурой.
Ежегодно пересадка костного мозга необходима более чем 5 тысячам россиян: около 4 тысяч — взрослые, 900 — дети. Это люди с онкологическими и гематологическими заболеваниями, нарушениями в системе кроветворения и иммунной системе. Для них трансплантация чаще всего — последний шанс выжить.
В российском регистре сейчас более 150 тысяч доноров, а нужно в 5 раз больше! Для сравнения, в Германии около 10 миллионов. В разных странах мира, в том числе в России, создают и пополняют регистры неродственных доноров костного мозга — добровольцев, чьи клетки могут подойти тяжелобольному человеку. Среди родственников найти донора получается лишь в 15-20% случаев. Поэтому регистры помогают разыскать среди совершенно посторонних людей «генетических близнецов», чьи наборы генов бы совпали. Шансов на такое совпадение — 1 на 10 тысяч. И чем больше добровольцев вступают в регистры, тем выше шанс спасти человека.
Мы уже беседовали с Анатолием Княжевым, чей костный мозг пересадили незнакомому мужчине. В этот раз вместе с Евгением Лепёшкиным, другим тюменцем, ставшим донором, поговорили о мифах, связанных с этой темой.
Евгений узнал о донорстве костного мозга из интернета. Решение пройти HLA-типирование — то, что в будущем поможет подобрать реципиента (нуждающегося в пересадке) — и вступить в регистр потенциальных доноров принял не сразу. В прошлом году ему позвонили и попросили приехать в Санкт-Петербург сдать костный мозг. Здесь уже сомнений не было — Евгений согласился.
Миф 1. «Мне же придется платить за это все: сдачу крови на типирование, поездку в другой город»
Типирование является обязательной процедурой перед вступлением в регистр, поэтому она бесплатна. Процедура проходит как обычная сдача крови: врачи берут 4-9 миллилитров, до этого необходимо заполнить анкету — на нее уйдет не больше 10 минут. Евгений сдавал кровь в «Инвитро» — эта компания сотрудничает с Русфондом и проводит тест бесплатно. Другая такая организация — лаборатория CMD. Через 6-9 месяцев вас внесут в базу доноров костного мозга.
Саму трансплантацию костного мозга в России выполняют в нескольких клиниках. Тюменцев чаще всего отправляют в питерскую.
«Поездку туда-обратно, страховку оплачивал фонд. Обследование тоже — после того как врачи выяснят, что генотип совпал, назначат повторное типирование и тесты на основные заболевания. Это заняло недели две-три, обследование я проходил еще в Тюмени», — рассказал Евгений.
Миф 2. «Я сдал кровь, а мне не позвонили через год. Выходит, я больше никому не нужен»
Евгению сообщили о том, что он подошел реципиенту, спустя два года после внесения в регистр. По его словам, это исключение, а не правило.
«Вероятность совпадения потенциального донора и реципиента — 1:10000. Можно всю жизнь ждать звонка, а можно через неделю совпасть. Если вы в регистре и будет потребность, к вам обратятся в любом случае», — пояснил Евгений.
У донора и реципиента должны совпасть маркеры антигенов HLA. С их помощью иммунная система распознает, какие клетки принадлежат телу, а какие нет. Чужие она атакует и уничтожает, поэтому важно найти «генетического близнеца» для реципиента.
При этом такие маркеры передаются по наследству и могут совпасть у близких родственников. Но даже это не гарантия.
Миф 3. «Уже все знают — никаких игл в спину. Разок уколют, и все готово»
Процедура для донора действительно безболезненна, но все равно серьезна, как и подготовка. Забор клеток происходит по-разному. В первом случае донор находится под наркозом, и врачи, проколов тазовую кость, берут из нее небольшую часть костного мозга. Болезненные ощущения после операции снимают таблетками. Другой вариант — трансфузия. Из одной руки выкачивают кровь и прогоняют через прибор, отделяющий клетки, потом возвращают ее в другую руку.
Трансфузия была предпочтительнее для реципиента, поэтому Евгений остановился на ней.
«В моем случае боли почти не было — только потягивало внизу спины. Лекарство от этого — движение. Но другим донорам, например, нужен был ибупрофен, его выдали сразу. Побочных эффектов у препарата мало, как правило, доноры справляются», — рассказал Евгений.
Забор из тазовой кости длится около 30 минут, на трансфузию может уйти до пяти часов.
«В моем случае возможности чем-то себя занять не было, но это ведь и не проблема. Не курорт. В некоторых больницах есть телевизоры, кто-то приспосабливается книги читать», — пояснил Евгений.
Миф 4. «Явно будут последствия для здоровья»
Какой бы способ забора клеток вы ни выбрали, они восстановятся полностью в срок от недели до месяца. И это не отразится на здоровье.
«Врачи предупреждали что последствий не будет, их и не было», — рассказал Евгений.
Намного опаснее процедура для реципиента. После пересадки у него может развиться инфекция — перед операцией иммунитет подавляют. Организм реципиента может принять трансплантат за чужие клетки и атаковать их. Острая реакция может появится в течение 90-100 дней после пересадки, хроническая возникает после этого срока.
Миф 5. «Если согласился, обратного пути нет»
Если вам сообщили, что вы подошли реципиенту, отказаться разрешено в любой момент, но «генетическому близнецу» это может стоить жизни.
Перед процедурой реципиенту назначают курс высоких доз химиотерапии, чтобы уничтожить дефектные клетки костного мозга и иммунитет. После этого любая инфекция для него опасна.
«Когда находят донора, реципиент, как правило, на грани. Играть в игры хочу-не хочу уже некогда, потому что второго донора можно не успеть найти. Как жить потом с этим, осознавая, что мог помочь, но не помог?», — рассказал Евгений.
Миф 6. «Донором может стать кто угодно»
По словам тюменца, судьбоносный звонок может раздаться в любой момент, поэтому нужно быть готовым в короткое время собраться и улететь в другой город на донацию. Самому герою повезло — он работает программистом и может вести дела удаленно.
Вступить в регистр можно до 45 лет включительно, стать донором — до 50. Вес должен быть более 50 килограммов. Противопоказаниями являются злокачественные опухоли, болезни крови, полное отсутствие слуха и речи, психические заболевания
«У кого есть вредные привычки, лучше заняться собой в первую очередь, а потом уже помогать другим», — пояснил Евгений.
Сомнениями можно поделиться с профильными врачами. Но помощь не ограничена донорством. В России нет федерального регистра, существуют только отдельные фонды, которые и оплачивают бесплатное для клиентов типирование в лабораториях, обследования и существование регистров. В фонды можно оформить пожертвования или просто распространять информацию об их работе.
Справка
Чтобы войти в регистр потенциальных доноров, нужно сдать всего 4-9 мл крови на типирование. Сделать это можно в любом медицинском офисе «Инвитро». Потенциальным донором костного мозга может стать любой взрослый человек с 18 до 45 лет без противопоказаний по здоровью весом более 50 кг. Подробности — https://sbor.rdkm.ru/.