О работе исправительных учреждений Тюменской области и быте заключенных рассказал ВРИО начальника УФСИН России по Тюменской области Андрей Рукосмотров.
Как сегодня живется людям, которые в силу разных причин оказались в колонии? Чем они питаются, какие специальности осваивают, могут ли получить высшее образование или вступить в брак? В канун Дня работников уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России (12 марта) мы пообщались с руководителем системы, который ответил на вопросы нашего издания.
— Андрей Анатольевич, сколько в Тюменской области находится исправительных учреждений УФСИН? Назовите количество осужденных и за какие преступления они чаще всего отбывают наказание?
— На сегодняшний день в исправительных учреждениях области содержится более 7 тыс. 200 осужденных. Из них около 400 женщин и 55 несовершеннолетних. Начиная с 2020 года больше всего граждан, осужденных за незаконный оборот наркотиков, убийства и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
— Были ли случаи побегов?
— В минувшем году мы не допустили ни массовых беспорядков, ни побегов из-под охраны и при конвоировании.
— В прошлом году был осужден начальник ИК-1 за серию коррупционных преступлений. Существует ли у УФСИН служба внутренних расследований, призванная выявлять оборотней в погонах?
— К сожалению, такой случай имел место. В УФСИН России по Тюменской области есть отдел собственной безопасности. Противодействие коррупции — одно из приоритетных направлений деятельности этого подразделения, но за всеми не уследишь. Отдельные недобросовестные сотрудники вступают в сговор с осужденными, их родственниками и проносят на режимную территорию запрещенные предметы. Одним из ярких примеров стало уголовное дело, возбужденное в марте 2020 года, в отношении младшего инспектора группы надзора отдела безопасности исправительной колонии №2. Его задержали оперативники ОСБ при попытке пронести в колонию почти 220 граммов наркотиков. Чуть позже в рамках этого уголовного дела в отношении задержанного возбудили еще 22 уголовных дела по фактам получения взяток от осужденных за доставку в ИК мобильных телефонов и зарядных устройств. В октябре прошлого года суд назначил ему наказания в виде 5 лет лишения свободы.
— А как вы боретесь с незаконными посылками-перекидами?
— Сотрудники УИС патрулируют режимную территорию, им в помощь — стационарные и портативные металлоискатели. Осужденных и их родственников предупреждают об ответственности за доставку и передачу запрещенных предметов, а в комнатах ожидания демонстрируют посетителям видеофакты задержания граждан за эти нарушения. Посылки, передачи и бандероли, передаваемые осужденным, подвергаются тщательному досмотру, в том числе с привлечением служебных собак. Как показывает практика, чаще всего в незаконных посылках попадаются мобильные телефоны, сим-карты, различные устройства для средств связи, игральные карты, алкоголь и наркотические вещества. Нередко продукты питания становятся «контейнерами» для доставки запрещенных предметов.
На днях при досмотре посылки, предназначенной одному из осужденных ИК-2, сотрудники учреждения в банке с тушенкой нашли закладку с наркотиком, а в другой передаче — вафли, начиненные сим-картами. На контрольно-пропускном пункте этой же колонии недавно при досмотре заехавшего автомобиля «Газель» сотрудники службы безопасности в двух металлических трубах, залитых с торца бетоном, обнаружили тайники, в которых оказалось около 500 предметов средств связи (сотовые телефоны, зарядные устройства и сим-карты). Доставить запрещенные предметы в колонию пытался водитель грузовой машины, завозивший в учреждение металлоконструкции для работы на производстве.
Однако с развитием технического прогресса стали совершенствоваться и способы доставки запрещенных предметов. Например, участились случаи использования пневмопушек, арбалетов и даже квадрокоптеров. В частности, на прилегающей к одной из тюменских колоний территории сотрудники УИС задержали гражданина, который пытался с помощью квадрокоптеров отправить в колонию свертки с колодами игральных карт, телефонными наушниками, сим-картами различных операторов связи, мобильными телефонами и наркотиками. Беспилотники были принудительно посажены, а запрещенные предметы изъяты. В прошлом году за попытки передачи запрещенных предметов задержали 66 правонарушителей. 56 из них привлечены к административной ответственности, а в отношении 10 возбуждены уголовные дела.
Изъятые телефоны, которые пытались пронести в ИК
— Существуют ли сегодня так называемые вип-камеры?
— Никаких вип-камер в следственных изоляторах региона не существует. Условия содержания для всех одинаковые. При размещении подозреваемых и обвиняемых учитываются инкриминируемые им статьи и даже психологические особенности личности. При наличии финансовой возможности УФСИН в камерах устанавливаются телевизоры, холодильники и другая техника. Несовершеннолетним и женщинам с детьми создаются улучшенные материально-бытовые условия. Все помещения СИЗО оборудованы радиоточками, имеется своя библиотека, по заявлению подследственным предоставляются настольные игры. Для улучшения условий содержания в СИЗО постепенно проводятся текущие и капитальные ремонты. Например, в следственном изоляторе №1 г. Тюмени полностью произведен капитальный ремонт помывочных боксов (душевых), а также отремонтированы помещения медицинской части при учреждении (туботделение, перевязочный и процедурный кабинеты и др.).
— В советские времена колонии представляли собой серьезные промышленные предприятия. Сегодня сохранились производственные площади? Если да, то чем они загружены?
