Интервью с начальником управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, чье ведомство непосредственно развивает франчайзинг в регионе
В преддверии III Всероссийского форума «Франчайзинг.Регионы», который пройдет в Тюмени 16 апреля, корреспондент «Вслух.ру» встретился с начальником управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андреем Пантелеевым, чье ведомство непосредственно развивает франчайзинг в нашем регионе.
— Андрей Вадимович, чего ждать посетителям на предстоящем форуме?
— Мы конечно же постараемся сохранить все наши традиционные удачные блоки, но и новинках не забудем. Во-первых, естественно будет выставка франшиз. Мы ждем порядка 35−40 франшиз. Соответственно, наши предприниматели смогут подойти к франчайзерам, задать вопросы, провести прямые переговоры, позволяющие быстрее договориться. Потому что через телефон и интернет нельзя понять всего, нужно обязательно увидеть друг друга, почувствовать, так сказать, дух компании. Зачастую ведь люди выбирают франшизу именно по этому принципу.
— Будут ли на форуме какие-то интересные новые франшизы?
— Сначала хотел бы отметить, что к нам приедут даже те компании, которые уже представлены в нашем регионе — те же Subway и «Тонус-клуб». Потому что они понимают, что на форуме будет около 10 моих коллег из других субъектов, которые привезут с собой своих предпринимателей. Это, кстати, одно из новшеств нынешнего мероприятия. Мы сейчас ведем переговоры с администрациями Крыма и Севастополя. Понимаете, для того, чтобы за 3−4 месяца преобразить местные рынок и инфраструктуру, и при этом сохранить местный малый и средний бизнес, франчайзинг — идеальный вариант. Разговор вызвал неподдельный интерес крымской стороны, так что, несмотря на их серьезную загруженность в эти дни, мы надеемся увидеть на форуме и крымчан.
Что касается интересных проектов — мы плотно весь год работали с Х5 Retail Group и они везут к нам бренд «Пятерочка» с предложением так называемого обратного франчайзинга. Что это значит — предприниматель сам обеспечивает точку продаж, нанимает сотрудников, платит им зарплату, но не покупает продукты. Продукты ему в полном объеме поставляется, его задача — реализовать их. Потом уже, с объема продаж предпринимателю выплачивается роялти — отсюда и термин «обратный франчайзинг». Почему мы поддерживаем эту инициативу — дело в том, что продуктовые магазины в муниципалитетах области при входе на их рынок «Магнита» испытывают серьезные сложности и вынуждены строить бизнес по-другому, о чем сигнализируют нам. Уже сейчас несколько предпринимателей находятся в стадии подписания соглашений с сетью «Пятерочка» — в Ишиме, в Ялуторовске. Думаю, этот продукт будет интересен. Продолжая тему продуктового ритейла, мы будем представлять одну из первых тюменских франшиз в продуктовом секторе — это фирменный проект сельхозпроизводителя «Ясень-агро», магазин «Покровский». И конечно, на форуме свою франшизу покажет SPAR. Тема продуктового ритейла, в принципе одна из основных — именно цивилизованная розница наиболее востребована сейчас в муниципалитетах.
— Какие еще сферы бизнеса, которые можно развивать по франчайзингу, востребованы за пределами областного центра?
— Думаю, что после заполнения ниши продовольственный розницы, люди обратят свое внимание на магазины строительных материалов, того же «Крепыжа», например, который в этом году оформил свой продукт во франшизу. Затем уже пойдет сфера услуг — салоны красоты, ремонтные работы, образовательные центры для детей и пр.
— Форум — это не только выставка франшиз, но и обучающие мероприятия. Какие из них планируется провести в этом году?
— Да, конечно, у нас будет дискуссионная площадка. Будет и наш традиционный обучающий блок, который раньше назывался «Франчайзинг от «А» до «Я», а в этом году будет носить название «Стартап-сессия». Это мероприятие, где начинающий франчайзи сможет найти для себя ответы на наиболее частные вопросы. Как выбрать франшизу, где взять деньги на ее покупку
— Опыт нашего региона действительно настолько удачный?