— Сегодня в муниципальных образованиях Тюмени, Тобольска и Тобольского района, Ишима и поселка Винзили находится 8 учреждений, исполняющих наказания. А на их базе созданы 6 центров трудовой адаптации осужденных, лечебно-производственные и учебно-трудовые мастерские. С 2017 по 2020 годы в учреждениях организовано 58 производственных участков, освоено 42 новых вида изделий (тротуарная плитка и бордюры, бетонные блоки, различные виды спецодежды, бахилы, комбикорм зерновой, светильники светодиодные, контейнеры для бытовых отходов и др.).
Среди осужденных есть специалисты различных профессий, которые могут быть задействованы в выполнении любого производственного заказа. В УФСИН России по Тюменской области функционируют 3 профессиональных образовательных учреждения и 3 их филиала, в которых обучаются и проходят переподготовку по специальностям, необходимым для выпуска продукции. В прошлом году более 1 тыс. 400 заключенных приобрели 21 рабочую специальность и стали газоэлектросварщиками, мастерами по индивидуальному пошиву обуви, поварами, слесарями, плиточниками и так далее.
Наши предприятия выпускают мебель, швейные, обувные, полимерные и сувенирные изделия (нарды, шахматы, картины и др.), товары народного потребления, строительные материалы, изделия металлообработки, продукцию сельского хозяйства и животноводства, муку, крупы, корма и продукты питания. Мы оказываем услуги по ремонту автотранспорта. Вся изготавливаемая продукция соответствует требованиям всех стандартов, технических условий и даже регламентов таможенного союза. На нее имеются сертификаты качества, декларации соответствия и лицензии.
— Сохранились ли подсобные хозяйства в УФСИН?
— В наших исправительных учреждениях 6 подсобных хозяйств, где содержится крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади, птица и кролики. Всего около 3 тыс. голов. В прошлом году мы произвели около 650 центнеров мяса, получили более 400 центнеров молока, а также вырастили 22,5 центнера картофеля и 80 — моркови и свеклы. В четырех колониях есть теплицы и парники общей площадью 950 кв.м. В некоторых из них круглогодично выращиваются различные овощи и зелень. Все это идет на питание спецконтингента, реализуется сотрудникам учреждений и сторонним лицам. Стоит отметить, что на подсобных хозяйствах сейчас трудоустроено 45 осужденных, а в весенне-осенний период работу получат около 100 человек.
— Известно, что осужденные имеют возможность получать среднее и профессиональное образование в стенах колоний. А доступно ли им высшее образование?
— В наших учреждениях созданы все условия, чтобы осужденные могли получить не только среднее, но и высшее образование. Для этого используются дистанционные технологии и заочная форма обучения.
Осужденные могут использовать учебно-материальную базу школ и высших учебных заведений посессионно и с использованием интернета. УФСИН сотрудничает с Тюменским индустриальным университетом и Московским финансово-промышленным университетом «Синергия».
По вопросу организации получения осужденными среднего и высшего профессионального образования по дистанционной форме обучения мы заключили соглашения о сотрудничестве с Современной гуманитарной академией и Автономной некоммерческой организацией «Высшая школа педагогики». Сегодня высшее образование в местах лишения свободы Тюменской области получают 28 осужденных.
— Есть ли у «зеков» возможность реализовать свои творческие таланты?
— На сегодняшний день кружковой деятельностью занимается более 4 тыс. осужденных. В приоритете резьба по дереву, оригами, вышивка, вязание крючком, шахматы, театральное и художественное чтение, изобразительное творчество, вокальные группы, студия кабельного телевидения и др. За последний год были созданы духовой оркестр в Ишимской колонии строгого режима и кукольный театр в Тюменской воспитательной колонии. Осужденные имеют возможность заниматься в различных спортивных секциях. Часто людям, находящимся на свободе, просто не хватает времени на какие-то занятия. А в колонии они пробуют рисовать, заниматься резьбой по дереву, моделированием и открывают в себе разные таланты.
— Что входит в рацион питания осужденных?
— Нормы подразделяются на общие минимальные и повышенные. В минимальный суточный рацион осужденного входят: хлеб, макаронные изделия, мясо, рыба, растительное масло, коровье молоко, куриные яйца, овощи, кисели или сушеные фрукты и др. Питание беременных и кормящих женщин, несовершеннолетних, больных, инвалидов I и II групп обеспечивается по повышенным нормам и дополнительно включает овощи и зелень, свежие фрукты, плодовые и ягодные соки, кондитерские изделия, какао, кофе, мясо птицы, колбасные изделия, творог, сметану и сыр.
— Браки заключаются на небесах. А возможно ли венчание в стенах тюменских колоний?
— Да, конечно. Если у кого-то из осужденных появляется желание обвенчаться, то для этого он может обратиться к руководству администрации колонии и к духовному наставнику, закрепленному за исправительным учреждением для подготовки к таинству брака. Препятствовать никто не будет, так как это событие помогает осужденному укрепить связь с близкими и напоминает, что жизнь не заканчивается, а дома их ждут родные. Отмечу, что за всеми исправительными учреждениями закреплены священнослужители. Регистрация брака — явление нередкое, а вот таинства венчания за последние несколько лет не было.
В 2020 году в исправительных учреждениях юга Тюменской области было зарегистрировано более 90 браков. Лидером по количеству регистраций стали исправительные колонии № 4, где женились 40 осужденных, и ИК № 2, где сочетались браком 30 человек. Меньше всего браков заключено в Тобольской женской колонии. Там только две женщины официально вышли замуж.Фото: пресс-службы УФСИН РФ по Тюменской области