— Мы были первыми, кто показал, что путь развития франчайзинга, когда рынок крупных городов уже насыщен, лежит через муниципалитеты. И площадка развития регионального франчайзинга закрепилась за Тюменью. Тюмень — центр этого развития.
— Чуть более года назад в Тюмени открылось региональное представительство Российской ассоциации франчайзинга (РАФ). Как бы вы оценили его работу?
— Наше представительство РАФ стоит отметить отдельно. При их непосредственном участии форум «Франчайзинг. Регионы» пройдет в этом году на шести площадках УрФО. Уже прошло мероприятие в Екатеринбурге, на очереди: Тюмень, Челябинск, Курган, Сургут и Новый Уренгой. Мы рассматриваем это как способ продвижения наших франшиз за рамки региона. Хочется отметить, что некоторые концепции уже достойно показали себя в Екатеринбурге. Некоторые свердловские предприниматели, например, приехали на мероприятие специально для встречи с «Арсенал+». Большая активность была вокруг «Крепыжа». За этот год мы поймем, насколько правильный пусть мы выбрали. И конечно же мы хотим, чтобы и коллеги из других регионов предлагали свои франшизы в тех сферах бизнеса, которые не представлены у нас.
— Кстати, из тюменских франшиз мы больше всего слышим об «Этажах». А насколько активно другие местные продают свой продукт?
— Понимаете, модель «Этажей» была, во-первых, очень сильно отработана; во-вторых, изначально подразумевала быстрое расширение. Предпринимателю, чтобы подключиться к «Этажам», не нужно делать больших финансовых вложений. Успех именно в этом. Остальным нужно еще найти свою нишу, свою аудиторию. На это может уйти не один год. Но меня радует, что поступательное движение идет. «Молоток» четыре франшизы продал в прошлом году, в «Кванту+» вот уже из Архангельска звонят… Есть и совершенно беспрецедентный шаг — компания «In Green», посетив московскую выставку Buy Brand, получила настолько широкий отклик, что вынуждена перенести свой офис в Москву, потому что оттуда удобнее управлять бизнесом на европейской части России. Свои же 4−5 объектов в Тюмени, с которых все начиналось, компания продает.
— Насколько муниципальный бизнес активен в плане приобретения франшиз?
— Вспомним Тюмень. Крупный город с развитым предпринимательством, но у нас полтора года ушло только на то, чтобы слова «франчайзинг» перестали бояться. В муниципалитетах же постепенное движение началось только год назад. На прошлый приехали только самые активные представители муниципального бизнеса — те, которые сами ищут новые пути развития. За прошедший год мы существенно расширили охват и в первую очередь доносили всю информацию до администрации муниципальных образований — начинать всегда нужно с головы. И договорились о некоторых дальнейших шагах — во-первых, в форуме поучаствуют все муниципалитеты; во-вторых, главы привезут с собой делегации предпринимателей. Думаю, их будет около 100. И наша задача обеспечить муниципальный бизнес необходимой информацией. Кроме того, мы ввели практику проведения специальных вебинаров на тему франчайзинга. Там участвую я, там участвуют представители муниципальных образований, представители РАФ, и один франчайзер, который презентует свою региональную франшизу. Например, на последнем вебинаре мы видели как прямо на этой площадке чуть не была совершена сделка — два человека сказали, что готовы купить «Крепыж». Присутствует на вебинаре и действующий франчайзи, который делится с коллегами своим опытом — плюсами, минусами, всеми тонкостями ведения бизнеса по франчайзингу. Вебинары очень полезны. С их помощью мы представим все региональные франшизы в течение года.
— Какие новые региональные франшизы за появились прошедший год?
— Здесь стоит отметить сеть строительных магазинов «Крепыж» и City-Fox. Последний проект родился из сотрудничества образовательного детского центра «Ступеньки» и сети фитнес-центров City Fitness. Это удачный пример слияния двух концепций в одно целое, что кстати может стать новым трендом в развитии франчайзинга. Люди просто вовремя поняли, что многие родители, которые привозят своих детей на какое-либо обучение, вынуждены попросту терять полтора-два часа в ожидании. А теперь у них есть возможность провести это время с пользой, заняться спортом.
— Какие еще тенденции можно выделить на рынке франчайзинга?
— Сейчас многие бизнесы уже на стадии организации пишут свою франшизу. Например, сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы на форум приехала социальная франшиза «Стало мало». В чем ее смысл — у многих из нас, когда дети вырастают, остаются бесхозными детские игрушки, какие-то вещи. Выкинуть жалко, детские сады и детдома, слава богу, сейчас нормально обеспечиваются. И вот появляется магазин, куда это все можно сдать, пусть за небольшие, но деньги. Они уже имеют 15 заявок, при том, что честно признают — франшиза еще до конца не доделана. Но люди не обращают на это внимания — они уже хотят эту франшизу.
— Вернемся к форуму. В программе заявлено два дня, что запланировано на второй?
— Мы отдаем его на то, чтобы наши региональные франчайзеры всех заинтересованных могли вывезти к себе на объекты. Мы же спокойно пообщаемся со своими коллегами из органов власти других регионов, поделимся опытом, постараемся выйти на более плотный уровень отношений. За прошлый мы списались со всеми регионами РФ, более 60 из них заинтересованы в развитии франчайзинга, часть регионов, как я уже говорил, приедет на форум. У каждого конечно свое понимание этого процесса — вот мы и хотим сделать широкий обмен мнениями.
— Если брать форум за некую точку отсчета, чего по вашему удалось добиться со времени последнего форума в плане развития франчайзинга в регионе?
— У нас получилось продолжить развитие в части написания франшиз, их стало больше. Это вообще приобретает эффект снежного кома, с постепенным началом и быстрым последующим движением. Удалось вывезти наших франчайзеров на Buy Brand. Получилось за год подготовить муниципальные образования к нашему новому форуму. Мы продумали систему продвижения за рамки региона по всему УрФО. Если к нам приедут коллеги из упомянутых выше министерств — это тоже будет достижением, потому что нам есть что показать и есть что транслировать на всю территорию РФ.
— После форума работа по развитию франчайзинга не закончится. По каким основным направлениям она будет вестись вашим ведомством?
— Во-первых, мы продолжим практику проведения вебинаров, которые показывают себя только с лучшей стороны. Мы планируем более плотное взаимодействие с муниципальными образованиями, но уже на уровне предпринимательского сообщества, а не только администраций. В прошлом году мы провели исследование — чего не хватает муниципальным образованиям. Теперь это требует более детальной сегментации — например, какой именно формат продовольственного магазина нужен в том или ином муниципалитете.
У нас есть ряд компаний, стоящих на пороге оформления своего бизнеса во франшизу. Тот же «Старый фотограф» готов начать тиражировать свою багетную мастерскую. Идут переговоры с салоном красоты, с ателье, с компанией по сервисному обслуживанию салонов красоты. Вообще, сфера услуг — это серьезная перспектива для муниципалитетов. Из этого, кстати, вытекает другой блок работы — написание франшиз, мы продолжим развивать это направление, тем более что у нас появилось несколько предприятий, оказывающих подобные услуги.
Мы планируем серьезное взаимодействие с предпринимателями в части тех проектов, которые проходят через Инвестиционное агентство Тюменской области. Серьезные надежды у нас на развитие по франчайзингу фирменной розницы товаропроизводителей по типу того же «Покровского». Хотим попробовать, можно ли продвигать региональную франшизу в формате производства. В секторе работы с регионами — мы хотим завершить заданный круг по УрФО и на следующий год понять как развиваться уже внутри федерального округа. И может быть наберемся опыта в части продвижения региональных франшиз по всей России. Опыт компании «Этажи» показывает, что это возможно и в Тюмени действительно можно создать федеральную сеть.